Cерен Кьеркегор - Кьеркегор - Афоризмы эстетикаКультура >> Философия >> Западные философы >> Cерен Кьеркегор Читать целиком Cерен Кьеркегор. Афоризмы эстетика
---------------------------------------------------------------
Perewod: Петр Ганзен
OCR: Олег Пелипейченко
---------------------------------------------------------------
Grandeur, savoir, renomee,
Amitie, plaisir ei bien
Tout n'est que vent, que fumee:
Pour mieux dire, touf n 'est rien. *
------------------------------------------
* Величие, мудрость, громкое имя,
Дружба, удовольствия и добродетель --
Не что иное, как ветер, как дым,
Иными словами, -- ничто (франц.).
------------------------------------------
x x x
Что такое поэт? -- Несчастный, переживающий тяжкие душевные муки; вопли
и стоны превращаются на его устах в дивную музыку. Его участь можно сравнить
с участью людей, которых сжигали заживо на медленном огне в медном быке
Фалариса: жертвы не могли потрясти слуха тирана своими воплями, звучавшими
для него сладкой музыкой.
И люди толпятся вокруг поэта, повторяя: "Пой, пой еще!", иначе говоря
-- пусть душа твоя терзается муками, лишь бы вопль, исходящий из твоих уст,
по-прежнему волновал и услаждал нас своей дивной гармонией.
Требование толпы поддерживают и критики: это верно, так и должно быть
по законам эстетики! Критик, впрочем, -- тот же поэт, только в сердце его
нет таких страданий. а на устах -- музыки. Оттого, по-моему, лучше быть
пастухом, понятым своим стадом, чем поэтом, ложно понятым людьми!
x x x
Я предпочитаю разговаривать с детьми -- есть, по крайней мере, надежда,
что из них выйдут разумные существа, -- тогда как те, которые считают себя
таковыми... увы!
x x x
Какие люди странные! Никогда не пользуясь присвоенной им свободой в
одной области, они во что бы то ни стало требуют ее в другой: им дана
свобода мысли, так нет, подавай им свободу слова!
x x x
Ничего не хочется... Ехать не хочется -- слишком сильное движение:
пешком идти не хочется -- устанешь; лечь? -- придется валяться попусту или
снова вставать, а ни того, ни другого не хочется... Словом, ничего не
хочется.
x x x
Есть насекомые, умирающие вслед за оплодотворением. Так и наши радости:
момент самого полного наслаждения -- и их уже нет!
x x x
Полезный совет писателям: следует набрасывать свои размышления как
придется и прямо отдавать в печать; при чтении же корректуры могут появиться
и хорошие мысли. Итак, те, у кого до сих пор не хватало храбрости выступить
в печати, -- смелее! Не следует пренебрегать и опечатками; блеснуть
остроумием, -- хотя бы только и благодаря опечаткам, -- по меньшей мере,
законное право писателя! ...
x x x
Главное несовершенство человеческой природы состоит в том, что цели
наших желаний -- всегда в противоположном. Можно привести такую массу
примеров, что и психологу будет над чем поломать себе голову. Так,
ипохондрик особенно чуток к юмору, сластолюбец охотно говорит об идиллии,
развратник о морали, скептик о религии. Да и святость постигается не иначе,
как в грехе.
x x x
Кроме многочисленных знакомых, у меня есть один друг -- грусть. Среди
шумного веселья и в часы усердной работы он вдруг отзывает меня, увлекает в
свое уединение, и я иду за ним, хотя, в сущности, и не двигаюсь с места.
