Вход    
Логин 
Пароль 
Регистрация  
 
Блоги   
Демотиваторы 
Картинки, приколы 
Книги   
Проза и поэзия 
Старинные 
Приключения 
Фантастика 
История 
Детективы 
Культура 
Научные 
Анекдоты   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Персонажи
Новые русские
Студенты
Компьютерные
Вовочка, про школу
Семейные
Армия, милиция, ГАИ
Остальные
Истории   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Авто
Армия
Врачи и больные
Дети
Женщины
Животные
Национальности
Отношения
Притчи
Работа
Разное
Семья
Студенты
Стихи   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Иронические
Непристойные
Афоризмы   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рефераты   
Безопасность жизнедеятельности 
Биографии 
Биология и химия 
География 
Иностранный язык 
Информатика и программирование 
История 
История техники 
Краткое содержание произведений 
Культура и искусство 
Литература  
Математика 
Медицина и здоровье 
Менеджмент и маркетинг 
Москвоведение 
Музыка 
Наука и техника 
Новейшая история 
Промышленность 
Психология и педагогика 
Реклама 
Религия и мифология 
Сексология 
СМИ 
Физкультура и спорт 
Философия 
Экология 
Экономика 
Юриспруденция 
Языкознание 
Другое 
Новости   
Новости культуры 
 
Рассылка   
e-mail 
Рассылка 'Лучшие анекдоты и афоризмы от IPages'
Главная Поиск Форум

Осип Мандельштам - Мандельштам - Собрание стихотворений

Проза и поэзия >> Русская и зарубежная поэзия >> Русская поэзия >> Осип Мандельштам
Хороший Средний Плохой    Скачать в архиве Скачать 
Читать целиком
Осип Мандельштам. Собрание стихотворений



     * OCR по изд.: Осип Мандельштам. Сочинения в 2-х тт. Том 1: Стихотворения, переводы. Сост. С. Аверинцев и П. Нерлер. Москва, Художественная литература, 1990 (далее "СС2"). Дополнения текстов, вычитка, исправления и хронология -- по изд.: Осип Мандельштам. Собрание сочинений в 4-х тт. Сост. П. Нерлер и А. Никитаев. Москва, 1993 ("СС4"). В файл не вошли комментарии и материалы, включЈнные в СС4, но отсутствующие в СС2, а именно многочисленные переводы стихов иностранных поэтов и некоторые варианты и наброски стихотворений. Варианты указаны в случае значительного расхождения источников, за основной принят СС4. Электронный текст подготовлен для некоммерческого распространения. С. Виницкий, 1999-2000.
-------- Из комментария к изданию 1990 г.


     Первые стихотворные публикации Мандельштама появились в 1907 г. в журнале Тенишевского коммерческого училища "Пробужденная мысль", но подлинный литературный дебют состоялся в августе 1910 г. в девятом номере журнала "Аполлон", где была напечатана подборка из пяти стихотворений.

     При жизни Мандельштама вышло шесть его поэтических книг: три издания "Камня" (1913, 1916 и 1923), "Tristia" (1922), "Вторая книга" (1923) и "Стихотворения" (1928). В 1931 -- 1932 гг. поэт заключил договоры на сборники "Избранное" и "Новые стихи", а также на двухтомное собрание сочинений, но эти издания не состоялись.

     Первое в СССР посмертное издание стихов Мандельштама было анонсировано в 1958, но вышло только в 1973 г.-- Мандельштам О. Стихотворения (Библиотека поэта. Большая серия). Л., Советский писатель, 1973 (переизд. в 1974, 1978 и 1979 гг.). О намерении издать двухтомник О. Мандельштама в "Художественной литературе" свидетельствует копия письма председателя Комиссии по литературному наследию О. Э. Мандельштама К. М. Симонова директору изд-ва А. Косолапову от 5 июня 1968 г. (архив И. М. Семенко). Издание не состоялось.

