Скорость бега и способность к воспроизведению ритма в
сравнении с результатами в беге с барьерами у 13-15-летних нетренирующихся
девочек и мальчиков
Кандидат педагогических наук Януш Искра, Академия
физического воспитания, Катовице, Польша
Большинство
тренеров в своих научных работах, посвященных достижениям в беге с барьерами
(с/б), исходят из положения, что спортивный уровень этой дисциплины зависит от
скорости и специфического барьерного ритма. Мерой удержания ритма в беге с/б на
100 и 110 м являются небольшие отклонения во времени преодоления отдельных
"ритмических единиц" (то есть барьерного шага и четырех шагов между
барьерами). Следует признать, что постоянные временные интервалы в преодолении
последующих барьеров являются решающим фактором в спортивном мастерстве
барьериста (не учитывая процесса утомления в конце бега) [2, 5, 8]. Несмотря на
то что в этих тестах двигательные способности имеют небольшое значение, ряд
авторов высказывают предположение, что ритмические тесты надо использовать в
процессе набора будущих спортсменов. Зависимость скорости бега и результатов в
спринтерском беге с/б уже давно стала предметом изучения. Наши исследования
были направлены на выявление влияния различных факторов на достижения в этих
видах легкой атлетики. Для целесообразного выбора тренировочных средств и
рационализации годичного тренировочного процесса были проведены тесты на
спортсменах высокого класса [3, 9].
Скорость
бега c/б была исследована в студенческих группах академий физического
воспитания Варшавы и Катовице. В исследованиях наблюдалась высокая
корреляционная связь между бегом на 110 м с/б и 100 м. Полученная зависимость
была значительно выше у студентов, которые достигали высоких результатов в беге
с/б [6].
Недостаточное
количество литературы о влиянии различных фактов на достижения в беге с низкими
барьерами детей, не занимающихся спортом, представляет трудность в организации
исследований. Проблема кажется интересной еще и потому, что у детей и молодежи
(всех возрастов) труднее совершенствовать специфические барьерные способности
(технику), чем у спортсменов высокого класса.
Проведенные
исследования касаются скоростных способностей и так называемого чувства ритма в
преодолении низких барьеров, а не влияния техники на достижения в беге с/б. В
ранее изданных работах [3, 5] автор проанализировал результаты группы самых
лучших польских барьеристов и отметил, что целесообразным представляется
использование тестов воспроизведения ритма для повышения скорости бега с/б.
Целью
исследования была разработка проблемы: в какой мере скорость бега и способности
к ритму влияют на достижения в беге с/б. Если это действительно так, то какой
из тестов наиболее целесообразен для повышения спортивного уровня барьеристов.
Автор получил информацию об изменениях зависимости исследуемых факторов.
Организация
и методы исследования. В исследованиях, проведенных в 1996 - 1998 гг.,
участвовали 84 ученика (44 мальчика и 40 девочек). В каждом году (1996 - 1998)
в мае они бегали 60 м с/б, 60 м и выполняли три ритмических теста. Бег с/б
проводился согласно ранее принятым правилам. Расстояния между пятью барьерами
были сопоставимы с 4-кратным ростом тела [1, 4]. Учащиеся бегали с высокого
старта, измерение времени бега начиналось со времени первой постановки стопы.
Для оценки техники преодоления барьеров автор использовал так называемый
показатель уровня техники [4].ОВОЙ ДИМОРФИЗМ И СПОРТИВНАЯ МОТОРИКА
Таблица
1. Результаты избранных тестов и достижений в беге на 60 м и 60 м с/б
Тест
|
Пол
|
13 лет
|
14 лет
|
15 лет
|
x
|
c
|
x
|
c
|
x
|
c
|
1. Бег на 60 м с/б, с
|
|
12,39
|
1,01
|
12,86
|
1,39
|
13,15
|
1,85
|
М
|
11,30
|
1,02
|
11,41
|
1,24
|
11,41
|
1,30
|
2. Бег на 60 м, с
|
|
9,60
|
0,99
|
9,45
|
0,75
|
9,74
|
0,84
|
М
|
9,52
|
0,72
|
8,99
|
0,85
|
8,71
|
0,81
|
3. Показатель уровня техники, %
|
|
22,52
|
6,35
|
26,52
|
5,26
|
25,93
|
6,94
|
М
|
15,75
|
5,72
|
21,21
|
4,47
|
23,60
|
5,41
|
4. Тест Мынарского, %
|
|
86,54
|
6,54
|
89,34
|
6,67
|
92,80
|
5,33
|
М
|
86,50
|
6,12
|
91,48
|
5,62
|
94,10
|
5,73
|
5. Шаги в ритме, %
|
|
95,12
|
5,11
|
94,09
|
4,21
|
91,68
|
5,51
|
М
|
92,60
|
6,24
|
93,19
|
5,00
|
92,36
|
6,25
|
6. Воспроизведение ритма с помощью секундомера, %
|
|
88,12
|
8,14
|
90,50
|
7,11
|
92,49
|
6,86
|
М
|
84,50
|
5,65
|
89,95
|
7,12
|
92,38
|
6,79
|
Для
оценки способностей к ритму автор применил три теста воспроизведения ритма.
1)
тест Ёхансона-Метхены в модификации Мынарского ;
2)
воспроизведения ритма шагов в тесте "ходьба через досочки".
Выполняется в условиях, приближенных к технике бега с/б.
