|
|
|
|
|
|
|
|
Социально-экономические предпосылки градостроительного развития |
|
|
Социально-экономические предпосылки градостроительного
развития
В.Я.Беккер, М.Е.Иванов, В.В.Карелина, А.Г.Меламед,
Л.Ф.Страшнова, А.А.Трифонов
Темпы
роста социально-экономического развития города позволяют в наращиваемых объемах
вести жилищное и культурно-бытовое строительство. Правительством Москвы
разработаны и утверждены крупномасштабные программы во всех отраслях экономики:
Концепция размещения муниципального жилья, Программа развития туризма,
Генеральная схема размещения крупных торговых объектов городского значения. В
соответствии с Генеральным планом выполняются программы строительства
бесплатного муниципального жилья, комплексной реконструкции исторического центра,
строительство Третьего транспортного кольца, реконструкции пятиэтажной
застройки первого периода индустриального домостроения и другие.
Для
определения основных макроэкономических показателей разработаны Предпосылки
социально-экономического развития столицы. |
|
Осуществление Москвой столичных функций |
|
|
Осуществление Москвой столичных функций
В.Я.Беккер, В.В.Карелина, Л.Я.Ткаченко, Г.С.Юсин
«Столицей
Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается
федеральным законом» (из Конституции РФ).
Что
подразумевается под статусом столицы? Как определяются, устанавливаются и
материализуются столичные функции? Чем измеряется или оценивается степень их
выполнения? Как методами градостроительного планирования городские власти и
разработчики Генплана могут способствовать осуществлению Москвой столичных
функций? Вопросы, связанные со «столичностью» города, в течение многих лет
являются предметом дискуссий ученых, практиков, чиновников и законодателей.
Разработчики нового Генплана должны были не просто ответить на них в
соответствии с федеральным Законом «О статусе столицы Российской Федерации», но
и согласовать Генплан с Правительством России в части осуществления Москвой
столичных функций. |
|
Новая жизнь старой дороги |
|
|
Новая жизнь старой дороги
Н.Е.Гиговская, кандидат архитектуры
В
1902 году в Москве началось строительство Окружной железной дороги (МОЖД), а в
июле 1908-го она была введена в эксплуатацию. Дорога протяженностью 54
километра кольцом охватывала город, в четырех местах пересекая Москву-реку, и
соединяла восемь вокзалов и все фабрично-заводские районы: Пресню, Марьину
Рощу, Благушу, Лефортово, Дорогомилово и так далее. По Окружной дороге
перевозились не только грузы - из 14 станций 9 были пассажирскими.
Схема
Московской окружной железной дороги 1902-1903 годы
Уникальная
по тем временам транспортная развязка не имела аналогов в практике дорожного
строительства. В проектировании ее были задействованы лучшие профессиональные
силы России: заслуженный профессор Института инженеров путей сообщения
Н.А.Белелюбский выполнил металлические фермы моста через Москву-реку, инженер
Л.Д. |
|
«Зеленый клин» Юго-Запада |
|
|
«Зеленый клин» Юго-Запада
С.В.Миндрул, заслуженный архитектор России
Несмотря
на большую плотность застройки, в столице есть немало пространств, поражающих
не только размерами, но и загрязненностью, строительным самостроем. Одно из них находится за Московским
университетом, между двумя проспектами - Мичуринским и Вернадского, и имеет
свою градостроительную историю. Когда в 50-х годах на Воробьевых (Ленинских)
горах сооружался грандиозный комплекс Московского университета (архитекторы
Л.В.Руднев, С.Е.Чернышев, П.В.Абросимов, А.Ф.Хряков), за ним намечалась
достаточно плотная жилая застройка. Затем Управление по проектированию Дворца
Советов (архитекторы А.В.Власов, Б.С.Мезенцев, И.Н.Ловейко и другие) решили
возвести здесь еще одно колоссальное сооружение, но в уже плоскостном,
невысоком варианте, оставляя доминантой всей застройки здание МГУ. |
|
Московские пассажи - вчера, сегодня, завтра |
|
|
Московские пассажи - вчера, сегодня, завтра
И.А.Прокофьева, кандидат архитектуры В.Л.Хайт,
член-корреспондент РААСН
В
XIX веке архитектура Москвы обогатилась новым типом общественного сооружения -
пассажем, основа которого - протяженное торгово-пешеходное пространство со
светопрозрачным покрытием. Построенные по западным образцам, московские пассажи
быстро, учитывая здешний климат, приобрели популярность и значительно обогатили
как торговую, так и пешеходно-коммуникативную сеть центра города.