     В настоящем издании впервые в СССР предпринята попытка собрать в одной книге все поэтическое наследие Мандельштама, включая стихи для детей и шуточные стихи. В Приложениях собраны разные редакции и наброски, а также экспромты, отрывки или строки из уничтоженных или утерянных стихов. Принципы композиции и текстологии, принятые в издании, раскрываются в преамбулах к комментариям к каждому разделу, все исключения оговариваются. Особенности авторской орфографии максимально сохранены. В отношении пунктуации применен дифференцированный подход, позволяющий сочетать адекватность передачи смысла с современными нормами правописания и явными особенностями авторской пунктуации (Мандельштам, как известнo, пренебрегал знаками препинания и правилами их расстановки, исходя исключительно из мелодики стиха, нередко он диктовал свои стихи жене или другим лицам, не вмешиваясь в пунктуацию при авторизации текстов). Нумерация строф, часто встречающаяся в автографах и прижизненных публикациях Мандельштама, не приводится.

     Под ст-ниями проставлены даты написания, через запятую -- даты их авторской переработки. Косвенные датировки даются в угловых скобках, предположительные -- со знаком вопроса в круглых скобках. Переводы иностранных слов в текстах даются под строкой (исключения отмечены в комментариях). Текст, зачеркнутый автором, дается в квадратных скобках, а неавторский текст -- в угловых.

     (...)
-------- Из предисловия к изданию 1993 г.


     (...) Мы не только восполняем некоторые лакуны, но и вносим ряд уточнений в тексты издания, являющегося для нас базовым: Осип Мандельштам. Сочинения в двух томах. Сост. С. С. Аверинцева и П. М. Нерлера. М. Художественная литература, 1990.

     (...)

     Особенности авторской орфографии и пунктуации, по возможности, учтены. (...) Длинные отточия означают обрыв текста в источнике.

     (...)


     П. Нерлер, А. Никитаев
-------- Камень
--------
x x x


     Звук осторожный и глухой

     Плода, сорвавшегося с древа,

     Среди немолчного напева

     Глубокой тишины лесной...


     1908
--------
x x x


     Сусальным золотом горят

     В лесах рождественские елки;

     В кустах игрушечные волки

     Глазами страшными глядят.


     О, вещая моя печаль,

     О, тихая моя свобода

     И неживого небосвода

     Всегда смеющийся хрусталь!


     1908
--------
x x x


     Из полутемной залы, вдруг,

     Ты выскользнула в легкой шали --

     Мы никому не помешали,

     Мы не будили спящих слуг...


     1908
--------
x x x


     Только детские книги читать,

     Только детские думы лелеять.

     Все большое далеко развеять,

     Из глубокой печали восстать.


     Я от жизни смертельно устал,

     Ничего от нее не приемлю,

     Но люблю мою бедную землю,

     Оттого, что иной не видал.


     Я качался в далеком саду

     На простой деревянной качели,

     И высокие темные ели

     Вспоминаю в туманном бреду.


     1908
--------
x x x


     Нежнее нежного

     Лицо твое,

     Белее белого

     Твоя рука,

     От мира целого

     Ты далека,

     И все твое --

     От неизбежного.


     От неизбежного

     Твоя печаль,

     И пальцы рук

     Неостывающих,

     И тихий звук

     Неунывающих

     Речей,

     И даль

     Твоих очей.


     <Декабрь?> 1909
--------
x x x


     На бледно-голубой эмали,

     Какая мыслима в апреле,

     Березы ветви поднимали

     И незаметно вечерели.


     Узор отточенный и мелкий,

     Застыла тоненькая сетка,

     Как на фарфоровой тарелке

     Рисунок, вычерченный метко,--


     Когда его художник милый

     Выводит на стеклянной тверди,

     В сознании минутной силы,

     В забвении печальной смерти.


     <Апрель?> 1909
--------
x x x


     Есть целомудренные чары --

     Высокий лад, глубокий мир,

     Далеко от эфирных лир

     Мной установленные лары.


     У тщательно обмытых ниш

     В часы внимательных закатов

     Я слушаю моих пенатов

     Всегда восторженную тишь.


     Какой игрушечный удел,

     Какие робкие законы

     Приказывает торс точеный

     И холод этих хрупких тел!


     Иных богов не надо славить:

     Они как равные с тобой,

     И, осторожною рукой,

     Позволено их переставить.


     1909
--------
x x x


     Дано мне тело -- что мне делать с ним,

     Таким единым и таким моим?


     За радость тихую дышать и жить

     Кого, скажите, мне благодарить?


     Я и садовник, я же и цветок,

     В темнице мира я не одинок.


     На стекла вечности уже легло

     Мое дыхание, мое тепло.


