Агнон, Шмуэль - Агнон - РассказыПроза и поэзия >> Переводная проза >> Агнон, Шмуэль Читать целиком Шмуэль Агнон. Рассказы
---------------------------------------------------------------
Издательство "Панорама" 1996. Шмуэль Йосеф Агнон
ISBN 45-85220-487-0
Перевод, предисловие, комментарии И. Шамира.
OCR and spell-checker Felix igor-fel@lysva.ru
---------------------------------------------------------------
ШМУЭЛЬ ЙОСЕФ АГНОН
"ТРИ КОРОТКИХ РАССКАЗА ПРО ЧУДЕСНОЕ"
ПОЧЕМУ УЧИТЕЛЯ НАШЕГО МУДРЕЦА РАББИ(1) ИЗРАИЛЯ ИССЕРЛЯЙНА НЕ СРАЗУ
ВПУСТИЛИ В РАЙ ПО КОНЧИНЕ(2)
Как преставился создатель "Тука жертв"(3), учитель наш, мудрец р.
Израиль, спустились по его душу шесть десятков тем(4) ангелов-хранителей,
сняли с него похоронные одежды и нарядили в почетные одеяния из чистейших
облаков, дали два венца на лоб(5) и восемь миртов(6) в руки и сказали: "Иди
и вкушай в довольстве хлеб трудов твоих", иди и вкушай(7) в довольстве хлеб
Торы, над коей трудился всю жизнь, и "пей в довольстве(9) свое вино", пей
вино, ждавшее тебя в гроздьях с шести дней Творения, пока ты трудился над
Торой(8), подобной вину. Мигом распахнулись рубиновые врата рая, и
приветствовали его: "Приди, возлюбленный(10), в сад и вкуси от сладких
плодов".
Услыхали праведники в раю и спросили: что за шум в воротах? Это
ангелы-хранители привели собрата нашего р. Израиля, возвратившего Тору
изгнанникам в немецкой земле и спасшего Израиль своей мудростью. Вскочили
они со своих мест и воскликнули по Писанию: "Израиль, краса моя!(11)"(12) -
и вышли за рядом ряд встретить этого праведника и усадить его на почетном
месте и послушать его проповедь, а он приготовил ее еще при жизни прочесть
праведникам в раю после смерти.
Тут пришел один тощий ангел, у которого и крылья еще не оперились,
встал в воротах, простер крылья поперек и не дал ангелам ввести душу мудреца
в рай.
Хотели праведники его оттолкнуть. Сказали ангелы-хранители: не с руки
вам толкать ангела.
Сказали ему: как решился ты удержать праведника от входа в рай? Сказал
им: я из-за него места лишился и не достиг из-за него того, что надеялся
достичь благодаря ему. Если кто мог другого возвысить, но не возвысил, ему
самому не след возвыситься; а я не только не возвысился, а еще и умалился и
лишился собственного места - и все из-за этого праведника. Дело было так:
дух мой укрыт был под Престолом Всевышнего и слышал тайны горние, и тайны
дольние, и разгадки таинств, и свет был в моем сердце, как свет, что витает
в мире и никогда не опускается, а ангелом я еще не
1 Рабби (сокращенно "р.") - буквально "учитель". Почетный титул,
даваемый евреями известным учителям и мудрецам.
2 ...по кончине - рабби Иссерляйн (Исерлин, Исерлейн), р. Израиль бен
Птахия, известный как Марбургский мудрец, скончался в Винер - Нойштадте в
1460 году.
3 "Тук Жертв" - назвал он так свою книгу ответов на незаданные вопросы
еврейского закона ("Все, что вы хотели знать, но стеснялись спросить" XV в.)
еще и потому, что тук - "дашан" на иврите - при переводе букв в цифры даст
364, - число вопросов в книге, на которые даны ответы.
4 ...шесть десятков тем ангелов... - в память шести десятков тем сынов
Израиля, что вышли из египетского плена. Евреи, как и японцы, и китайцы,
считают не только тысячами, но и десятками тысяч - тьмами. Эти шесть
десятков тем (шесть тем тем) ангелом уже спускались с неба (по другой
легенде - двенадцать тем тем) чтобы возложить венцы на сынов Израиля у горы
Синай при получении Торы - Закона Божия.