Никогда сердце мое не имело более верного друга -- мудрено ли, что я
принадлежу ему всем сердцем!
x x x
Какую бесконечную грусть испытываешь при виде человека, совершенно
одинокого на свете! На днях я видел такую бедную девушку, -- она шла на
конфирмацию одна-одинешенька!
x x x
Есть болтливое резонерство, которое по своей нескончаемое и в смысле
значения для истории сходно со списком необозримых египетских родословных.
x x x
Старость, как известно, осуществляет мечты юности; пример -- Свифт: в
молодости он построил дом для умалишенных, а на старости лет и сам поселился
в нем.
x x x
Можно просто испугаться того, с каким мрачным глубокомыслием открывали
в старину англичане двусмысленность в основе смеха. Вот что говорит,
например, д-р Гартли: "Смех при появлении у детей есть начинающийся плач,
вызванный болью, или сразу подавленное и повторяющееся через короткие
промежутки выражение чувства боли"... Что, если все на свете было бы лишь
одним недоразумением, если бы смех был, в сущности, плачем!
x x x
Корнелий Непот рассказывает, как один начальник большого кавалерийского
отряда, запертый неприятелем в крепости, приказывал ежедневно бить лошадей
кнутом, чтобы они не захворали от продолжительной стоянки и бездействия...
Я тоже теперь живу как осажденный и, чтобы не пострадать от
продолжительного бездействия, плачу, плачу, пока не устану.
x x x
Сдается мне, я представляю собой нечто в роде шахматной фигуры, о
которой противник говорит: заперта!
x x x
Алладин* производит на нас такое освежающее впечатление именно потому,
что мы видим в этой пьесе детски гениальную смелость самых причудливых
желаний. А многие ли в наше время дерзают действительно пожелать,
потребовать что-либо, обращаясь к природе: или, как благовоспитанное дитя, с
просьбой "пожалуйста", или с бешенством отчаяния? В наше время много толкуют
о том, что человек создан по образу и подобию Божию, но много ли найдется
людей, которые, сознавая это, принимают по отношению к жизни тон повелителя?
Не похожи ли мы все на Нурредина, низко кланяющегося духу, опасаясь
потребовать слишком много или слишком мало? Не низводим ли мы каждое великое
требование наше к болезненному созерцанию собственного я? Вместо того, чтобы
предъявлять требования жизни, мы предъявляем их себе... к этому нас,
впрочем, готовят и дрессируют!
------------------------------------------
* Драма Эленшлегера". Сюжет взят из "Тысячи и одной ночи". Прим. перев.
------------------------------------------
x x x
Громадная неувядаемая мощь древней народной поэзии в том и состоит, что
в ней есть сила желаний. Желания же нашего времени только греховны и пошлы,
-- у нас все сводится к желанию поживиться за счет ближнего. Народная поэзия
превосходно сознает, что у ближнего нет того, чего она жаждет, и поэтому,
если иной раз и предъявляет какое-нибудь грешное желание, то оно до того
величественно, до того вопиет к небу, что заставляет содрогнуться. Эта
поэзия не торгуется в своих требованиях с холодными соображениями трезвого
рассудка. До сих пор, например, Дон Жуан проходит перед нами на сцене со
своими "1003 любовницами", -- и никто не осмелится улыбнуться, -- уже из
одного уважения к преданию. А вздумай поэт создать что-либо подобное в наше
время, его, наверное, осмеют.
x x x
Предание говорит, что Пармениск потерял способность смеяться в
трофонийской пещере, но снова приобрел ее на острове Делос, увидав уродливый
обрубок, считавшийся изображением богини Лето. Нечто в роде этого было и со
мной.
В ранней юности я было разучился смеяться в трофонийской пещере;
возмужав, я взглянул на жизнь открытыми глазами, засмеялся и с тех пор не
перестаю... Я понял, что значение жизни сводится к "теплому местечку"; что
цель жизни -- чин статского или иного советника; истинный смысл и желание
любви -- женитьба на богатой; блаженство дружбы -- денежная поддержка;
истина -- лишь то, что признается большинством, восторженность --
способность произнести спич; храбрость -- риск подвергнуться десятирублевому
штрафу; сердечность -- послеобеденное пожелание "на здоровье"; набожность --
ежегодное говение... Я взглянул на жизнь и засмеялся.