     Запечатлеется на нем узор,

     Неузнаваемый с недавних пор.


     Пускай мгновения стекает муть --

     Узора милого не зачеркнуть.


     1909
--------
x x x


     Невыразимая печаль

     Открыла два огромных глаза,

     Цветочная проснулась ваза

     И выплеснула свой хрусталь.


     Вся комната напоена

     Истомой -- сладкое лекарство!

     Такое маленькое царство

     Так много поглотило сна.


     Немного красного вина,

     Немного солнечного мая --

     И, тоненький бисквит ломая,

     Тончайших пальцев белизна.


     <Май?> 1909
--------
x x x


     На перламутровый челнок

     Натягивая шелка нити,

     О пальцы гибкие, начните

     Очаровательный урок!


     Приливы и отливы рук...

     Однообразные движенья...

     Ты заклинаешь, без сомненья,

     Какой-то солнечный испуг,


     Когда широкая ладонь,

     Как раковина, пламенея,

     То гаснет, к теням тяготея,

     То в розовый уйдет огонь!..


     16 ноября 1911
--------
x x x


     Ни о чем не нужно говорить,

     Ничему не следует учить,

     И печальна так и хороша

     Темная звериная душа:


     Ничему не хочет научить,

     Не умеет вовсе говорить

     И плывет дельфином молодым

     По седым пучинам мировым.


     Декабрь 1909, Гейдельберг
--------
x x x


     Когда удар с ударами встречается

     И надо мною роковой,

     Неутомимый маятник качается

     И хочет быть моей судьбой,


     Торопится, и грубо остановится,

     И упадет веретено --

     И невозможно встретиться, условиться,

     И уклониться не дано.


     Узоры острые переплетаются,

     И все быстрее и быстрей,

     Отравленные дротики взвиваются

     В руках отважных дикарей...


     1910, 1927
--------
x x x


     Медлительнее снежный улей,

     Прозрачнее окна хрусталь,

     И бирюзовая вуаль

     Небрежно брошена на стуле.


     Ткань, опьяненная собой,

     Изнеженная лаской света,

     Она испытывает лето,

     Как бы не тронута зимой;


     И, если в ледяных алмазах

     Струится вечности мороз,

     Здесь -- трепетание стрекоз

     Быстроживущих, синеглазых.


     1910
-------- Silentium


     Она еще не родилась,

     Она и музыка и слово,

     И потому всего живого

     Ненарушаемая связь.


     Спокойно дышат моря груди,

     Но, как безумный, светел день.

     И пены бледная сирень

     В черно-лазоревом сосуде.


     Да обретут мои уста

     Первоначальную немоту,

     Как кристаллическую ноту,

     Что от рождения чиста!


     Останься пеной, Афродита,

     И, слово, в музыку вернись,

     И, сердце, сердца устыдись,

     С первоосновой жизни слито!


     1910, 1935


     1 Молчание (лат.)
--------
x x x


     Слух чуткий парус напрягает,

     Расширенный пустеет взор,

     И тишину переплывает

     Полночных птиц незвучный хор.


     Я так же беден, как природа,

     И так же прост, как небеса,

     И призрачна моя свобода,

     Как птиц полночных голоса.


     Я вижу месяц бездыханный

     И небо мертвенней холста;

     Твой мир, болезненный и странный,

     Я принимаю, пустота!


     1910, 1922(?)
--------
x x x


     Как тень внезапных облаков,

     Морская гостья налетела

     И, проскользнув, прошелестела

     Смущенных мимо берегов.


     Огромный парус строго реет;

     Смертельно-бледная волна

     Отпрянула -- и вновь она

     Коснуться берега не смеет;


     И лодка, волнами шурша,

     Как листьями...


     <Не позднее 5 августа> 1910, 1927
--------
x x x


     Из омута злого и вязкого

     Я вырос, тростинкой шурша,--

     И страстно, и томно, и ласково

     Запретною жизнью дыша.


     И никну, никем не замеченный,

     В холодный и топкий приют,

     Приветственным шелестом встреченный

     Коротких осенних минут.


     Я счастлив жестокой обидою,

     И в жизни, похожей на сон,

     Я каждому тайно завидую

     И в каждого тайно влюблен.


     <Осень> 1910, 1927
--------
x x x


     В огромном омуте прозрачно и темно,

     И томное окно белеет.