5 ...два венца на лоб - как сынам Израиля у горы Синай. Почему два
венца? Спросил Моисей народ: будете ли исполнять Тору? И народ ответил: Н'ШЭ
ВНШМ' (Исход 24:7), по синодальному переводу: "Все... сделаем и будем
послушны". Но "НШМ'" означает не только "послушны", но и "выслушаем",
поэтому традиция объясняет эти слова так: выполним и выслушаем, повинуемся и
выслушаем. Все народы говорят обычно: слушаем и повинуемся, то есть: сначала
выслушаем, а затем повинуемся, а евреи еще не услышали слов Торы (по
традиции, Тора была дана после этого), а уже пообещали исполнять ее. И за
эти слова ангелы и возложили венцы на лоб сынам Израиля, каждому два венца,
один - за "выполним" и один - за "выслушаем". Что же стало потом с этими
венцами? Когда Моисей ушел на гору Синай и не возвращался 40 дней и 40
ночей, решили сыны Израиля, что он сгинул, и отлили себе золотой кумир в
форме тельца, тельца потому, что, когда Престол Господень явился сынам
Израиля (Исход 24:10), народ разглядел одного из небесных Зверей, несущих
Престол Всевышнего, и Зверь этот был подобен быку. Решили сыны Израиля, что
это и есть их Бог, и потому отлили золотого тельца. Тельца этого потом
разбил Моисей и заказал народу: "Твердо держите в душах ваших, что вы не
видели никакого образа в тот день, когда говорил с вами Господь на Хориве"
(Второзаконие 4:15). Но тем временем ангелы отобрали венцы и дали их на
хранение Моисею. При входе в рай возвращают праведнику эти венцы -
возвращают, потому что души всего Израиля - родившихся и не родившихся -
были у горы Синай в час получения Торы, по сказанному (Второзаконие 5:3):
"Не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, которые сегодня
живы".
6 восемь миртов - мирт растет в раю, а на земле благословляют над ним
Господа в течение восьми дней праздника Кущей, потому и восемь.
7 "...иди и вкушай..." - Екклезиаст 9:7.
8 Тора (Учение) - в узком смысле слова - Пятикнижие Моисееве, первые
Пять книг Библии. Тора была дана Моисею Богом на горе Синай, но существовала
она всегда, даже до сотворения мира, и по ней, как зодчий по чертежу,
Господь создал мир. Поэтому каждая буква в ней важна, и меняющий в ней одну
букву губит целый мир. Начинается Тора с буквы "Б" (Берешит - в начале), а
не с "А", потому что Господь Благословил, а не Анафему наложил на мир. Еще
один пример того, что каждая буква полна смысла и тайны: сказано (Бытие
1:31): "И увидел Господь все, что Он создал, и вот, хорошо весьма". "Хорошо
весьма" - на иврите "тов ме'од". Но у мудрецов наших хранился свиток Торы с
опиской: "тов мавет" - "И увидел Господь все, что он создал, и вот - хороша
смерть". Прочесть вслух такой свиток - рухнет мир. Поэтому к Пятикнижию у
евреев особое отношение и никогда не перестанет Израиль изучать Тору.
Но Торой именуют и другие части Библии, и Закон вообще. Тому есть
основание: устный Закон, позднее изложенный в книгах Мишны и Гемары, также
был дан Господом на горе Синай Моисею, но его Моисей не записал, а устно
передал Иисусу Навину, тот - Судьям, те - Пророкам и т.д., пока не записали
его уже в первые века христианской эры, когда от гонений Закон забываться
стал.
Кроме тайн, Тора содержит законы. Мудрецы докапываются до тайн
мироздания, но все евреи исполняют законы Торы. Законы Торы - Божьи
Повеления - охватывают все области жизни еврея. Исполнение Божьих повелений
(мицвот) - это, по мнению рационалистов, и есть смысл жизни верующего еврея,
как смысл действий футболиста - забивать голы, или буддиста - собирать
"обретенные заслуги". 613 Повелений регулируют жизнь еврея, как воинский
артикул. Не все они прямо основываются на Писании: дело в том, что у евреев
всегда была склонность создавать дополнительные запреты и ограничения на
основе "расширенного" толкования Писания, но, в случае надобности, обходить
и самые суровые запреты, пользуясь "сужающим" чтением. Например, запрет
бриться основан на фразе в Писании: "Не поражай волос", и религиозные евреи
ходили из поколения в поколение с бородой. Но затем появилось более
модернизованное еврейство, которому захотелось отделаться от бород, но не
нарушать запрета. Тогда решили, что запрет лишь на бритье бритвой, но
ножницами стричься можно, а что такое электробритва, если не очень быстро
работающие ножницы? В результате теперь многие религиозные евреи бреются, не
спрашивая о намерении Господнем: хотел Он, чтоб Израиль ходил бритым, или
нет.
