Гражданская типография
В
начале XVIII века в русле просветительской политики Петра I пропагандировалось
активное рационалистическое восприятие картины мира в противовес идее
аскетизма. В обществе начинает цениться образованность, поощряется открытие
школ и светских училищ. Прагматический характер светского образования
потребовал смены издательской парадигмы и подчинения деятельности типографий
новым государственным задачам. Неудавшийся опыт организации издания книг за
границей выдвинул на первый план вопрос о выпуске малообъемных изданий,
оперативно отвечающих текущим нуждам. Для этой цели в Оружейной палате была
создана гравировальная мастерская по производству гравюр. В картинке живо
отображались реально происходившие события, донося до зрителя информацию,
которая легко воспринималась даже малограмотным человеком. В петровское время гравюра
получила новое социальное звучание, она должна была подчеркнуть динамичность
развития страны, продемонстрировать европейскую ориентированность культуры
России, осваивающей изобразительный язык искусства нового времени. Отчетливо
понимая значение и возможности гравюры как наиболее эффективного средства
пропаганды, по мере побед, которые одерживала русская армия, выпускались
эстампные листы с изображением триумфальных шествий, фейерверков, торжеств.
В
1704 году мещанин московской слободы Василий Анофриевич Киприанов подал на имя
Петра I доношение с просьбой об учреждении типографии, в которой планировалось
печатать учебники, словари, буквари, гравированные листы и ноты. До этого
Киприанов немало потрудился на ниве просвещения - он принимал участие в создании
первого русского учебника "Арифметика". Его работу высоко оценил сам
царь, пожаловавший в качестве награды участок земли в Китай-городе, у Спасского
моста. Учитывая то, что люди купеческого звания, к которым принадлежал
В.А.Киприанов, не имели официального права землевладения, исключительность
заслуг Василия Анофриевича подчеркивалась в заключительных словах указа,
гласившего, что "сей именной указ не в образец и на пример никому не
выписывать". Одновременно с этим к его праву именоваться математиком прибавился
титул библиотекаря, что в то время означало признание его заслуг в книжном
деле.
Проект
организации типографии, выдвинутый В.А.Киприановым, отвечал задачам
просветительской политики того времени, был поддержан царем, и 30 мая 1705 года
было положено начало новой типографии, получившей название Гражданской. Понятие
"гражданский" было употребительно в русском языке уже в XVII в., в
основном для обозначения всего, что связано со светским образованием и
культурой. Предшественник Петра I - царь Федор Алексеевич устроил в Москве
академию, в которой повелел "науки гражданские и духовные поставить".
Первая русская академия действовала по программе европейских университетов, где
наряду с богословскими науками изучались математика, диалектика, риторика,
пиитика, музыка.
Нужды
просвещения, развитие военного флота, реорганизация сухопутных войск
настоятельно диктовали потребность в обучающих пособиях, чертежах, картах,
выпуском которых занялся В.А.Киприанов. Он сумел объединить вокруг своего
заведения авторов, переводчиков, граверов, наборщиков, печатников, проявивших
себя на новом поприще. В творческий коллектив вошли ученые-математики
Л.Ф.Магницкий, А.Фарварсон, С.Гвын, а также видный государственный деятель и
исследователь-астроном Я.Брюс. Он привлек к переводам с греческого и латинского
языков выпускников славяно-греко-латинской академии. С Киприановым сотрудничали
граверы Оружейной палаты и мастеровые Печатного двора. По росписи штатных
работников в технический персонал Гражданской типографии входили четыре наборщика,
два печатника и два помощника печатников. По приглашению Киприанова в его
типографию с Печатного двора перешли справщик Федор Герасимов и переводчик
Федор Михайлов. Нашел себе применение и бывший писец Федор Никитин, у которого
сгорел дом, и он был вынужден с женой и ребятишками "скитаться меж
дворы". У Киприанова он обучился гравированию и приобщил к печатному делу
своих детей. Оба его сына - Иван и Сергей работали впоследствии в Сенатской
типографии.
Гражданская
типография была заведена на собственные средства основателя, и все издания
осуществлялись "его коштом". При учреждении типографии Киприанов
рассчитывал на финансовую поддержку со стороны государства, так как принадлежал
к городскому сословию торговых людей, которое несло бремя налогов и, по
собственному признанию, был "иждивением маломочный". Однако ссуда в
две тысячи рублей, с рассрочкой платежа сроком на четыре года, выделена не
была, и Киприанов на первых порах ограничился созданием домашней типографии,
где печатал гравированные листы. Позже в 1708 г. он получил разрешение арендовать на
Печатном дворе стан для издания книг наборным тиснением. Однако проводившаяся в
то время модернизация типографии затормозили дело, и первая печатная книга,
выпущенная Киприановым, появилась только в 1716 году.