     А сердце -- отчего так медленно оно

     И так упорно тяжелеет?


     То всею тяжестью оно идет ко дну,

     Соскучившись по милом иле,

     То, как соломинка, минуя глубину,

     Наверх всплывает без усилий.


     С притворной нежностью у изголовья стой

     И сам себя всю жизнь баюкай;

     Как небылицею, своей томись тоской

     И ласков будь с надменной скукой.


     1910
--------
x x x


     Душный сумрак кроет ложе,

     Напряженно дышит грудь...

     Может, мне всего дороже

     Тонкий крест и тайный путь.


     1910
--------
x x x


     Как кони медленно ступают,

     Как мало в фонарях огня!

     Чужие люди, верно, знают,

     Куда везут они меня.


     А я вверяюсь их заботе,

     Мне холодно, я спать хочу;

     Подбросило на повороте

     Навстречу звездному лучу.


     Горячей головы качанье,

     И нежный лед руки чужой,

     И темных елей очертанья,

     Еще невиданные мной.


     1911
--------
x x x


     Скудный луч холодной мерою

     Сеет свет в сыром лесу.

     Я печаль, как птицу серую,

     В сердце медленно несу.


     Что мне делать с птицей раненой?

     Твердь умолкла, умерла.

     С колокольни отуманенной

     Кто-то снял колокола.


     И стоит осиротелая

     И немая вышина,

     Как пустая башня белая,

     Где туман и тишина...


     Утро, нежностью бездонное,

     Полуявь и полусон --

     Забытье неутоленное --

     Дум туманный перезвон...


     1911
--------
x x x


     Воздух пасмурный влажен и гулок;

     Хорошо и не страшно в лесу.

     Легкий крест одиноких прогулок

     Я покорно опять понесу.


     И опять к равнодушной отчизне

     Дикой уткой взовьется упрек,--

     Я участвую в сумрачной жизни,

     Где один к одному одинок!


     Выстрел грянул. Над озером сонным

     Крылья уток теперь тяжелы.

     И двойным бытием отраженным

     Одурманены сосен стволы.


     Небо тусклое с отсветом странным --

     Мировая туманная боль --

     О, позволь мне быть также туманным

     И тебя не любить мне позволь.


     1911, 28 августа 1935
--------
x x x


     Сегодня дурной день,

     Кузнечиков хор спит,

     И сумрачных скал сень --

     Мрачней гробовых плит.


     Мелькающих стрел звон

     И вещих ворон крик...

     Я вижу дурной сон,

     За мигом летит миг.


     Явлений раздвинь грань,

     Земную разрушь клеть

     И яростный гимн грянь --

     Бунтующих тайн медь!


     О, маятник душ строг,

     Качается глух, прям,

     И страстно стучит рок

     В запретную дверь к нам...


     1911
--------
x x x


     Смутно-дышащими листьями

     Черный ветер шелестит,

     И трепещущая ласточка

     В темном небе круг чертит.


     Тихо спорят в сердце ласковом

     Умирающем моем

     Наступающие сумерки

     С догорающим лучом.


     И над лесом вечереющим

     Встала медная луна;

     Отчего так мало музыки

     И такая тишина?


     <Июнь> 1911
--------
x x x


     Отчего душа так певуча,

     И так мало милых имен,

     И мгновенный ритм -- только случай,

     Неожиданный Аквилон?


     Он подымет облако пыли,

     Зашумит бумажной листвой

     И совсем не вернется -- или

     Он вернется совсем другой.


     О, широкий ветер Орфея,

     Ты уйдешь в морские края,--

     И, несозданный мир лелея,

     Я забыл ненужное "я".


     Я блуждал в игрушечной чаще

     И открыл лазоревый грот...

     Неужели я настоящий

     И действительно смерть придет?


     1911
-------- Раковина


     Быть может, я тебе не нужен,

     Ночь; из пучины мировой,

     Как раковина без жемчужин,

     Я выброшен на берег твой.


     Ты равнодушно волны пенишь

     И несговорчиво поешь;

     Но ты полюбишь, ты оценишь

     Ненужной раковины ложь.


     Ты на песок с ней рядом ляжешь,

     Оденешь ризою своей,

     Ты неразрывно с нею свяжешь

     Огромный колокол зыбей;


     И хрупкой раковины стены,--

     Как нежилого сердца дом,--

     Наполнишь шепотами пены,

     Туманом, ветром и дождем...