В
связи с тем, что в XIX веке во всех крупных европейских городах исторические
центры уже были осознаны как культурная ценность, новое строительство для
современных функций в главных городских районах не должно было нарушать
особенности их застройки, а органически включиться в нее, сделать ее более
целесообразной. Этой задаче наиболее отвечал именно пассаж. |
|
Проблемы средового подхода к современной московской архитектуре |
|
|
Проблемы средового подхода к современной московской
архитектуре
А.А.Скокан, член-корреспондент РААСН
Историческая
среда и культурный контекст – ключевые слова архитектурного процесса последних
двух десятилетий. Они пришли в нашу практику вместе с пониманием: проектная
деятельность направлена на изменение и развитие предметного окружения, а
результаты ее оцениваются с точки зрения того, насколько они успешно взаимодействуют
с этим окружением. Мы больше не строим красивые или некрасивые здания, а
встраиваем их в существующую городскую среду, в контекст городской культуры.
Принципиальное отличие от ситуации, в которой привыкли действовать архитекторы,
заключается в том, что в круг профессиональных проблем теперь включены
дополнительные средовые критерии. |
|
Программа вывода промышленных предприятий из центра столицы |
|
|
Программа вывода промышленных предприятий из центра
столицы
В.И. Ресин, первый заместитель Премьера Правительства
Москвы
Генеральный
план развития Москвы до 2020 года предусматривает широкомасштабное городское
строительство. Однако сегодня территориальные резервы столицы достаточно
ограничены, а расширяться за пределы своих нынешних границ город не может.
Основные объемы жилья планируется возводить в городской черте, в том числе и в
центре, где уже сейчас практически нет свободных участков. Поэтому, согласно
Генеральному плану, необходимо высвобождать большие территории, занятые
промышленными объектами. Наиболее крупные работы в этом направлении -
перебазирование двух цехов ЗИЛа, фабрики «Красная Пресня» и Московского завода
пищевых концентратов. Всего же намечено вывести из центра 90 предприятий.Земля
- главное достояние государства и общества, и неэффективное ее использование
влечет за собой значительный экономический ущерб. |
|
Московское градостроительство.XXI век |
|
|
Московское градостроительство.XXI век
В.И.Ресин, академик РААСН
В
числе самых насущных проблем, стоящих ныне перед человечеством, – обустройство
городов. Наша страна накопила огромный опыт планируемого и управляемого
расселения людей на территориях с самыми разнообразными климатическими,
этническими, культурно-историческими и геополитическими условиями. Что возьмем
мы из века уходящего в век грядущий? Какие тенденции реализуем?
Какие
уроки из прошлого опыта градостроительства – отечественного и зарубежного –
нами извлечены, а какие только предстоит извлечь? Какие прогнозы мы сделаем?
Эти вопросы обсуждались на сессии Общего собрания Российской академии
архитектуры и строительных наук (РААСН) 20-22 апреля 2000 года в
Санкт-Петербурге, где были определены основные принципы градостроительного
развития России. На нынешней сессии мы будем говорить о путях их реализации. |
|
Историко-культурный и образно-эстетический потенциал Москвы |
|
|
Историко-культурный и образно-эстетический потенциал
Москвы
В.Л.Хайт, член-корреспондент РААСН
В
последние годы проблема обеспечения устойчивого развития города привлекает все
большее внимание, но рассматривается она обычно как чисто экологическая. Однако
анализ мирового и отечественного опыта показал, что не менее важны
историко-архитектурные, историко-градостроительные, культуросодержащие и
эстетические аспекты этой проблемы. Исторически сложившаяся система расселения
ценна уже тем, что на протяжении столетий доказала и продемонстрировала свою
устойчивость, естественность и закономерность формирования. Наиболее устойчивые
структуры города - местоположение его центра (особенно исторического) и
направление основных магистралей.
