|
|
|
|
|
|
|
|
Мальчик Вася из деревни Шанчерево |
|
|
В
октябре 1912 года началась первая Балканская война. Ее вели за освобождение от
гнета султанской Турции Болгария, Греция, Сербия, Черногория.
Патриотические
чувства охватили Россию. Десятки российских женщин уходили на войну сестрами
милосердия, повторяя опыт русско-турецкой войны 1877–1878 годов, когда на
помощь южным славянам ушли 118 сестер милосердия, среди которых были Софья
Энгельгард, Ольга Юханцева, Александра Теплякова, Юлия Вревская. В 1912 году
жители Тамбова услышали марш «Прощание славянки». Вскоре стало известно, что
его автором был Василий Иванович Агапкин. Тогда он и не предполагал, что
«Прощание славянки» станет произведением, без которого впоследствии не пройдет
ни одно патриотическое начинание, пробуждая глубокие чувства к Отечеству, к тем,
кто идет его защищать.
Написанное
для фортепьяно, сочинение было оркестрировано Я. Богорадом. Партитура и клавир
выпущены в свет издателями Москвы и Санкт-Петербурга. |
|
Классическая гитара |
|
|
Классификация
Струнный
инструмент, Щипковый струнный инструмент
Диапазон
строй
открытых струн (по написанию), верхняя граница по действительному звучанию
Родственные
инструменты
Семейство
гитар, Лютня
Классическая
(испанская, шестистру́нная) гита́ра — основной представитель семейства
гитар, щипковый струнный музыкальный инструмент басового, тенорового и
сопранового регистров. В современном виде существует со второй половины XVIII
века, используется как аккомпанирующий, сольный и ансамблевый инструмент.
Гитара обладает большими художественно-исполнительскими возможностями и широким
разнообразием тембров.
Классическая
гитара имеет шесть струн, основной строй которых — E, A, d, g, h, e1 (ми, ля
большой октавы, ре, соль, си малой октавы, ми первой октавы). |
|
Cоборные свойства музыкального искусства. Античная Греция, средневековая Русь и православное христианство |
|
|
Музыкальное
искусство обладает рядом характерных свойств, наиболее важным из которых можно
считать исключительную силу ее воздействия на слушателя. Музыка влияет на
человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований,
состоящих в основном из тонов (звуки определенной высоты). Звук в музыке
является носителем художественного образа, и он есть ни что иное, как
распространяющиеся в упругой воздушной среде механические колебания. Для
слушателя звук является раздражителем, который представляет собой особого рода
вибрацию.
Особенно
важно отметить, что это физическое воздействие испытывают не только органы
слуха, но и весь человеческий организм. Таким образом, слушатель соприкасается
с музыкой не как сторонний наблюдатель, но всегда находится в поле ее активного
действия. Музыка всегда нацелена на то, чтобы снять дистанцию созерцатель -
созерцаемое. |
|
"Правильная скрипка". Итальянская скрипичная школа |
|
|
Мы как-то привыкли связывать происхождение
новых технических средств с именами определенных изобретателей. Понятно и
стремление человечества найти такого "изобретателя" и для скрипки. Но
это сделать так же невозможно, как определить, кто первым придумал вообще
смычковый инструмент и его частные разновидности. Нам неизвестен ни
"изобретатель" скрипки (если принять версию Д.Бойдена), ни тот
мастер, который впервые на профессиональном уровне создал инструмент на основе
его народного прототипа. Нам даже неизвестна приблизительная дата появления
правильной скрипки. Те сведения, которые мы имеем относительно инструментов
скрипичного семейства, а именно: живописные полотна, скульптурные изображения
исполнителей на смычковых инструментах, описания в литературе, - указывают на
нее как на устоявшееся историческое явление. Таким образом, появление скрипки
должно датироваться более ранним периодом, чем мы это видим в памятниках
культуры. |
|
Скрипки Восточной Европы |
|
|
Рассмотрим вопрос об истоках скрипки со стороны
славянских стран. Многие факты указывают на раннее развитие смычковых
инструментов в Польше, России и Украине. Об этом свидетельствуют и
иконографический материал и археологические раскопки. Так в Ополе и Гданьске
были обнаружены струнно-смычковые инструменты, относящиеся еще к XI-XIII векам:
двухструнный инструмент, похожий на пошетте (карманную скрипку), и
пятиструнный, почти вдвое больший по размеру; они были сделаны из липы, дерева,
используемого для изготовления посуды.