Чем я связан? Из чего была цепь, которою сковали волка Фенриса? Из шума
кошачьих шагов, из бород женщин, из корней гор, из дыхания рыб, из слюны
птиц. И я скован цепью из мрачных фантазий, тревожных грез, беспокойных дум,
жутких предчувствий и безотчетных страхов. Цепь эта "упруга, легка как шелк,
растяжима до бесконечности, и ее нельзя разорвать".
x x x
Я, может быть, и постигну истину, но до познания блаженства душевного
мне еще далеко. Что же мне делать? Скажут: "займись делом". Каким? Чем мне
заняться? Разве оповещать человечество о своей грусти, стараясь представить
новые доказательства печального ничтожества человеческой жизни? Или
открывать какие-нибудь новые, еще не известные доселе, темные стороны жизни?
Этим я мог бы, пожалуй, стяжать себе редкую награду: прославиться, наподобие
астронома, открывшего новые пятна на Юпитере. Предпочитаю, однако, молчать.
x x x
Удивительная вещь: во всех возрастах жизни человек занят одним и тем
же, трудится над разрешением одной и той же проблемы и не только не
двигается с места, а скорее даже идет назад. Еще пятнадцатилетним мальчиком
я преважно написал школьное сочинение на тему "Доказательства бытия Бога,
бессмертия души, необходимости веры и действительности чуда". На выпускном
экзамене мне опять пришлось писать о бессмертии души, и мое сочинение
удостоилось особого одобрения; несколько позже я получил даже премию за
другое сочинение на ту же тему. Кто поверит, что после такого
многообещающего начала я к двадцати пяти годам от роду дошел до того, что не
мог привести ни одного доказательства в пользу бессмертия души! Особенно
памятно мне, что одно из моих сочинений на упомянутую тему было прочитано
учителем вслух и расхвалено как за мысли, так и за слог. ... Увы! Сочинение
это я давно куда-то забросил! Какая жалость! Может быть, оно рассеяло бы
теперь мои сомнения. Вот мой совет родителям, начальникам и учителям:
следует внушить детям хранить все написанные ими в пятнадцатилетнем возрасте
сочинения на родном языке. Дать такой совет -- единственное, что я могу
сделать для блага человечества.
x x x
Как человеческая натура всегда верна себе! С какой природной
гениальностью дает нам иногда маленький ребенок живую картину сложных
житейских отношений. Так забавно было сегодня смотреть на маленького
Людвига. Он сидел на своем высоком креслице и предовольно посматривал
вокруг. По комнате прошла его няня Мария. "Мария!" -- кричит он. "Что,
Людвиг?" -- ласково отвечает она и подходит к нему, а он, слегка наклонивши
головку набок и глядя на нее своими большими лукавыми глазенками,
прехладнокровно заявляет: "Не ту Марию, другую!"... А мы как поступаем? --
Взываем ко всему человечеству, а когда люди приветливо идут нам навстречу,
мы восклицаем: "Не ту Марию!"...
x x x
Моя жизнь-- вечная ночь... Умирая, я мог бы воскликнуть, как Ахиллес:
Du bist vollbracht,
Nachtwache meines Daseins!'*
------------------------------------------
* Ты завершилась, Ночная стража моего бытия! (нем.).
------------------------------------------
x x x
Моя жизнь совершенно бессмысленна. Когда я перебираю в памяти различные
ее эпохи, мне невольно хочется сравнить ее с немецким словом "Schnur",
обозначающим, как известно, во-первых -- шнурок, во-вторых -- эпоху.