Появление многих запретов основано на применении принципа Ограды Торы.
Этот принцип, провозглашенный в ст. 1 трактата "Поучения отцов", описывается
так: "Как домохозяин, желая защитить свой дом от нарушителя, сооружает
ограду вкруг своего дома, так и мы сооружаем ограду из дополнительных
запретов вокруг запрета Торы". Например, запрещено зажигать свечи в субботу,
а для ограды этого запрета запретили и передвигать свечи и лампы. В
результате жизнь евреев до Просвещения оказалась опутанной двойной сетью
запретов, многие из которых были неведомы еврейству Первого и Второго
Храмов. Например, в Пятикнижии нет запрета на смешение мяса и молока, кроме
туманной фразы: "Не вари козленка в молоке его матери", что возможно, на
самом деле запрещает изготовлять сыр в козьем желудке. Запрет смешения
молока и мяса считается теперь одним из основных запретов иудаизма. Нельзя
исключить возможность того, что этот запрет был известен евреям еще до
принятия Торы так как такой запрет встречается и у других скотоводческих
народов, например у масаев Восточной Африки, и обычно объясняется
магическими соображениями. Если возникновение этого запрета и не было
связано, видимо, с Торой, мудрецы на всякий случай запретили есть не только
мясо с молоком, но и птицу с молоком, хотя птица и не славится своими
надоями.
В результате возникшей сложной системы запретов, когда пришло
Просвещение, и "ограды", и "дома" были сметены, и большая часть еврейства
отошла от исполнения законов Торы, как они понимались в средние века.
Но что является законом Торы? Все ли, что решили мудрецы, остается
навеки? По традиции, решения мудрецов умеряются одним фактором: приняло ли
их Собрание Израиля, то есть стал ли народ исполнять эти решения. Если не
стал или перестал исполнять, то решение утрачивает силу. Это делается, чтобы
не виноватить народ Израиля, а также потому, что святой народ Израиля,
конечно, чувствует, что исполнять, а что отвергнуть. Иными словами: глас
Народа - глас Божий. Поэтому, следуя этой традиции, можно предположить, что
в наши дни подлинный закон Израиля, закон Торы - это то, что исполняет
большинство народа Израиля. Конечно, ортодоксальные круги с этим не
согласятся, но они оказались в том же положении, что и караимы в средние
века, то есть они стали крайней сектой, не представляющей собой основного
потока иудаизма. В наши дни идет вовсю процесс новой консолидации Закона
Израиля - не на основе средневековых запретов и ограничений, но
непосредственно на древних и живых традициях нашей веры. Пока все еще
существует разрыв между религиозным ощущением большинства и требованиями
меньшинства, и этот разрыв отталкивает людей от религии вообще, вместо того
чтобы подтолкнуть их к реформе и обновлению ее в духе законов древности.
Отход от религии прекратится только тогда, когда большинство осознает, что
его путь - путь праведных, и освободится от комплекса вины по отношению к
средневековым запретам.
Но для еврейства Агнона этого разрыва еще не существовало, и любой
запрет или веление мудрецов имели силу и служили руководством к действию. В
этом - основа рассказа: "В те дни лишь Тора правила в народе".
9 "...пей в довольстве..." - Екклезиаст 9:7.
10 "Приди, возлюбленный..." - Песнь Песней 4:16.
11 "Израиль, краса моя!" - Исаия 49:3.