Несмотря
на трудности, В.А. Киприанову удалось создать издательский центр нового типа. В
его типографии была введена подрядная форма организации труда. Там работали по
найму граверы - братья Иван и Алексей Зубовы, Алексей Ростовцев, ставшие
впоследствии лучшими мастерами гравирования в стране. Киприанов планировал
наладить собственное словолитное, т.е. шрифтолитейное дело и пригласил для этой
цели лучшего словолитца Печатного двора, Михаила Ефремова, который с 1700 года
работал в типографии и зарекомендовал себя искусным мастером, единственным,
кто, по мнению Киприанова, мог бы отлить иностранные шрифты, которые нужны были
для гражданских изданий. Однако его переходу воспротивился И.А.Мусин-Пушкин,
ведавший делами Печатного двора, поскольку был противником организации
книгопечатания вне компетенции вверенного ему типографского заведения. Развитие
частной инициативы являлось важным направлением реформ в книжном деле, однако
путь, по которому оно развивалось в России, имел свою специфику, определявшуюся
тем, что власть по-прежнему рассматривала книгоиздание государственным делом.
При относительной свободе действий, которыми наделялся частный издатель, его
усилия координировались посредством государственных заказов и опеки чиновников.
В
своей деятельности Киприанов опирался на поддержку ближайшего сподвижника царя
Я.В. Брюса. В условиях того времени покровительство влиятельного вельможи было
необходимо, поскольку выходцы из простого сословия, к которым принадлежал
Киприанов, имели низкий социальный статус, не гарантировавший защиту капиталов
и имущества, которые правительство в любой момент могло отписать в казну.
Киприанову неоднократно приходилось обращаться к Я.Брюсу с просьбой о
заступничестве. В 1707 году он сообщал о неком аптекаре Даниле Алексеевиче
Гурчине, который хотел возглавить Гражданскую типографию и с этой целью
обратился к Петру I. В доказательство своей компетентности он преподнес
составленное и напечатанное цельногравированное издание "Триумф польской
музы". Вновь вмешательство Брюса потребовалось в 1709 году, когда некий
справщик Печатного двора по поручению Мусина-Пушкина "тщился"
основанную типографию истребить.
В
целях укрепления положения своей типографии Киприанов добился ряда привилегий,
и, прежде всего, монополию на гравировальное дело, а также право цензурного
контроля над графическим рынком Москвы. Яков Вилимович Брюс, прославившийся
своей ученостью и астрономическими экспериментами в Сухаревой башне, где была
устроена обсерватория, не только покровительствовал Киприанову в его начинании,
но оказал серьезное влияние на формирование научного мировоззрения. Новое
знание было чуждо большинству русских людей и вызывало настороженное отношение,
граничившее с полным его отторжением. Немногочисленные рукописные сочинения
естественнонаучной тематики имели хождение среди ограниченного круга лиц. Не
все, даже просвещенные люди того времени, одобряли распространение трактатов,
которые причислялись церковью к отреченным и жестко преследовались. Брюс -
шотландец по происхождению в большой степени рисковал впасть в немилость и быть
отлученным от церкви. Однако ни страх перед возможными гонениями, ни трудности
научного поиска не повлияли на выбор исследователя. Он сплотил вокруг себя
заинтересованных людей, в числе которых оказался Василий Киприанов. Их
знакомство вылилось в творческое сотрудничество.
Гражданская
типография Киприанова выпускала географические карты и атласы, чертежи, морские
таблицы, астрономические листы - и во всех этих изданиях Я.В. Брюс принимал
самое деятельное участие.
Между
ним и Киприановым велась оживленная переписка по поводу новых издательских
проектов. Во всех письмах Брюс неизменно называл Киприанова уважительно, по
имени-отчеству, давал советы и практические рекомендации. Иногда Киприанову
приходилось самому отправляться с образцами к месту пребывания Брюса, который
неизменно сопровождал Петра I в военных походах.
Появление
изданий Гражданской типографии представляло значительный шаг вперед в развитии
русской образованности. Ее печатные листы были информативно насыщены и красочно
оформлены. Для разнообразия в гравюры помещались стихи, которые, несмотря на
тяжеловесный слог, облегчали запоминание новых терминов и понятий. Издания
Гражданской типографии оказались востребованными обществом, особенно той его
частью, которая проявила готовность к обучению и усвоению новых знаний. |