     1911
--------
x x x


     О небо, небо, ты мне будешь сниться!

     Не может быть, чтоб ты совсем ослепло

     И день сгорел, как белая страница:

     Немного дыма и немного пепла!


     24 ноября 1911, 1915(?)
--------
x x x


     Я вздрагиваю от холода --

     Мне хочется онеметь!

     А в небе танцует золото --

     Приказывает мне петь.


     Томись, музыкант встревоженный,

     Люби, вспоминай и плачь,

     И, с тусклой планеты брошенный,

     Подхватывай легкий мяч!


     Так вот она -- настоящая

     С таинственным миром связь!

     Какая тоска щемящая,

     Какая беда стряслась!


     Что, если, вздрогнув неправильно,

     Мерцающая всегда,

     Своей булавкой заржавленной

     Достанет меня звезда?


     1912, 1937


     * Ранний вариант последней строфы:


     Что, если, над модной лавкою,

     Мерцающая всегда,

     Мне в сердце длинной булавкою

     Опустится вдруг звезда?
--------
x x x


     Я ненавижу свет

     Однообразных звезд.

     Здравствуй, мой давний бред --

     Башни стрельчатой рост!


     Кружевом, камень, будь

     И паутиной стань,

     Неба пустую грудь

     Тонкой иглою рань.


     Будет и мой черед --

     Чую размах крыла.

     Так -- но куда уйдет

     Мысли живой стрела?


     Или, свой путь и срок

     Я, исчерпав, вернусь:

     Там -- я любить не мог,

     Здесь -- я любить боюсь...


     1912
--------
x x x


     Образ твой, мучительный и зыбкий,

     Я не мог в тумане осязать.

     "Господи!"- сказал я по ошибке,

     Сам того не думая сказать.


     Божье имя, как большая птица,

     Вылетело из моей груди!

     Впереди густой туман клубится,

     И пустая клетка позади...


     Апрель 1912
--------
x x x


     Нет, не луна, а светлый циферблат

     Сияет мне,-- и чем я виноват,

     Что слабых звезд я осязаю млечность?


     И Батюшкова мне противна спесь:

     Который час, его спросили здесь,

     А он ответил любопытным: вечность!


     1912
-------- Пешеход


     М. Л. Лозинскому


     Я чувствую непобедимый страх

     В присутствии таинственных высот.

     Я ласточкой доволен в небесах,

     И колокольни я люблю полет!


     И, кажется, старинный пешеход,

     Над пропастью, на гнущихся мостках

     Я слушаю, как снежный ком растет

     И вечность бьет на каменных часах.


     Когда бы так! Но я не путник тот,

     Мелькающий на выцветших листах,

     И подлинно во мне печаль поет;


     Действительно, лавина есть в горах!

     И вся моя душа -- в колоколах,

     Но музыка от бездны не спасет!


     1912
-------- Казино


     Я не поклонник радости предвзятой,

     Подчас природа -- серое пятно.

     Мне, в опьяненьи легком, суждено

     Изведать краски жизни небогатой.


     Играет ветер тучею косматой,

     Ложится якорь на морское дно,

     И бездыханная, как полотно,

     Душа висит над бездною проклятой.


     Но я люблю на дюнах казино,

     Широкий вид в туманное окно

     И тонкий луч на скатерти измятой;


     И, окружен водой зеленоватой,

     Когда, как роза, в хрустале вино,--

     Люблю следить за чайкою крылатой!


     Май 1912
--------
x x x


     Паденье -- неизменный спутник страха,

     И самый страх есть чувство пустоты.

     Кто камни нам бросает с высоты,

     И камень отрицает иго праха?


     И деревянной поступью монаха

     Мощеный двор когда-то мерил ты:

     Булыжники и грубые мечты --

     В них жажда смерти и тоска размаха!


     Так проклят будь готический приют,

     Где потолком входящий обморочен

     И в очаге веселых дров не жгут.


     Немногие для вечности живут,

     Но если ты мгновенным озабочен --

     Твой жребий страшен и твой дом непрочен!


     1912
-------- Царское село


     Георгию Иванову


     Поедем в Царское Село!

     Там улыбаются мещанки,

     Когда уланы после пьянки

     Садятся в крепкое седло...

     Поедем в Царское Село!