12 Израиль - Иаков, сын Исаака, сына Авраама, праотец наш, вышел из
чресел матери вторым, держась за пятку своего брата-близнеца Исава, и
назвали его Иаков, именем, в котором слышится слово "пятка", 'КВ. Но у того
же корня 'KB есть и другой смысл: "обогнул", "обогнал", "скривил". И так и
поступил праотец наш Иаков: покривил душой и обманул своего брата Исава и
обогнал его - вышел вторым из чрева матери, а получил благословение, как
первенец. И путь его был непрям, и пострадал он за это немало - и с Рахилью
его обманул отец ее Лаван, и приходилось ему бежать ночью из отчего дома, и
из чужой страны. Но вот у речки Иавок он встретил ангела, и сражался с ним
всю ночь напролет, и не уступил ему, и поутру ангел дал ему новое имя
"Израиль", в чем слышится "боровшийся с Богом", "бившийся с ангелом". Но
есть у имени Израиль и другой смысл - по корню ИШР - "прямой". Господь
руками ангела "выпрямил" Иакова, как бы сказав ему: раньше ты ходил криво,
впредь будешь ходить прямо. И сыны Израиля - Иакова, народ еврейский, стали
называть себя: сыны Израиля, или просто: Израиль. Итак, Израиль - это
еврейский народ, поэтому понятно, что нужно говорить "государство Израиля",
а не "государство Израиль". Чтобы подчеркнуть эту множественность и единство
Израиля, Агнон часто пишет: "Израиль собрались", "понадеялись на Израиль,
что они - милостивцы".
был, лишь огоньком, что исходит из Престола и витает над Престолом, как
свечение, что витает над водами и припадает к ним. И мечтал я, когда ж
прибудет моего сияния и стану ангелом. И ответили мне Небеса и сказали:
когда прилепишься к душе праведника. Но то поколение сирым было, и не
спускалось великой души вниз. Раз, вижу я, повскакали мои товарищи с мест и
давай себя очищать и освящать и всячески готовиться. Сказал я: что это вы
галдите и суетитесь? Сказали мне: женщина, что положит душу за Господа при
казнях австрийских(13), родила сына, и ему суждено вернуть Тору народу
своими суждениями и обычаями, вот и спускается большая душа вселиться в
него, сейчас мы к ней прицепимся и от подвигов этого праведника сделаемся
взаправдашними ангелами. Давай, пошли с нами.
Тут вскочил и я, и очистился, как ангел или серафим какой, и всяко себя
освятил и несказанно обрадовался, что скоро прибудет моего сияния и стану
ангелом. А он возьми и согреши. Вот я и говорю, с чего ему сидеть в раю на
всем готовом для праведников, если я из-за него, из-за его греха места среди
ангелов решился. А если вы мне не верите, то я и создан из того греха.
Посмотрите, какое тело у меня тощее, какие крылья чахлые, без единого
перышка, хвалу Израилю написать нечем!
- Какой же завет он нарушил(14)?
Сказал им: если р. Акива(15) решил так, а другой мудрец решил эдак, как
поступают?
Сказали ему: неужто не знаешь, что по словам р. Акивы?
Сказал им: а кто нарушил завещанное р. Акивой, что ему положено?
Сказали ему: как нарушившему завет мудрецов(16).
Вытащил он трактат Талмуда из-под крыла и сказал им: вот, послушайте.
Сказали ему: умер владыка(17) - учебы нет.
Сказал им: это о ком говорится, о вершащем дела, как владыка, но
внимающем поучениям мудрецов.
Сказали ему: упаси Боже, чтоб р. Израиль, учивший весь Израиль Торе и
многих к учению приобщивший, и нарушил заветы мудрецов.
Сказал им: этот трактат вам докажет.
Глянули и увидели, что трактат "Срединные врата" у него в руках.
Спросили у раздела "Двое держатся за покрывало": может, держался р. Израиль
за чужое покрывало и своим называл? Открыли листы рот и молвили: Боже упаси.
Спросили у раздела "Находки": может, находку нашел и не заявил о том?
Ответили листы: Боже упаси, не будет такого во Израиле.
Спросили у раздела "Залог": может, не вернул вверенного на хранение
владельцу? Ответили листы: Боже упаси.
Спросили у раздела "Золото": может, слова р. Израиль не сдержал?
Ответили листы - Боже упаси! Как дошли до раздела "Рост", лишь затряслись
листы и не молвили слова.
Сказали: Боже упаси, не может быть, чтоб брат наш р. Израиль брал в
неурожай меру за меру(18), данную в урожай. И ответили листы: Боже упаси.
Сказали: так в чем же дело?
И стал тот ангел читать по книге: "Двое идут по пустыне, и у одного в
руке фляга воды, в обрез, на одного. Если оба будут пить - оба костьми лягут
в пустыне, а если пьет один - то ему хватит воды дойти до поселения. Сказал
бен Потира(19): лучше пусть оба пьют и оба умрут в пустыне, чем один увидит
смерть другого. Но р. Акива сказал: лучше пусть один пьет и выживет, зачем
обоим погибать без нужды? Второму же все равно смерти не миновать. Если
человек поделится своей водой, то другого не спасет, только себя погубит.