Недоставало только, чтобы оно обозначало еще: в-третьих -- верблюда, а
в-четвертых -- швабру.
x x x
Право, я похож на Люнебургскую свинью. Мышление -- моя страсть. Я
отлично умею искать трюфели для других, сам не получая от того ни малейшего
удовольствия. Я подымаю носом вопросы и проблемы, но все, что я могу сделать
с ними -- это перебросить их через голову.
x x x
Как, однако, скука... ужасно скучна! Более верного или сильного
определения я не знаю: равное выражается лишь равным. Если бы нашлось
выражение более сильное, оно бы нарушило эту всеподавляющую косность. Я лежу
пластом, ничего не делаю. Куда ни погляжу -- везде пустота: живу в пустоте,
дышу пустотой. И даже боли не ощущаю. Прометею хоть коршун печень клевал, на
Локи хоть яд беспрерывно капал, -- все же было хоть какое-нибудь
разнообразие, хоть и однообразное. Для меня же и страдание потеряло свою
сладость. Посулите мне все блага или все муки земные -- я не повернусь даже
на другой бок ради получения одних или во избежание других. Я медленно
умираю. Что может развлечь меня? Вот если бы я увидал верность,
восторжествовавшую над всеми испытаниями, увлечение, все преодолевшее, веру,
двигающую горы, если б я видел торжество мысли, примиряющее конечное с
бесконечным ... Но ядовитое сомнение разрушает все. Моя душа подобна
Мертвому морю, через которое не перелететь ни одной птице, -- достигнув
середины, она бессильно падает в объятия смерти.
x x x
Сопротивляться -- бесполезно. Нога моя скользит. Жизнь моя все-таки
остается жизнью поэта. Можно ли представить себе более злосчастное
положение? Я отмечен, судьба смеется надо мной, показывая мне, как все мои
попытки к сопротивлению превращаются в поэтические моменты. Я могу описать
надежду с такой жизненной правдой, что всякий, "надеющийся и верующий" в
жизнь, узнает себя в моем описании, а оно все-таки -- ложь: я создал его
лишь по воспоминаниям.
x x x
Несоразмерность в построении моего тела состоит в тот, что у меня, как
у новоголландского зайца, слишком короткие передние ноги и слишком длинные
задние. На месте я вообще сижу спокойно, но чуть двинусь с места, движение
это проявляется громадным прыжком к ужасу всех, кто связан со мной узами
родства или дружбы.
x x x
Удивительно! С каким страхом цепляется человек за жизнь, одинаково
боясь и утратить, ее и удержать за собою. Иногда мне приходит мысль сделать
решительный шаг, перед которым все мои прежние эксперименты окажутся детской
забавой: хочу пуститься в неведомый путь великих открытий. Кораблю,
спускаемому с верфи в море, салютуют выстрелами, так же хотел бы я
отсалютовать и себе самому. А между тем... Мужества, что ли, не хватает у
меня? Хоть бы кирпич свалился мне на голову и пришиб меня до смерти, -- все
был бы исход!
x x x
Зачем я не родился в бедной семье, зачем не умер ребенком? Отец положил
бы меня в гробик, взял его под мышку, снес ранним воскресным утром на
кладбище и сам бы закопал в могилку, пробормотав несколько слов, ему одному
понятных... Лишь счастливой древности могла прийти мысль изображать
младенцев в Элизиуме, оплакивающими свою преждевременную смерть.
x x x
Я никогда не был веселым в душе, а между тем веселье как будто всегда
сопутствует мне, вокруг меня словно всегда порхают невидимые для других,
легкие гении веселья, любуясь которыми, глаза мои сияют радостью. И вот люди
завидуют мне, когда я прохожу мимо них счастливый и веселый, как полубог, а
я хохочу, -- я презираю людей и мщу им. Я никогда не унижался до того, чтобы
пожелать обидеть кого-нибудь фактически, нанести действительное оскорбление,
но всегда умел повернуть дело так, что люди, вступавшие со мной в сношения,
выносили впечатление какой-то обиды. Слыша, как хвалят других за честность и
верность, я хохочу. Я никогда не был жестокосердым, но именно в минуты
наисильнейшего сердечного волнения я принимал самый холодный и
бесчувственный вид. Слыша. как превозносят других за доброе сердце, любят за
нежные глубокие чувства, я хохочу. Видя ненависть и презрение ко мне со
стороны людей, слыша их проклятия моей холодности и бессердечию, я хохочу,
потому что, презираю людей и мщу им; я хохочу -- и моя злоба
удовлетворяется. Вот если бы этим добрым людям удалось довести меня до того,
чтобы я провинился фактически, поступил несправедливо, -- тогда я был бы
побежден.