Более
изменяемой является жилая застройка. |
|
Тематическая радоновая карта Москвы |
|
|
Тематическая радоновая карта Москвы
Л.А.Гулабянц, доктор технических наук,
профессорИ.О.Осипов, инженер
«Концепция
обеспечения экологической безопасности города Москвы» предполагает приоритет этого
направления при разработке и реализации градостроительных проектов. В число
контролируемых вредных веществ, избыточное содержание которых в воздухе создает
серьезную угрозу для здоровья человека, входит
радон (Rn-222) - радиоактивный газ без запаха и цвета, образующийся при
естественном распаде природного урана (U-238).
Картографическое
представление результатов радоновых изысканий
В
радиационной гигиене термин «радон» обычно подразумевает и обязательно
присутствующую наряду с ним всю совокупность его дочерних продуктов. Согласно
требованиям Норм радиационной безопасности (НРБ-99) концентрация радона в
воздухе помещений жилых и общественных зданий не должна превышать
установленного уровня (во вновь строящихся зданиях 100 Бк/м3). |
|
Реконструкция площади Гагарина |
|
|
Реконструкция площади Гагарина
Ю.П.Платонов, академик архитектуры
Многолетняя
история реконструкции площади Гагарина, как и формирование Ленинского
проспекта, и освоение значительных территорий юго-запада Москвы, связана с
историей строительства комплекса зданий Президиума и научных зон Академии наук.
В 1936 году Академия наук СССР переехала из Ленинграда в Москву. Кто бы мог
предсказать, какие градостроительные преобразования вызовет это в столице! Тогда
ученым были переданы здания и сооружения в районе Калужского шоссе, а Президиум
АН расположился в Нескучном дворце. Но вопрос создания единого крупного
научно-организационного центра со значительным научным и техническим
потенциалом, отвечающего роли и значению Академии наук вкультурной и
общественно-политической жизни страны, оставался открытым.
Перед
войной был проведен архитектурный конкурс на эскиз-идею комплекса Академии наук
СССР. Для застройки предлагался участок за Калужской заставой. |
|
Храм на Ильинке - возвращение утраченного |
|
|
Храм на Ильинке - возвращение утраченного
А.В.Можаев, Ю.П.Мосунов
В
N 4 за 1998 год журнала "Архитектура и строительство Москвы" была
опубликована статья Ю.П.Мосунова "Натурные исследования древнего храма на
Ильинке". В ней изложены результаты исследований храма святого пророка
Илии на Новгородском подворье, что на Ильинке, - одного из древнейших
архитектурных памятников Москвы. Объем публикации позволил достаточно подробно
осветить лишь первый строительный период истории храма, заложенного 11 мая 1519
года. Однако его последующая судьба также представляет большой интерес.
Кладка
XVII, открывшаяся после сноса корпуса по улице Ильинка
Здесь
нам хотелось бы на основании уточненных натурных данных и новых архивных
материалов рассказать об истории памятника на протяжении XVI-XIX веков, а также
о положении дел сегодня.
Исследования
производились в 1997-1998 годах специалистами архитектурной мастерской
"Конев и партнеры". |
|
Большой театр: этап биографии |
|
|
Большой театр: этап биографии
А.В.Маслов, архитектор
У
оперных театров Старого света сходные заботы. Ветшающие здания не справляются с
сегодняшним объемом постановочной работы, машинерия плохо приспособлена к
требованиям современной сценографии, ощущается дефицит репетиционных залов,
артистических комнат, мастерских. Из этого положения каждый выходит по-своему.