Кому же пить воду - тому, у кого фляга, или другому? И сказал р. Акива: люби
ближнего, как самого себя, но не больше, чем самого себя. Сказано в Писании:
"Пусть живет твой ближний с тобой", надо понимать - человеку собственная
жизнь должна быть дороже ближнего. А поэтому - пей воду сам. Спросили его, а
отнять воду тоже можно, если уж своя рубашка ближе к телу? Нельзя, сказал р.
Акива, откуда тебе знать, что твоя кровь краснее его крови? Нельзя отнимать
и не надо отдавать, чтоб не погубить душу".
Сказали ему: ну а при чем здесь р. Израиль?
Сказал им: раз шли р. Израиль с товарищем по пустыне, и была у р.
Израиля фляга воды в руке, в обрез, на одного, и не стал р. Израиль пить
воды, а отдал флягу товарищу, а этим нарушил завет р. Акивы и согрешил.
Сказали праведники: ну может ли такое быть, чтобы умер друг наш р.
Израиль и в рай не попал, рай не в рай без этого праведника. Но чтоб Небеса
в лицеприятии не упрекнули, пусть чуток повременит, а потом уже и входит.
Так повременили немного с душой учителя нашего мудреца р. Израиля
Иссерляйна пред райскими вратами. Тем временем вышли все праведники, что
раньше не успели выйти ему навстречу, и с ликованием ввели душу мудреца в
рай, и усадили на почетное место, и возвели на амвон, и сели слушать его
проповедь. И о чем речь вел - о словах р. Акивы(20) "Блажен ты(21), Израиль,
очищает тебя Господь от всех грехов" - даже от греха нарушения заветов рабби
Акивы. А этого ангела, одни говорят, затоптали в сутолоке праведники, а
другие говорят, что попросил за него учитель и возвели его в ранг
ангела-заступника.
13 Австрийские казни - весной 1420 года австрийских евреев обвинили в
кощунственном издевательстве над обрядом причащения (облаткой,
олицетворяющей тело Иисуса). В мае герцог Альбрехт V арестовал всех евреев
Австрии, конфисковал их имущество (это было необходимо ему для ведения войн
с гуситами), многих изгнал или насильно окрестил, а в 1421 году сжег на
костре несколько сот мужчин и женщин, отказавшихся креститься; тогда погибла
и мать р. Израиля.
14 ...завет он нарушил... - грех для еврея - это не отступление от
неписаной моральной нормы, как у иных народов, но нарушение конкретного
религиозного предписания - одного из заветов Торы, наподобие того, как
преступление - это нарушение конкретного уголовного закона. Вся система
законов Торы называется Галахой, и, формально говоря, иудаизм сводится к
следованию законам Галахи. Но такое формальное определение будет неверным,
как и любое формальное определение. Есть ли на самом деле что-нибудь в
еврейской религии важнее исполнения заветов? Как помнят читавшие Новый
Завет, к этому сводилась и значительная часть полемики Иисуса с фарисеями.
Иисус считал, видимо, что исполнения заповедей еще недостаточно, нужно
стремиться и к исполнению нравственного закона, более строгого, нежели
данный на Синае. (Это не означает, как обычно понимают христиане, что он
отменил заповеди - он, видимо, исполнял все заповеди закона Моисея.) Евреи
сомневаются в возможности коллизии между нравственным и религиозным законом:
религиозный закон учел нравственные требования и дал им приоритет (во имя
жизни и здоровья человека, и даже животного, можно нарушить даже святость
субботы, и пост, и все, что угодно, если речь не идет о трех смертных грехах
- убийстве, идолопоклонничестве и кровосмесительстве). Тора дана, "чтобы
жить по ней", в отличие от Евангелия, с его стремлением к недостижимому
высшему нравственному идеалу. Кто может жить по закону Евангелия, раздать
все добро, подставлять правую щеку, не заботиться о завтрашнем дне и забыть
своих близких? Только святой. Но по законам Торы может - и живет - весь
народ. Можно говорить о двух подходах: установки высокого идеала, к которому
можно только стремиться, но нельзя достичь, что приводит к размытию самой
идеи нравственного императива, и установки реальных целей, которые можно
осуществить, что приводит к забвению сверхзадачи: быть очень хорошими
людьми. Коллизия в этом рассказе - это коллизия между сверхзадачей и задачей
- реальными нормами еврейской религии. Можно ли поступать так хорошо, что
это будет против заветов Торы? Ответ сказки, как всегда, поучителен.