Описание
теста. После выслушивания ударов метронома в течение 10 с в темпе 60 уд/мин
упражняющийся воспроизводит ритм, который закрепил в памяти, переступая через
20 досочек, положенных на расстоянии 50 м;
3)
воспроизведение интервалов ритма с помощью секундомера.
Описание
теста. После выслушивания ударов метронома (время и ритм - как в п. 2)
спортсмен 10-кратно воспроизводит временные интервалы с точностью до 0,01 с.
В
использованных тестах конечный результат выполнения движения составляет процент
согласования с интервалами 20 или 10 с.
При
рассмотрении зависимости между скоростью бега и тестами на воспроизведение
ритма с результатами в беге с/б автор применил простой корреляционный анализ
Персона.
Результаты
исследований и выводы. В результате 3-летних исследований спортивной результативности
нетренирующихся девочек и мальчиков выявлено, что у девочек результаты были
более низкими, мальчики удерживали постоянный уровень своих достижений. В
группе девочек время бега на 60 м в начале исследований повысилось с 9,60 до
9,45 с. В группе мальчиков результаты исследуемого теста систематически
повышались с 9,52 до 8,71 с.
Анализ
уровня достижений в беге на 60 м и 60 м с/б среди мальчиков показал, что
систематичес кое повышение скорости бега на 60 м положительно сказалось на
удержании скорости в беге с/б. У девочек результаты в беге с /б на 60 м
значительно снизились из-за отсутствия прогресса в беге на 60 м.
Значительная
зависимость между скоростью бега и возможностью достижения высоких результатов
в беге с/б отмечена многими авторами [3, 9 и др.]. То же можно сказать о
группах не занимающихся спортом [4, 6].
Корреляционный
анализ результатов в беге на 60 м и 60 м с/б в группах мальчиков и девочек
показал их достоверную связь (p < 0,01). Это подтверждает общее мнение, что
бег с/б принадлежит к видам спорта, в которых главную роль играет скорость.
Разницу
между результатом бега на 60 м и 60 м
с/б можно обнаружить с помощью показателя уровня техники. Этот показатель (в
процентах) у девочек постоянно удерживался на одном уровне (22,52 - 26,52 %) и
был значительно ниже, чем в группе мальчиков. Это позволяет предположить, что
девочки в меньшей степени расположены к бегу с/б, однако уровень их
подготовленности в ходе исследований был постоянным. Показатель уровня техники
мальчиков постепенно повышался с 15,75 до 23,66 %. Следует признать, что
уровень техники был связан с координационными трудностями периода полового
созревания. Самая плохая техника у девочек наблюдалась в 14 лет, а у мальчиков
15 лет - ухудшение техники бега с/б. Важность координационных способностей в
преодолении барьеров показывает зависимость результатов бега с/б от показателя
уровня техники. Как у мальчиков, так и у девочек обнаруженные связи были
достоверными (см. таблицу).
Проблема
влияния способностей к ритму на результаты в беге с/б не была широко исследова
на [5]. В группе барьеристов высокого класса после выполнения анаэробных усилий
были проведены диагностические тесты.
В
тесте Мынарского, а также в выполнении ритмических шагов лучших результатов
достигли мальчики, а в тесте ритмических 1-секундных интервалов при помощи
хронометра большее согласование с идеальной моделью показали девочки.
Исследования
выявили, что в тесте Мынарского, а также в воспроизведении ритма при помощи
хронометра точность исполнения со временем увеличивалась. В ритмических шагах у
девочек результаты ухудшились, а у мальчиков оставались постоянными.
Самой
интересной проблемой представля ется зависимость между тестами изменения ритма
и результатами в беге с/б. В группе мальчиков только тест воспроизведения ритма
при помощи хронометра (в возрасте 13-14 лет), а также ритмический переход через
досочки в возрасте 14 лет показали достоверную зависимость (p<=0,05) от
достижений в беге с/б. Таким образом, можно сказать, что представленные
зависимости уменьшались в двух тестах и в 15-летнем возрасте связь с
достижениями в беге с/б отсутствовала.
В
ходе 3-летних исследований в группе девочек обнаружено, что тест Мынарского
значительно повлиял на результаты в беге с/б (р = 0,32 - 0,346, p < 0,05).
Тест воспроизведения интервалов ритма при помощи секундомера показал
достоверную связь с достижениями в беге с/б в возрасте 14 лет.
В
результате изложенного можно сделать вывод, что в группе мальчиков самым
информативным тестом воспроизведения ритма является тест с помощью секундомера,
у девочек - тест с акцентом на двигательных способностях. Однако надо
учитывать, что бег с/б среди систематически не тренирующихся детей является
более двигательным (с акцентом на подготовленности), чем связанным с ритмом.
Выводы
1.
Результаты в беге с/б в группе нетрениру ющихся 13-15-летних мальчиков являются
стабильными, у девочек же постепенно снижаются.
2.
В течение трех лет исследований техника преодоления барьеров была значительно
хуже в группе девочек, у мальчиков наблюдалось постоянное повышение уровня
техники.
3.
В результате 3-летних исследований выявлена значительная зависимость достижений
в беге с/б от скоростной подготовленности. Во всех исследуемых группах эта
зависимость была высокой (r = 0,66 - 0,86, p < =0,01).
4.
В группе девочек значительную информационную роль играет тест Мынарского, в
группе мальчиков - тест воспроизведения ритма при помощи секундомера. |