x x x
Вино больше не веселит моего сердца: малая доза вызывает у меня
грустное настроение, большая -- меланхолию. Моя душа немощна и бессильна;
напрасно я вонзаю в нее шпоры страсти, она изнемогла и не воспрянет более в
царственным прыжке. Я вконец утратил иллюзии. Напрасно пытаюсь я отдаться
крылатой радости: она не в силах поднять мой дух, вернее, он сам не в силах
подняться; а, бывало, при одном веянии ее крыл я чувствовал себя так легко,
свежо и бодро. Бывало, еду по лесу верхом, тихим шагом, а чудится -- лечу на
крыльях ветра: ныне же -- конь весь в пене, готов рухнуть оземь, а все
кажется, что я не двигаюсь с места!
x x x
Я одинок, я всегда был одинок; я покинут не людьми, -- это меня не
огорчило бы, -- а гениями веселья. Бывало, они окружали меня со всех сторон,
всюду отыскивали себе товарищей, везде ловили для меня случай; сонмы веселых
эльфов толпились вокруг меня, как вокруг пьяного шаловливые школьники, и я
улыбался им. Душа моя утратила самое понятие о возможности. Если бы мне
предложили пожелать чего-нибудь, я пожелал бы не богатства, не власти, а --
страстной веры в возможность, взора, вечно юного, вечно горящего, повсюду
видящего возможность... Наслаждение разочаровывает, возможность -- никогда.
Где найдется вино, такое душистое, пенистое, опьяняющее, как "возможность"?
x x x
Звуки проникают и туда, куда не проникают солнечные лучи. Комната у
меня темная, мрачная; высокая каменная стена против окна почти совсем
заслоняет дневной свет. Слышатся звуки музыки... Должно быть, из соседнего
двора... Вероятно, бродячий музыкант... Какой же это инструмент? Камышевая
свирель? Что я слышу! Менуэт из Дон Жуана. "Умчите же меня, могучие, полные
звуки, к танцам, к шумному веселью, к женщинам! Аптекарь что-то толчет в
ступе, кухарка выскребает кастрюлю, конюх выколачивает о мостовую скребницу.
Но звуки музыки принадлежат мне одному, увлекают лишь одного меня! О,
благодарю тебя, благодарю, кто бы ты ни был! Душа моя так оживлена, так
полна восторгом!
x x x
Семга сама по себе вещь очень вкусная, но в большом количестве она
вредна для желудка, как и всякая тяжелая пища. Поэтому-то однажды во время
большого улова семги возле Гамбурга полиция запретила домохозяевам кормить
прислугу семгой больше одного раза в неделю. Вот бы вышел такой же приказ --
относительно сентиментальности!!!
x x x
Солнце весело и ласково заглядывает в мое жилище; в соседней комнате
открыто окно. На улице тихо, -- послеобеденная воскресная пора. Я слышу, как
поет жаворонок под окном красивой девушки на соседнем дворе. Из какой-то
дальней улицы доносится выкрикиванье разносчика рыбы. В воздухе разлита
такая теплота, а город будто весь вымер... Мне вспоминается моя молодость,
моя первая любовь, когда я так грустил. Теперь я грущу лишь по той первой
грусти. Что такое юность? -- Сон... Что такое любовь? -- Сновидение...