     Казармы, парки и дворцы,

     А на деревьях -- клочья ваты,

     И грянут "здравия" раскаты

     На крик -- "здорово, молодцы!"

     Казармы, парки и дворцы...


     Одноэтажные дома,

     Где однодумы-генералы

     Свой коротают век усталый,

     Читая "Ниву" и Дюма...

     Особняки -- а не дома!


     Свист паровоза... Едет князь.

     В стеклянном павильоне свита!..

     И, саблю волоча сердито,

     Выходит офицер, кичась,--

     Не сомневаюсь -- это князь...


     И возвращается домой --

     Конечно, в царство этикета --

     Внушая тайный страх, карета

     С мощами фрейлины седой,

     Что возвращается домой...


     1912, 1927(?)


     * Вариант первой строфы по СС2: -- С. В.


     Поедем в Царское Село!

     Свободны, ветрены и пьяны,

     Там улыбаются уланы,

     Вскочив на крепкое седло...

     Поедем в Царское Село!
-------- Золотой


     Целый день сырой осенний воздух

     Я вдыхал в смятеньи и тоске.

     Я хочу поужинать, и звезды

     Золотые в темном кошельке!


     И, дрожа от желтого тумана,

     Я спустился в маленький подвал.

     Я нигде такого ресторана

     И такого сброда не видал!


     Мелкие чиновники, японцы,

     Теоретики чужой казны...

     За прилавком щупает червонцы

     Человек,-- и все они пьяны.


     -- Будьте так любезны, разменяйте,--

     Убедительно его прошу,--

     Только мне бумажек не давайте --

     Трехрублевок я не выношу!


     Что мне делать с пьяною оравой?

     Как попал сюда я, Боже мой?

     Если я на то имею право,--

     Разменяйте мне мой золотой!


     1912
-------- Лютеранин


     Я на прогулке похороны встретил

     Близ протестантской кирки, в воскресенье.

     Рассеянный прохожий, я заметил

     Тех прихожан суровое волненье.


     Чужая речь не достигала слуха,

     И только упряжь тонкая сияла,

     Да мостовая праздничная глухо

     Ленивые подковы отражала.


     А в эластичном сумраке кареты,

     Куда печаль забилась, лицемерка,

     Без слов, без слез, скупая на приветы,

     Осенних роз мелькнула бутоньерка.


     Тянулись иностранцы лентой черной,

     И шли пешком заплаканные дамы,

     Румянец под вуалью, и упорно

     Над ними кучер правил вдаль, упрямый.


     Кто б ни был ты, покойный лютеранин,--

     Тебя легко и просто хоронили.

     Был взор слезой приличной затуманен,

     И сдержанно колокола звонили.


     И думал я: витийствовать не надо.

     Мы не пророки, даже не предтечи,

     Не любим рая, не боимся ада,

     И в полдень матовый горим, как свечи.


     1912
-------- Айя-софия


     Айя-София -- здесь остановиться

     Судил Господь народам и царям!

     Ведь купол твой, по слову очевидца,

     Как на цепи, подвешен к небесам.


     И всем векам -- пример Юстиниана,

     Когда похитить для чужих богов

     Позволила Эфесская Диана

     Сто семь зеленых мраморных столбов.


     Но что же думал твой строитель щедрый,

     Когда, душой и помыслом высок,

     Расположил апсиды и экседры,

     Им указав на запад и восток?


     Прекрасен храм, купающийся в мире,

     И сорок окон -- света торжество;

     На парусах, под куполом, четыре

     Архангела прекраснее всего.


     И мудрое сферическое зданье

     Народы и века переживет,

     И серафимов гулкое рыданье

     Не покоробит темных позолот.


     1912
-------- Notre Dame


     Где римский судия судил чужой народ --

     Стоит базилика, и -- радостный и первый --

     Как некогда Адам, распластывая нервы,

     Играет мышцами крестовый легкий свод.


     Но выдает себя снаружи тайный план,

     Здесь позаботилась подпружных арок сила,

     Чтоб масса грузная стены не сокрушила,

     И свода дерзкого бездействует таран.


     Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

     Души готической рассудочная пропасть,

     Египетская мощь и христианства робость,

     С тростинкой рядом -- дуб, и всюду царь -- отвес.


     Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,

     Я изучал твои чудовищные ребра,--

     Тем чаще думал я: из тяжести недоброй

     И я когда-нибудь прекрасное создам...


     1912
--------
x x x


     Мы напряженного молчанья не выносим --

     Несовершенство душ обидно, наконец!

     И в замешательстве уж объявился чтец,

     И радостно его приветствовали: просим!


     Я так и знал, кто здесь присутствовал незримо:

     Кошмарный человек читает "Улялюм".

     Значенье -- суета, и слово только шум,

     Когда фонетика -- служанка серафима.


     О доме Эшеров Эдгара пела арфа.

     Безумный воду пил, очнулся и умолк.

     Я был на улице. Свистел осенний шелк...

     И горло греет шелк щекочущего шарфа...


     1912 (1913?), 2 января 1937
-------- Старик


     Уже светло, поет сирена

     В седьмом часу утра.

     Старик, похожий на Верлэна,

     Теперь твоя пора!


     В глазах лукавый или детский

     Зеленый огонек;

     На шею нацепил турецкий

     Узорчатый платок.


     Он богохульствует, бормочет

     Несвязные слова;

     Он исповедываться хочет --

     Но согрешить сперва.


     Разочарованный рабочий

     Иль огорченный мот --

     А глаз, подбитый в недрах ночи,

     Как радуга цветет.


     А дома -- руганью крылатой,

     От ярости бледна,

     Встречает пьяного Сократа

     Суровая жена!


     1913, 1937


     * Вариант СС2: добавлена предпоследней строфа:


     Так, соблюдая день субботний,

     Плетется он, когда

     Глядит из каждой подворотни

     Веселая беда;
-------- Петербургские строфы


     Н. Гумилеву


     Над желтизной правительственных зданий

     Кружилась долго мутная метель,

     И правовед опять садится в сани,

     Широким жестом запахнув шинель.


     Зимуют пароходы. На припеке

     Зажглось каюты толстое стекло.

     Чудовищна, как броненосец в доке,--

     Россия отдыхает тяжело.


     А над Невой -- посольства полумира,

     Адмиралтейство, солнце, тишина!

     И государства жесткая порфира,

     Как власяница грубая, бедна.


     Тяжка обуза северного сноба --

     Онегина старинная тоска;

     На площади Сената -- вал сугроба,

     Дымок костра и холодок штыка...


     Черпали воду ялики, и чайки

     Морские посещали склад пеньки,

     Где, продавая сбитень или сайки,

     Лишь оперные бродят мужики.


     Летит в туман моторов вереница;

     Самолюбивый, скромный пешеход --

     Чудак Евгений -- бедности стыдится,

     Бензин вдыхает и судьбу клянет!


     Январь 1913, 1927
--------
x x x


     Hier stehe ich -- ich kann nicht anders...


     "Здесь я стою -- я не могу иначе",

     Не просветлеет темная гора --

     И кряжистого Лютера незрячий

     Витает дух над куполом Петра.


     1913 (1915?)
--------
x x x


     ...Дев полуночных отвага

     И безумных звезд разбег,

     Да привяжется бродяга,

     Вымогая на ночлег.


     Кто, скажите, мне сознанье

     Виноградом замутит,

     Если явь -- Петра созданье,

     Медный Всадник и гранит?


     Слышу с крепости сигналы,

     Замечаю, как тепло.

     Выстрел пушечный в подвалы,

     Вероятно, донесло.


     И гораздо глубже бреда

     Воспаленной головы --

     Звезды, трезвая беседа,

     Ветер западный с Невы.


     <Январь-февраль> 1913, 1915(?)
-------- Бах


     Здесь прихожане -- дети праха

     И доски вместо образов,

     Где мелом -- Себастьяна Баха

     Лишь цифры значатся псалмов.


     Разноголосица какая

     В трактирах буйных и церквах,

     А ты ликуешь, как Исайя,

     О, рассудительнейший Бах!


     Высокий спорщик, неужели,

     Играя внукам свой хорал,

     Опору духа в самом деле

     Ты в доказательстве искал?


     Что звук? Шестнадцатые доли,

     Органа многосложный крик --

     Лишь воркотня твоя, не боле,

     О, несговорчивый старик!


     И лютеранский проповедник

     На черной кафедре своей

     С твоими, гневный собеседник,

     Мешает звук своих речей.