Deutsche Oper в Берлине расширена за счет разрушенного в войну квартала. В
парижской Grande Opera идут теперь только балетные спектакли, а для оперных
вырос гигантский комбинат на площади Бастилии. В Мюнхене за городом возведен
механизированный производственно-складской комплекс, а в Генуе Альдо Росси
надстроил вверх старую сценическую коробку. Миланскому La Scala расширяться
было некуда, он освоил подземное пространство под сценой и занял декорационным
сейфом часть помещений соседнего дома, оставшись при этом лучшим в
художественном отношении театром Европы.
Большому
театру более полутора веков. |
|
Градостроительство и общество |
|
|
Градостроительство и общество
И.М.Смоляр, академик РААСН
Минувший
век называют веком урбанизации. К началу третьего тысячелетия население Земли
достигло 6 млрд. человек и почти 50% землян населяют урбанизированные ареалы. В
наиболее развитых странах 70-80% от всего населения - горожане. На первую
четверть XXI века прогнозируется удвоение их числа - от 2,4 млрд. (1995 год) до
5 млрд. человек. При этом уже сейчас свыше 600 млн. горожан живут ниже уровня
бедности, в угрожающих их здоровью условиях. Если эта проблема не будет решена,
то к 2025 году их число может возрасти в три раза.
Большинство
горожан мира проживает в значительно менее развитых и благополучных регионах,
чем Северная Америка и Европа, где в 90-х годах в общей сложности проживало 9,8
и 22,8% горожан соответственно, а остальные 67,4% - в Азии, Африке, Латинской
Америке и Океании. Бесконечные местные войны и региональные конфликты ускоряют
процесс урбанизации в развивающихся странах третьего мира. |
|
"Пасхальные яйца" мастерской Сергея Ткаченко |
|
|
"Пасхальные яйца" мастерской Сергея Ткаченко
М.В.Нащокина, кандидат архитектуры
Конец
1998 года творческий коллектив архитектурной мастерской Сергея Борисовича
Ткаченко (С.Б.Ткаченко - руководитель, О.Л.Дубровский, И.И.Вознесенский,
А.В.Кононенко) ознаменовал выпуском серий необычных проектов жилых домов и
офисных зданий. Все они так или иначе варьируют форму яйца.
Еще
несколько лет назад подобные проекты могли бы существовать только в сфере
"бумажной" архитектуры. Сегодня они стали фактом реальной
архитектурной практики. Хорошо это или плохо?
В "бумажных" проектах формальную или
функциональную идею, не оглядываясь на тяготы ее воплощения, обычно доводят до
абсолюта - максимально точного и лаконичного выражения. Озабоченность же
реализацией идеи, напротив, заставляет идти на многочисленные компромиссы.
Здесь, бесспорно, есть свои плюсы и минусы.
Коллизия
столкновения архитектурных фантазий с реальностью легко обнаруживает их
жизнеспособность или бесплодность. |
|
Москва деревянная |
|
|
Москва деревянная
«Погодинская изба»
Погодинская
улица, 12а (станция «Спортивная»)
Построенный
в 1856 году архитектором Н.В. Никитиным дом был подарен предпринимателем В.А.
Кокоревым известному историку и публицисту М.П. Погодину
Более
230 лет назад в Москве насчитывалось порядка 7 600 деревянных «обывательских
дворов» и около 24 000 «обывательских покоев». В нынешнем многомиллионном
мегаполисе осталось всего около 150 памятников деревянной архитектуры.