x x x
Моя печаль -- моя крепость; она расположена на вершине горного хребта
среди облаков, как гнездо орла; никто не может овладеть ею. Оттуда я делаю
набеги в действительную жизнь, хватаю добычу, приношу домой и тку из нее
картину для украшения стен моей башни. Я живу там отшельником. Все пережитое
я погружаю в купель забвения вечных воспоминаний; все конечное забыто и
стерто. Я, как седой старец, сижу здесь в глубокой задумчивости и тихо,
почти шепотом, объясняю себе картины. Меня слушает ребенок, хотя он и помнит
все сам без моих рассказов.
x x x
Со мной случилось внезапное чудо: я вдруг очутился на седьмом небе,
перед сонмом богов. В знак особой милости мне было предоставлено право
пожелать чего-нибудь. "Хочешь, -- спросил Меркурий, -- молодости, красоты,
власти, долгой жизни или любви первой красавицы в свете, или какую-нибудь
другую усладу из нашего хлама, -- выбирай, но что-нибудь одно"... После
минутного раздумья я обратился к богам со следующими словами: "Почтенные
современники! Я выбираю право всегда смеяться последним". Ни один из богов
не ответил ни слова, но все засмеялись, из чего я заключил, что, во-первых,
просьба моя уважена, а во-вторых, что боги обладают тактом: было бы ведь
некстати серьезно ответить мне: "Да будет по-твоему"!
x x x
Какое-то неопределенно-грустное настроение овладело мной при виде
бедняка, медленно пробирающегося по улице в потертом светло-зеленом с желтым
отливом сюртуке. Мне было жаль его, но особенно взволновал меня цвет его
сюртука, так живо напомнивший мне мои первые ребяческие попытки в
благородном искусстве живописи: этот цвет, как нарочно, представлял мое
любимое сочетание красок. Не грустно ли в самом деле, что в жизни совсем не
приходится встречать этой краски, о которой до сих пор я вспоминаю с таким
удовольствием? Все находят ее резкой, неприятной, годной разве для
размалевки грошевых игрушек. Если мне и случается натолкнуться на нее, то,
как на грех, всегда при какой-нибудь грустной встрече, в роде упомянутой.
Это всегда сумасшедший или другой несчастный, словом, человек, чувствующий
себя лишним на белом свете и не признаваемый людьми за собрата. ... А я-то
всех своих героев окрашивают в этот незабвенный желто-зеленый цвет! Не общая
ли это участь радужных красок нашего детства? Не становятся ли мало-помалу
цвета этой эпохи жизни слишком яркими, резкими для нашего утомленного глаза?
x x x
Право, у меня хватило бы мужества сомневаться во всем, бороться со
всеми, но я не осмеливаюсь познать, усвоить что-либо, овладеть чем бы то ни
было. Многие жалуются, что жизнь чересчур прозаична, что она не похожа на
роман, где случай всегда вывозит. Я тоже недоволен, что жизнь -- не роман,
где приходится бороться с жестокосердыми отцами, колдунами и привидениями и
освобождать очарованных принцесс. Все эти враги вместе взятые -- ничто в
сравнении с теми бледными, бескровными, но живучими ночными призраками, с
которыми я борюсь, хотя сам же вызвал их к жизни.
x x x
Двери счастья отворяются, к сожалению, не внутрь тогда их можно было бы
растворить бурным напором, а изнутри, и потому ничего не поделаешь!
x x x
Моя душа, моя мысль бесплодны, и все же их терзают беспрерывные
бессмысленные, полные желания родовые муки. Неужели же мне никогда не
сообщится дар духа, который бы развязал мой язык, неужели я навеки осужден
лепетать?