     1913
--------
x x x


     В спокойных пригородах снег

     Сгребают дворники лопатами;

     Я с мужиками бородатыми

     Иду, прохожий человек.


     Мелькают женщины в платках,

     И тявкают дворняжки шалые,

     И самоваров розы алые

     Горят в трактирах и домах.


     1913
-------- Адмиралтейство


     В столице северной томится пыльный тополь,

     Запутался в листве прозрачный циферблат,

     И в темной зелени фрегат или акрополь

     Сияет издали -- воде и небу брат.


     Ладья воздушная и мачта-недотрога,

     Служа линейкою преемникам Петра,

     Он учит: красота -- не прихоть полубога,

     А хищный глазомер простого столяра.


     Нам четырех стихий приязненно господство,

     Но создал пятую свободный человек:

     Не отрицает ли пространства превосходство

     Сей целомудренно построенный ковчег?


     Сердито лепятся капризные Медузы,

     Как плуги брошены, ржавеют якоря --

     И вот разорваны трех измерений узы

     И открываются всемирные моря.


     Май 1913
--------
x x x


     В таверне воровская шайка

     Всю ночь играла в домино.

     Пришла с яичницей хозяйка,

     Монахи выпили вино.


     На башне спорили химеры:

     Которая из них урод?

     А утром проповедник серый

     В палатки призывал народ.


     На рынке возятся собаки,

     Менялы щелкает замок.

     У вечности ворует всякий,

     А вечность -- как морской песок:


     Он осыпается с телеги --

     Не хватит на мешки рогож,--

     И, недовольный, о ночлеге

     Монах рассказывает ложь!


     1913
-------- Кинематограф


     Кинематограф. Три скамейки.

     Сентиментальная горячка.

     Аристократка и богачка

     В сетях соперницы-злодейки.


     Не удержать любви полета:

     Она ни в чем не виновата!

     Самоотверженно, как брата,

     Любила лейтенанта флота.


     А он скитается в пустыне --

     Седого графа сын побочный.

     Так начинается лубочный

     Роман красавицы-графини.


     И в исступленьи, как гитана,

     Она заламывает руки.

     Разлука. Бешеные звуки

     Затравленного фортепьяно.


     В груди доверчивой и слабой

     Еще достаточно отваги

     Похитить важные бумаги

     Для неприятельского штаба.


     И по каштановой аллее

     Чудовищный мотор несется,

     Стрекочет лента, сердце бьется

     Тревожнее и веселее.


     В дорожном платье, с саквояжем,

     В автомобиле и в вагоне,

     Она боится лишь погони,

     Сухим измучена миражем.


     Какая горькая нелепость:

     Цель не оправдывает средства!

     Ему -- отцовское наследство,

     А ей -- пожизненная крепость!


     1913
-------- Теннис


     Средь аляповатых дач,

     Где шатается шарманка,

     Сам собой летает мяч,

     Как волшебная приманка.


     Кто, смиривший грубый пыл,

     Облеченный в снег альпийский,

     С резвой девушкой вступил

     В поединок олимпийский?


     Слишком дряхлы струны лир:

     Золотой ракеты струны

     Укрепил и бросил в мир

     Англичанин вечно-юный!


     Он творит игры обряд,

     Так легко вооруженный,

     Как аттический солдат,

     В своего врага влюбленный.


     Май. Грозовых туч клочки.

     Неживая зелень чахнет.

     ВсЈ моторы и гудки,--

     И сирень бензином пахнет.


     Ключевую воду пьет

     Из ковша спортсмэн веселый;

     И опять война идет,

     И мелькает локоть голый!


     Май 1913
-------- Американка


     Американка в двадцать лет

     Должна добраться до Египта,

     Забыв "Титаника" совет,

     Что спит на дне мрачнее крипта.


     В Америке гудки поют,

     И красных небоскребов трубы

     Холодным тучам отдают

     Свои прокопченные губы.


     И в Лувре океана дочь

     Стоит прекрасная, как тополь;

    

... ... ...
Продолжение "Собрание стихотворений" Вы можете прочитать здесь

Читать целиком
Все темы
Добавьте мнение в форум 
 
 
Прочитаные 
 Собрание стихотворений
показать все


Анекдот 
Совесть - как хомяк. Или спит или грызет.
показать все
    Профессиональная разработка и поддержка сайтов Rambler's Top100