15 Рабби Акива - мудрец, талмудист, герой множества легенд. До сорока
лет он был пастухом у богача. Затем он влюбился в его дочь, та тоже полюбила
его и заставила изучать Тору. Так он стал крупнейшим мудрецом. Рабби Акива
проповедовал любовь земную и любовь духовную и главным правилом Торы считал
заповедь: "Возлюби ближнего, как самого себя". Он углубился в тайны Скрытого
- того, что впоследствии стали называть Каббалой. Хотя принято считать, что
Каббала возникла в IX - Х вв. в Европе под влиянием христианских мистиков, в
настоящее время ученые склоняются к мысли, что она основывалась на древних
восточных мистических учениях, вошедших в иудаизм в качестве одного из
подспудных течений. Если нормативный иудаизм считает своей целью исполнение
заповедей и далее не смотрит, это подспудное течение в иудаизме - назовем
его условно трансцендентальным, иррациональным иудаизмом - видело в
заповедях и других действиях людей средство влияния на божественные сферы.
Не только решение и дела Бога влияют на людей, по этой школе, но и дела и
решения людей влияют на Бога. Таким образом, владеющие тайной могут добиться
многого - для себя и для всего Израиля. Каббалисты объясняют беды земные
бедами небесными и наоборот. Так, со времени Изгнания Господь лишился
единства - его половина, Дух Божий - Шхина, ушла в Изгнание. Лишь приход
Мессии-Избавителя приведет к воссоединению Божества и к гармонии в мире. К
этому иррациональному течению принадлежали почти все упоминаемые в книге
мужи Израиля - и р. Акива, и святой Ари - Лев Цфата, и Иисус, и Саббатай
Цви, и Бешт блаженного имени и блаженной памяти. Р. Акива, как и прочие в
этом списке, занимался мистикой, эсхатологией и рассчитывал принести
Избавление. Когда вспыхнуло восстание бар Кохвы, р. Акива провозгласил вождя
повстанцев Мессией (эту пару впоследствии имитировали Натан из Газы и
Саббатай Цви), хотя другие мудрецы и убеждали его воздержаться. Восстание
бар Кохвы было жестоко подавлено, и остатки евреев в Стране Израиля погибли,
мясо р. Акива было продано язычниками на рынке. Хотя мудрецы осудили р.
Акиву (а тем более бар Кохву - Звездоносца по-арамейски, даже имя его в
Талмуде пишется бар Козива - Обманщик, впрочем, возможно, что это было его
подлинное имя), народ его любил больше всех современных ему мудрецов, и в
особенности его любили сторонники иррационального иудаизма.
16 Завет мудрецов - Талмуд - важный источник еврейского религиозного
права - записан не как кодекс, но как дискуссия между различными учеными
мужами о том, что, собственно, представляет собой еврейский закон (ведь ко
времени составления Талмуда прошло уже полторы тысячи лет с момента
дарования Торы на Синае). Иногда указывается, кто победил в дискуссии,
иногда дается и общее правило решения коллизий: например, в случае между
Гиллелем и Шаммаем, хотя "оба суть слова Бога Живого", но поступать надо по
словам Гиллеля. Если же один из спорящих р. Акива, то поступают по его
словам.
17 ...умер владыка... - владыка - "наси" на иврите - звание
предводителя народа, одного из князей Израиля. Раз умер наси, говорят
ангелы, так нет учебы, т.е. раз умер р. Израиль Иссерляйн, подобный наси
("наси насиим" - "владыка владык" - назвал его р. Моше Минц), то в день его
смерти нечего открывать Талмуд (ангелы поняли, что собирается чахлый ангел
цитировать из Талмуда). На это чахлый ангел отвечает: учебы нет в день
смерти наси, но какого наси? Только такого, который исполнял указания
мудрецов, т.е. если наси не исполнял указания мудрецов, то нечего и
прекращать учебы и скорбеть даже в день его смерти.
Чахлый ангел позаимствовал этот трюк у апостола Павла, как подсказал
мне проф. Флюссер. В гл. 23 Деяний Апостолов говорится, что первосвященник
велел бить Павла по губам, и Павел назвал его "стена подбеленная".