Здесь прослеживается связь древних
инструментов с общей материальной культурой быта. Не только материал, но и сами
формы ремесленных изделий имели много общего. Так, многие инструменты имели
корпуса схожие с посудой и другой утварью крестьянского быта, а шейки были
похожи на ручки черпаков, вальков, досок для резки. |
|
Скрипка, вопросы истории происхождения |
|
|
Русский
вариант книги "The Art of the Violin Design"
Глава
первая
"И
с тех пор каждый знает о скрипичном семействе, и излишне что-нибудь говорить
или писать об этом." М.Преториус.
Высказывание
Преториуса, которое мы цитируем, написано почти четыре столетия назад. Уже
тогда он подчеркивал, что скрипка была настолько известна, что излишне долго
останавливаться на этом предмете. Сегодня же его замечание скорее изумляет и
вводит читателя в смятение, чем проливает свет на бесчисленные тайны и
неясности истории происхождения инструментов скрипичного семейства. Та
краткость, с которой Преториус выступает в своем труде о скрипке, не позволяет
нам судить достаточно ясно об истории ее возникновения и эволюции.
Как
и другие музыкальные инструменты, скрипка сформировалась в результате
длительного и сложного процесса общего развертывания музыкальной культуры,
сменой социальных условий, в которых он протекал. |
|
Искусство Станислава Нейгауза. Шуберт, Лист, русская музыка |
|
|
Генрих
Нейгауз мл.
К
25-летию со дня смерти
Из
русских композиторов отец предпочитал Скрябина. Конечно, «предпочитал» - не то
слово, но лучшего я не нахожу. Как бы часто и замечательно он ни играл
Рахманинова и Прокофьева, Скрябин все-таки стоял «на первом месте». Удивляться
тут нечему, его отец Г. Нейгауз, наряду с В. Софроницким и С. Фейнбергом
считался лучшим скрябинистом эпохи. Борис Пастернак боготворил Скрябина, в его
юношеских музыкальных опытах (Соната h-moll, прелюдии gis-moll и es-moll)
слышится явное подражание и скрябинскому пианизму, и его изысканным гармониям
среднего периода. В самом подходе к музыке на С. Нейгауза наложила свой
несмываемый отпечаток личность гениального поэта, которого Г. Нейгауз называл
«музыкантом до мозга костей». (Ныне покойный брат писателя, Александр
Леонидович рассказывал, как их мать, Розалия Кауфман была влюблена в
f-moll’-ную Фантазию Шуберта. Она даже сделала двуручную обработку этого
произведения в 4 руки. |
|
Устарел ли романтизм? |
|
|
Публикация
Генриха Нейгауза-мл.
В
последние годы участились разговоры о том, что пианисты молодого поколения все
реже играют произведения композиторов-романтиков, особенно Шопена, а если
играют, то качество исполнения отстает от качества исполнения классиков и
композиторов постромантизма и новой музыки. Об этом говорят и результаты
последних шопеновских конкурсов, и тот факт, что в последние годы все реже
можно увидеть на афишах программы монографических концертов, посвященных
Шопену, Шуману, Шуберту и другим романтикам. А ведь совсем не так давно такие
пианисты как Игумнов, Оборин, Софроницкий, Нейгауз, давали очень часто (иногда
по нескольку раз в году) концерты-монографии из произведений этих композиторов. |
|
О синтезе музыкального, технического и психологического в педагогике XX столетия |
|
|
Глава
из книги "Очерки по истории фортепианной педагогики"
В
40-х годах прошлого столетия в Германии зародилось музыкально-педагогическое
движение за улучшение методов преподавания, которое еще и сегодня продолжается.