x x x
Мне нужен голос пронзительный, как взор Линцея, поражающий ужасом, как
вздох гигантов, неистощимый, как звуки природы, насмешливый, как порыв
внезапно хлестнувшего в лицо дождем ветра, злой, как бездушное глумление
эха, с диапазоном от basso profundo до самых нежных, чарующих грудных
звуков, со всеми переходами от благоговейного шепота до дикого вопля
отчаяния. Вот что нужно мне, чтобы облегчить душу и высказать все, что томит
ее, потрясти диафрагму и любви и злобы... Но голос мой хрипл, как крик
чайки, и беззвучен, как благословение на устах немого.
x x x
Самая прекрасная пора жизни -- пора первой любви: каждое свидание,
каждый взгляд приносят какую-нибудь новую радость.
x x x
Мой взгляд на жизнь лишен всякого смысла, -- мне кажется, что какой-то
злой дух надел мне на нос очки, одно стекло которых увеличивает все до
чудовищных размеров, а другое до такой же степени уменьшает.
x x x
Скептик -- мембуфйгьменпж,* он, как спущенный волчок, может некоторое
время вертеться на острие, но утвердиться на месте он не в состоянии.
------------------------------------------
* Буквально: "бичуемый" (греч.) -- юла, запускаемая с помощью хлыста
или прута. Ср. укр. "навiжений".
------------------------------------------
x x x
Смешнее всего суетиться, т. е. принадлежать к числу тех людей на свете,
о которых говорится: кто быстро ест, быстро работает. Когда я вижу, что
такому деловому господину в самую решительную минуту сядет на нос муха, или
у него перед носом разведут мост, или на него свалится с крыши черепица -- я
хохочу от души. Да и можно ли удержаться от смеха? И чего ради людей
суетятся? Не напоминают ли они женщину, которая, засуетившись во время
пожара в доме, спасла щипцы для углей? -- Точно они спасут больше из
великого пожарища жизни!
x x x
У меня вообще не хватает терпения жить... Я не вижу, как растет трава,
-- а раз я не вижу этого, я и совсем не желаю смотреть! Мои воззрения похожи
на размышления странствующего схоластика, пролетевшего поле жизни сло-мя
голову... Говорят: Творец насыщает желудок прежде глаз -- я этого не
замечаю. Мой взор давно пресыщен жизнью, а сам я все-таки голоден...
x x x
Спрашивайте меня о чем угодно, только не о причинах. Молодой девушке
извиняют, если она не может привести причин на том основании, что она-де
живет чувством. Со мной не то: у меня обыкновенно бывает так много одна
другой противоречащих причин, что по этой причине я и не могу сослаться ни
на одну причину Что же касается отношения между причиной и следствием, то и
тут, если не ошибаюсь, что-то неладно. То громадная причина имеет самые
ничтожные последствия, а то и вовсе никаких -- какая-нибудь вздорная
ничтожная причина ведет к колоссальным последствиям.
x x x
Жизнь превратилась для меня в горький напиток, а мне еще приходится
принимать его медленно, по счету, как капли...
x x x
Следует отдать справедливость так называемым невинным радостям жизни; в
них лишь один недостаток: они слишком уж невинны. К тому же и
пользоваться-то ими приходится донельзя умеренно... Я еще понимаю, если мне
предписывает диету доктор, -- можно некоторое время воздерживаться от
известных блюд... но соблюдать диету в диете -- это уж чересчур!
x x x
Никто не возвращается из царства мертвых... -- никто не является на
свет без слез... -- никто не спрашивает, когда хочешь явиться... -- никто не
справляется, когда желаешь уйти...
x x x
Говорят: время летит, жизнь идет вперед и т.п. Не замечаю. И время
стоит, и я стою. Все планы, которые выбрасывает мой ум, не идут в ход, а
возвращаются ко мне; хочу плюнуть -- плюю себе в лицо.
x x x
На что я гожусь? -- Ни на что, или на все что угодно. Редкая
способность! -- сумеют ли оценить ее? Кто знает. находят ли себе место
служанки, которые публикуются в качестве "одной прислуги" или, в случае
надобности, в качестве "чего угодно"?