Предстоящие же сказали: "Первосвященника Божия поносишь?", имея в виду
запрет (Исход 22:28): "Не поноси владыки народа твоего" или "в народе
твоем". И здесь Павел пользуется тем же приемом и говорит: не знал я,
братия, что он Первосвященник, сказано ведь: владыки в народе твоем не
злословь. То есть Павел представляет стих из книги Исхода так: не злословь
владыки, если он в народе твоем, если он поступает по морали народа, а если
он не в народе твоем, если он не поступает по морали, то нельзя и понять,
что он - наси, владыка, и нет запрета злословить его. Показав такое
детальное знание закона, Павел смог немедля вслед за этим добиться раскола
присутствующих, призвав к фарисеям против садуккеев: такое библейское
остроумие и умение применять цитаты были по вкусу слушателям.
18 ...Мера за меру... - интересно, что закон евреев, тех самых евреев,
которых все винили в ростовщичестве, запрещал всякий способ получения
прибыли, не только дачу денег взаем под проценты, но и почти любую деловую
активность, приравнивая ее к ростовщичеству. Например, запрещалось дать
взаймы меру зерна и требовать обратно ту же меру зерна, если за это время
зерно подорожало. В переводе на современные понятия это эквиваленте запрету
на заем в ревальвирующейся валюте; и действительно, как знает всякий, кто
занимал швейцарские франки - отдавать приходится много. В более поздние
времена, чтобы заниматься банковским делом - и оно равносильно
ростовщичеству и запрещено по Талмуду, - евреи изобрели правовую функцию
участия в делах, т.е. банк, ссужающий деньги, не просто дает деньги в долг,
а "входит в дело" и получает не проценты, а "долю общей прибыли", даже если
долг сделан, чтобы купить хлеба. Трактат "Срединные врата", "Бава Мециа"
по-арамейски, в основном посвящен таким проблемам, но, как мы сейчас увидим,
нет трактата Талмуда без легенд и рассуждении на любую наперед заданную
тему.
19 Бен Потира (или Петура, Петора) - Иисус из Назарета. Итак, спор идет
меж двумя адептами принципа: "Возлюби своего ближнего, как самого себя",
двумя трансценденталистами, сторонниками веры и любви, - и решает в споре р.
Израиль Иссерляйн.
20 ...о словах р. Акивы... - то есть в конце происходит утверждение, а
не ниспровержение авторитета р. Акивы, происходит сочетание и гармонизация
принципов Закона и морали, задачи и сверхзадачи - все восторжествовали, как
в известном еврейском рассказе, где двое спорщиков пришли к раввину, один
рассказал свои требования, и раввин ответил ему: ты прав, сын мой; второй
ответил на претензии первого, и раввин сказал ему: ты прав, сын мой; и,
наконец, малютка сын высунулся из-за печки и сказал: пала, не может такого
быть, чтоб они оба были правы! И ты прав, - сказал ему мудрый отец.
21 "Блажен ты, Израиль..." - Блажен ты, Израиль, пред Кем очищаетесь и
Кто очищает вас? Отец ваш Небесный, по сказанному (Исзекииль 36:25); "И
очищу вас" и по сказанному (Иеремия 17:13): "Очищающий источник - Господь"
(слова р. Акивы, Вавилонский Талмуд, трактат Иома, 856).
Вот оно - заключительное остроумие рассказа: р. Израиль напоминает,
ссылаясь на слова р. Акивы, что Господь очищает Израиль от грехов, в
частности и от греха несоблюдения слов р. Акивы. Как же Господь очищает
Израиль? От ритуальной нечистоты можно омыться, погрузившись в живую воду -
реку, источник с дождевой или проточной водой. Но вода - лишь мифологическая
форма духа; подлинно очищающая сила - Господь, поэтому и сказал Иеремия:
"Господь - очищающий источник Израиля".
ПЛЯСКА СМЕРТИ(1)
Милые и любые в жизни, и в смерти своей не разлучились. (2-я кн.
Самуила, гл. 1).
В глуши земель польских стоит городок, а на краю городка - собор(2)
Бога Израиля. У собора малый холм четыре пяди поперек, и красные как кровь
кусты блестят с него. Не сыграют тут свадеб. Клики женихов у налоя не
прозвучат тут. И семя Аарона - храмовые священники(3) - не ступят на холм
этот и по сей день. Почему не ступят жрецы на холм и почему не поставят
венчального шатра(4)? Сейчас расскажу вам.
... ... ... Продолжение "Рассказы" Вы можете прочитать здесь Читать целиком |