Расширение музыкального образования, в особенности фортепианного, к которому
стремились художественно-воспитывающие движения XIX столетия, не принесло
ожидаемых плодов. Напротив, все яснее становились односторонность и
недостаточность фортепианного обучения, порождавшего массу "совершенно
немузыкальных" пианистов, "пишмашинистов", как презрительно
окрестил их К.А.Мартинсен.
Фортепианное
обучение не давало никакой опоры для содержательного музицирования и
понимающего слушания музыки. Это вызвало тревожное высказывание Кречмара:
"От того, удастся ли музыкальному преподаванию воспитать понимающих
дилетантов, зависит, будет ли для искусства и для человечества благом
распространение фортепианной игры". |
|
Состояние музыкально-педагогической теории и практики к середине XIX столетия |
|
|
Глава
из книги "Очерки по истории фортепианной педагогики"
В
1869 году в Германии вышла в свет книга немецкой музыкальной писательницы,
пианистки и педагога Лины Раман "Общее музыкальное воспитание и обучение"
("Allgemeine musikalische Erzichung und Unterrichtslehre". Lpz,
1869).
Среди
ряда фортепианно-методических трудов второй половины прошлого столетия книга
Раман выделяется постановкой актуальных и близких нашему времени
музыкально-педагогических проблем. Автор утверждает мысль о высоком назначении
музыкального преподавания как общего средства воспитания детей и юношества и
выступает с требованием включить музыкальное обучение в число школьных
дисциплин, сделав его, наравне с другими предметами, обязательным для всех.
Свой труд Раман посвящает теоретическому и практическому обоснованию методов
общемузыкальной педагогики.
Обращение
автора в 60-е годы прошлого века к идеям общего музыкального образования
представляется удивительным. |
|
Артикуляция при игре на смычковых инструментах |
|
|
Артикуляция при игре на смычковых инструментах
Сергей Муратов
Введение
В
наступившем 21 веке скрипачи, альтисты и виолончелисты, все те, кто играет на
смычковых инструментах, стоят перед неразберихой различных исполнительских
стилей и преподавательских методов. Передо мной не стоит задача разоблачать или
восхвалять существующие направления как в первом, так и во втором случаях. Я
так же не претендую на последнее слово в этих вопросах. Каждый скрипач волен
выбирать и стиль исполнения и методы совершенствования скрипичной техники. Тем
более, что недостатка в рекомендациях нет. Я только хочу предложить вниманию
читателя свой взгляд на проблему штриховой техники скрипача, который
основывается не только на исполнительском и педагогическом опыте автора, но и
на тех научных знаниях, которые способны объединить эмпирический опыт в некую
систему. |
|
"Пиковая дама" и миф о царе Эдипе |
|
|
"Пиковая дама" и миф о царе Эдипе (интертекстуальный этюд)
Михаил Аркадьев
О
НЕСХОДСТВЕ СХОДНОГО
В
этом эссе все утверждения могут восприниматься как предположения. Почему бы и
нет? Автор не сомневается, что гипотетичность может быть и увлекательна, и
небесполезна.
Хорошо
известно, что либретто оперы "Пиковая дама" (авторы Модест и Петр
Чайковские) сильно отличается от пушкинской повести. Оставив в стороне
сравнение и оценку литературных качеств (в конце концов, мало кто выдержит
сравнение с Пушкиным), обратим внимание на одну сюжетную линию, которая, судя
по всему, является средоточием всех основных несходств
Графиня
- Герман.
Взаимодействия
в опере этих образов своеобразны, если не сказать странны, и это не новость для
поклонников как оперы, так и первоисточника. Вот важнейшие моменты,
подтверждающие это наблюдение.