Большинство из них — бревенчатые дома, покрытые штукатуркой. Отдельно стоящих
зданий, сохранившихся в первоначальном виде, в ходе своих московских прогулок я
обнаружил лишь 75. Из них 15 — бревенчатые «избы», 38 — обшиты доской, 22 —
имеют основание и первый этаж из камня. А еще есть четыре известных деревянных
дома-музея: Лермонтова, Островского, Толстого и Есенина... |
|
Краткий курс истории Московского троллейбуса |
|
|
Краткий курс истории
Московского троллейбуса
Павел Яблоков
1. Рождение
Первые
троллейбусы в Европе и Америке появились и стали распространяться в самом
начале XX в. В Москве мысль о постройке троллейбусной линии впервые была
высказана в 1924 г., но к ее реализации приступили лишь 9 лет спустя. В 1932
г., глядя на опыт эксплуатации троллейбусов в Англии и Германии, задумали
проложить первые линии от Дорогомилова (моста Окружной железной дороги, ныне
район станции метро "Кутузовская") до села Сетунь (в Кунцеве), по
Волоколамскому шоссе до поселка Губайлово (ныне часть г. Красногорска) и по
Хорошевскому шоссе до Хорошева. Инициатором введения троллейбусного сообщения
стал Лазарь Каганович. Но в 1933 г. окончательно было решено строить такую
линию по Ленинградскому шоссе от Тверской заставы до села Всехсвятского (ныне
район станции метро quot;Сокол"). |
|
В окрестностях Петровских ворот |
|
|
В окрестностях Петровских ворот
В. Локтев
Архитектура
тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания...
Пусть же она, хоть отрывками, является среди наших городов в таком виде, в
каком она была при отжившем уже народе, чтобы при взгляде на нее осеняла нас
мысль о минувшей его жизни... и вызвала бы у нас благодарность за его
существование, бывшее ступенью нашего собственного возвышения.
Н.
В. Гоголь
Здания,
как правило, возводятся на века - в расчете на многие поколения. Их обитатели с
течением времени меняются, их создателей забывают, отчего и сами они вроде бы
утрачивают свой смысл. На этом основании часто принимаются решения о сносе
«устаревшего жилого фонда».
Но
архитектурные памятники просто так не умирают. Безмолвие архитектуры - лишь
кажущееся. Будучи спрошенными, дома начинают говорить об ушедшей и
продолжающейся в них жизни. |
|
История Николаевской Берлюковской пустыни |
|
|
История Николаевской Берлюковской пустыни
А. Панин, В. Морозов
Николо-Берлюковская
пустынь - старинный мужской монастырь Московской епархии близ деревни
Авдотьино. По преданию, основателем обители и первым ее настоятелем был
иеромонах Варлаам, в 1606 году пришедший в дремучие леса на берегу реки Вори из
разоренного поляками Стромын ского Успенского монастыря. За Варлаамом после
довали две старицы из Успенского Предтеченского монастыря - Евдокия и Иулиания.
Евдокия посе лилась там, где ныне деревня Авдотьино, а Иулиа ния - на ближайшей
горе, называемой и по сие вре мя Ульяниной. Старицы принесли с собой древ нюю
икону святителя Николая. Иеромонах Варла ам построил для нее деревянную часовню.
Вскоре им при содействии окрестных жителей вместо часовни был воздвигнут
каменный храм во имя святителя Николая чудотворца. Более подробных сведений о
Варлааме предание не сохранило. Ско рее всего, он пустынножительствовал, ибо
нет ника ких намеков на существование в те годы братии. |
|
Коснулся глас тебя потомства… |
|
|
Коснулся глас тебя потомства...
Ю. Белов
Вождь
нижегородского народного ополчения, освободившего Москву осенью 1612 года от
польско-литовских интервентов и русских «воров», князь Димитрий Михайлович Пожарский
(1578-1642) скончался в столице, а погребен был, как просил в духовном
завещании, в Суздале, на территории мужского Спасо Евфимиева монастыря, в
родовой усыпальнице князей Пожарских. В последний путь гроб с его телом
провожал царь Михаил Федорович, «по чтив оный слезами своими»1.
16
августа 1850 года Суздаль посетили великие князья Николай и Михаил Николаевичи
Романо вы, путешествовавшие по России. После осмотра достопримечательностей
Спасо-Евфимиева мона стыря они возбудили ходатайство о сооружении «приличного
памятника на месте упокоения спа сителя Отечества»2 и пожертвовали значительную
сумму. Но сначала это место надо было... найти! Ибо никто не мог указать его...
После
Смуты род национального героя по муж ской линии пресекся. |
|
<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 >> |
|
|
|
|
|
|
|
Анекдот
|
Забываешь за минуту - вспоминаешь часами... |
|
показать все
|
|