Спасо-Преображенская пустынь у Медвежьих озер
Алексей Симонов
Впервые
Спасо-Преображенская пустынь у Медвежьих озер упоминается в меновой и
жалованной грамоте великого князя Дмитрия Ивановича (1350-1389) около 1380-1382
годов. Пустынь была расположена в Пехорской волости на крутом берегу озера
недалеко от нынешнего селения Медвежьи озера Щелковского района. Она была
приписной к Московскому Симонову монастырю * . Великий князь Дмитрий Иванович
совершил обмен, взяв у Симонова монастыря село Воскресенское Верх-Дубенское.
Село находилось километрах в тридцати пяти от Медвежьих озер, в верховье речки
Дубенки, впадающей в Шерну, левый приток Клязьмы и, отдав ему «церковь Святый
Спас-Преображения, что поставил игумен Афанасий на моей земле у Медвежьего
озера, на березе». Предполагают что игумен Афанасий – это никто иной, как
любимый ученик преподобного Сергия Радонежского, основавший также Серпуховской
Высоцкий монастырь. К пустыни принадлежали Верхнее и Нижнее Медвежьи озера и
бортничьи деревни, в которых занимались промысловой добычей лесного меда. Эти,
теперь уже несуществующие, деревни назывались – Игнатьева, Пирутина и две
деревни на речке Чуднице «и с бортью**, и с лесом, и болотом, и с перевесьем***».
Межою этой борти служили речки Чудница, Шаловка, Кишкинская Сосна, селения:
Ревякино, Сидорово, великая дорога старая Переяславская лесная, Хомутовская
дорога.
В
той же меновой грамоте великий князь всех «имеющих поселиться на земле отданной
чернецу Савве» освобождал от всех пошлин и повинностей, княжеских и
митрополичьих и давал Савве право полного суда над всеми насельниками той
земли, дозволял суд «сместный»**** в уголовных делах. А в случае жалобы на
самого Савву, только себе самому – великому князю и митрополиту оставлял право
производить «исправу».
…
Возникает вопрос: кто был чернец Савва, которому были даны такие значительные
привилегии, в те времена, дававшиеся только настоятелям больших монастырей?
Можно предположить, что монах Симонова монастыря Савва, пожелав уединенной
жизни в пустыни, был постриженик из бояр, т.е. из высокопоставленных княжеских
слуг.
Независимость
пустыни была достаточно условная, так как по существу она зависела от Старого
Симонова монастыря.
Известно,
что в 1382 году основатель Симонова монастыря святой Феодор***** по делам
церковным был отправлен великим князем в Киев, а в 1383 г. в Константинополь.
Для управления монастырем он, вероятно, оставил доверенное лицо. Таким лицом и
мог быть чернец Савва. В списках настоятелей он не значится, так как игуменом
продолжал быть святой Феодор, но как управляющий монастырем Савва, возможно,
имел право приобретать имения для монастыря.
В
1447-1453 годах, при архимандрите Симонова монастыря Геронтие,
Спасо-Преображенской пустынью управлял священник Иов, который получил те
исключительные права, которые предусматривала меновая грамота великого князя. В
1453-1462 годах при архимандрите Афанасии Симонов монастырь передает управление
пустынью священнику Симону Галичанину на тех же условиях.
Дальнейшие
сведения о пустыни мы находим в спорном деле, возникшем в 1462-1464 годах между
Пехорскою волостью и Симоновым монастырем. Выборные Пехорской волости
обращались к великому князю Ивану Васильевичу (1440-1505): «Жалоба нам,
господине, на архимандрита на Евсевия и на его братию: владеют, господине,
твоим великого князя монастырем Спас-Преображением, и озером Верхним, озером
Нижним, и деревнями и пустошьми; а се, господине, церковь Святый Спас, и озера,
и деревни, и пустоши твои великого князя». Великий князь решил этот спор в
пользу Симонова монастыря.
Границы
бывших монастырских владений приблизительно можно определить и сейчас, так как
и теперь известны, упоминаемые в грамотах, речка Шаловка, а также селения –
Хомутово, Каблуково (Клобуково) и Кишкино.
Схема
расположения Спасо-Преображенской пустыни у Медвежьих озер в конце XIV века.
В
начале XVI века власти Симонова монастыря упразднили пустынь, и на Медвежьих
озерах осталась деревня Утки (Утуки) и пять-шесть хуторов бортников. В
жалованной грамоте 1543 года великого князя Ивана Васильевича (1530-1584)
ар-химандриту Симонова монастыря Савве на владения в Москов-ском уезде уже нет
упоминания о пусты-ни: «… а в Пехорском стану село Утки на Медвежье озере с
деревнями…»
В
1903 году знаток церковной старины священник Николай Скворцов писал о том, что
место, где была Спасо-Преображенская пустынь, на возвышенном берегу Медвежьего
озера, принадлежит Чудову монастырю.
По
сведениям местных жителей вплоть до 1940-х годов на этом месте находилось не
менее десяти белокаменных надгробных плит, часть из которых имела древние
надписи вязью. Ученые связывают это место с кладбищем Спасо-Преображенской
пустыни XIV-XVI веков. В настоящее время на этом месте располагается сельское
кладбище. |