Текст
графини в квинтете (первая встреча с Германом): "Мне страшно! Он опять
передо мной, таинственный и страшный незнакомец. |
|
Символизм скрипки |
|
|
Символизм скрипки
Сергей Муратов
Почему
мы не можем восстановить полностью методологию построения скрипки классических
итальянских школ? Почему эти сведения для нас навсегда утрачены? Не исключено,
что они передавались ученикам эзотерически. Судя по выражениям сожаления и
многочисленным признаниям почти каждым инструментоведом, музыкальный мир может
быть убежден, что изучающие искусство построения скрипки великими итальянцами
действительно имеют мало данных, из которых можно было бы сделать выводы, какие
обычно делаются ими о старинном способе построения скрипки и, что такой
недостаток данных не препятствует их авторитетным утверждениям.
Можно
ли утверждать, что где-то есть документы, подтверждающие ту или иную гипотезу о
построении скрипки итальянцами, выдвинутую каким-либо автором или совершенно
противоположную, ни на что непохожую?
Если
проводить аналогию с тайнами эзотерических знаний, охраняемых Посвященными, то
такое предположение не лишено здравого смысла. |
|
Музыкальное время, "археписьмо" и опыт Ничто |
|
|
Музыкальное время, "археписьмо" и опыт Ничто
Михаил
Аркадьев
(Феноменологические
вариации)
ВАРИАЦИЯ
I. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВРЕМЯ (ПРИКЛАДНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ)
Сущность,
и структура предмета искусства, судя по всему, не ограничивается тем, что он
"уже есть", уже полностью предстоит перед нами, а нам остается только
созерцать его чистое присутствие. Любой предмет искусства, в принципе, может
быть понят в его становлении, т. е. в его внутреннем времени. Он сам есть
становление, где ставшее - только результат. Музыкальное произведение в его
полноте живет в процессе его исполнительского, инструментального осуществления,
то же самое - поэтическое или драматическое произведение: все они живут в
"исполнительском порыве"(Мандельштам) , который только post factum
может быть интериоризирован, свернут во внутреннем слухе. Это достаточно
очевидно для временных искусств. |
|
Лютня маркиза де Садова |
|
|
Лютня маркиза де Садова
Александр
Тимофеев
Что такое идеальная гитара? Для кого-то
это обычная ленинградская "шестиструнка". Для кого-то – доставшаяся в
наследство от деда русская "гитара семиструнная!.. Вся душа полна тобой, а
ночь такая лунная!!!". |
|
Классическое и неклассическое музыкознание и фундаментальная наука |
|
|
Классическое и неклассическое музыкознание и фундаментальная
наука.
Михаил Аркадьев
1. Проблема времени, также как и связанная с ней
проблема ритма - одна из тех проблем, которые волновали и волнуют человечество
на протяжении всей его истории. В этой теме концентрируются почти все
фундаментальные вопросы, стоящие перед самим человеком, его экзистенцией и его
деятельностью в мире. Поэтому категория времени носит по самой своей природе
универсальный и интердисциплинарный характер.
Что касается науки ХХ - XXI века, то для нее вообще
характерна совершенно особая тематизация времени. Более того, вполне возможно,
что именно понятие времени - это понятие, вокруг которого явно, или неявно идут
сегодня основные споры и решаются научные проблемы .
2. В нашем исследовании мы хотели обратить внимание
коллег музыкантов на то, что проблема музыкального времени может ставиться
достаточно строго. |
|
Рождение фортепианной педагогики |
|
|
Рождение фортепианной педагогики
Светлана Гринштейн
Фортепианная ветвь музыкальной педагогики имеет
короткую современную историю, насчитывающую немногим более полутора столетий.
Время ее определения и развития в качестве специальной области деятельности и
знаний связано с эпохой бурного восхождения и окончательного утверждения
капиталистических отношений в странах Западной Европы.