x x x
Ни одной беременной женщине не придут в голову такие причудливые и
нетерпеливые желания, какие появляются у меня. Они относятся то к самым
ничтожным, то к самым возвышенным предметам, но все равно отражают
мгновенный страстный порыв души. Сейчас, например, мне хотелось бы тарелку
размазни! Мне вспоминаются школьные годы, -- нам всегда подавали ее по
средам. Помню, какая она была гладкая и нежная, как улыбалось мне таявшее в
ней масло, какой горячий пар шел от нее, как я бывал голоден и с каким
нетерпением ожидают позволения приняться за нее! Вот бы теперь тарелку такой
размазни! Я готов дать за нее свое первородство, -- даже больше!
x x x
Никогда не следует падать духом. "Когда беды и несчастья обрушиваются
на человека самым жестоким образом. в облаках появляется спасительная рука",
-- так сказал недавно за вечерней господин пастор.
x x x
Я частенько бываю под открытым небом, однако ни разу не видал ничего
такого. Несколько дней тому назад мне, правда, показалось нечто подобное, но
и это была не рука, а что-то похожее на простертую из облаков руку. Я
подумают: жаль, что нет тут нашего пастора, а то он решил бы, не на это ли
явление он тогда намекают. Размышления мои прервал какой-то прохожий. "Вы
видите этот смерч? -- начал он, указывая на облачную руку. -- Его в наших
местах редко увидишь, а случается, он уносит с собой целые дома!"... О-о!
Так это -- смерч! И я со всех ног пустился домой. Как на моем месте поступил
бы господин пастор?
x x x
Пусть другие жалуются, что наше время дурно, -- я недоволен им за то,
что оно ничтожно, совершенно лишено страсти. Мысли современного человека
жидки и непрочны, как кружева, а сами люди жалки, как кружевницы. Людские
помыслы слишком ничтожны даже для того, чтобы назваться греховными. Червяку
еще, пожалуй, можно бы вменить в грех такие помыслы, но человеку, созданному
по образу Бога! ... Желания людские степенны и вялы, страсти спят -- люди
только "исполняют свои обязанности" и то, как торгаши-евреи, позволяющие
себе немножко поурезать червонец. Они думают, что как бы Всевидящее Око ни
следило за ними, авось все-таки им удастся урвать малую толику... Гадко! Вот
почему душа моя постоянно обращается к Ветхому завету и Шекспиру... Там, по
крайней мере, чувствуется, что говорят люди, -- там ненавидят, там любят,
убивают своего врага и проклинают его потомство во всех поколениях ... там
-- грешат!
x x x
Маг Вергилий велел изрубить себя в куски, бросить в котел и варить в
продолжение восьми дней -- посредством этого процесса он должен был вновь
стать молодым. Чтобы чужой глаз не мог заглянуть в волшебный котел до срока,
он приставил караульного. Тот, однако, сам не выдержал искушения и --
Вергилий в виде младенца с плачем исчез навсегда! Я тоже слишком рано,
кажется, заглянул в котел жизни и исторического развития и вследствие этого,
вероятно, не пойду дальше младенчества.
x x x
Я делю свое время так: одну половину сплю, другую -- грежу. Во сне я не
вижу никаких сновидений, и это хорошо, потому что уметь спать -- высшая
гениальность.
x x x
Быть вполне человеком -- все-таки выше всего... У меня на ногах
появились мозоли -- значит шаг вперед.
x x x
В результате моей жизни получится "ничто" -- она представляет собой
одно настроение, один колорит; выйдет, таким образом, нечто вроде картины
художника, которому поручили изобразить переход евреев через Красное море:
он покрыл все полотно красной краской, поясняя, что евреи перешли, а
египтяне утонули.
x x x
... ... ... Продолжение "Афоризмы эстетика" Вы можете прочитать здесь Читать целиком |