Родившись на рубеже XVIII-XIX столетий, фортепианная
педагогика самим фактом своего ответвления выразила основную направленность и
суть тех перемен, что приходят в область музыкальной культуры с наступлением
новой исторической эры. Процесс расчленения и дифференциации, медленную
эволюцию которого можно наблюдать на протяжении всего переходного времени, с
началом XIX столетия интенсифицируется, распространяется на все виды
музыкальной и педагогической деятельности, становится главной движущей силой
развития. |
|
Арнольд Шёнберг - певец непокорной мысли |
|
|
Арнольд Шёнберг - певец непокорной мысли
Марк Райс
Предтеча
Арнольд Шёнберг является, безусловно, одним из самых
ярких композиторов ХХ века, уже при жизни оказавшим огромное влияние на
развитие музыки всего мира. С ним можно было не соглашаться, но его нельзя было
игнорировать.
И. Соллертинский сравнивает Шёнберга с титанами
Возрождения; по его мнению, он воплощает собой тот же тип "всестороннего
человека". И действительно, кроме того, что Шёнберг был великим
композитором, оставившим после себя произведения практически во всех
музыкальных жанрах, он был крупным музыковедом, чьи исследования не устарели до
сих пор, педагогом, создавшим влиятельную композиторскую школу
("единственную в Европе" - замечает Соллертинский), дирижёром, а
также художником экспрессионистского толка. Кроме того, он писал тексты для
некоторых своих произведений (оперы "Cчастливая рука","Моисей и
Аарон", оратория "Лестница Иакова", "Три сатиры" для
хора и др. |
|
Музыка. С какого возраста и чему можно и нужно учить малышей? |
|
|
Музыка. С какого возраста и чему можно и нужно учить малышей?
Исакова Инна
Когда начинать занятия музыкой с педагогом и сколько заниматься?
Когда же наступает момент, с которого вашего малыша
можно отдать в профессиональные руки?
Сейчас мы не говорим о занятиях музыкой в детском
саду, когда в большой группе дети хлопают, топают и изображают что-то вроде
пения – это вид массового развития. Нас интересует индивидуальное, наиболее
полное раскрытие музыкальных способностей ребенка.
Время начала музыкальных занятий достаточно
индивидуально. Нужно оговориться, что большинство музыкальных школ и педагогов
берутся обучать детей, начиная с 6-7летнего возраста, часть педагогов возьмется
обучать и «продвинутого» пятилетнего – это считается довольно рано. Можно
услышать редкие рассказы о детях, начавших обучение в 3-4 года, но эти дети
чаще всего либо имеют родителей-музыкантов, либо причислены к вундеркиндам и
часто учатся по стандартным методикам, как бы опережая свой возраст. |
|
Христианское вероучение в русских музыкально-теоретических трактатах 17 века |
|
|
Христианское вероучение в русских
музыкально-теоретических трактатах 17 века
Гусейнова З. М.
"Правда
и вера суть две сестры родные, дщери
одного Всевышнего Родителя, и никогда между
собою в распрю притти не могут, разве
кто из некоторого тщеславия и показания своего
мудрования на них вражду всклепнет".
М.В.
Ломоносов
Профессиональное
музыкальное искусство Древней Руси целиком связано с православным
богослужением. Древнерусская музыка формировалась и развивалась как церковное
пение, звучавшее в храмах на протяжении многих столетий. Система записи древних
напевов, "озвучивающих" богослужебные тексты в период с 11 до конца
17 века, осуществлялась посредством специальных нотных певческих знаков –
"знамен", или "крюков", в основе которых лежали невмы
палеовизантийской куаленской нотации1 В течение первых же столетий христианства
на Руси эти знаки были адаптированы к русским литургическим текстам. |
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >> |
|
|
|
|
|
|
|
Анекдот
|
Я ищу: люди, пишущие тупые анекдоты пр Яндекс и футбольные команды, не
зная устройства поиска на Яндексе.
Результат поиска: страниц - 194, серверов - не менее 37 |
|
показать все
|
|