|
|
|
|
|
|
|
|
Нравоучение как вид христианского учительства |
|
|
Нравоучение как вид христианского учительства
А.А. Гусейнов
Нравоучение
есть своеобразная форма выражения этического начала в древнерусской культуре в
условиях синкретизма христианского сознания. С нормативной стороны нравоучение
можно рассматривать как своеобразное этическое предписание, имеющее
конкретно-ситуативную и личностную направленность на основе запрещающего или
разрешающего образца поведения. Традиционно нравоучение выступало в двух видах:
"поучение словом", запечатленное в нравоучительной литературе, и
"поучение делом", выступающее в форме непосредственного жизненного
подвига, религиозно-нравственного подвижничества, имеющего свое литературное
оформление в виде патериков или отечников - сборников нравоучительных рассказов
о жизни христианских подвижников.
Нравоучение
представляет собой ветвь христианского учительства в целом. Как отмечал А.С. |
|
Этос религиозного подвижничества: аскетизм, святость, юродство |
|
|
Этос религиозного подвижничества: аскетизм, святость,
юродство
А.А. Гусейнов
Стихийная
мощь русского этоса, связанная с исканием абсолютного добра, выливается в
средневековой Руси преимущественно в религиозно-нравственное подвижничество,
выступающее в формах затворничества, столпничества, постничества, ношения
вериг, юродства - самого типичного из всех видов русского подвижничества.
Нравственный смысл всех этих подвигов заключался в личностном преломлении христианских
заповедей любви к Богу и ближнему, любви к врагам и непротивлении злому, а
также в особом "срастотерпстве" подвижников, связанном с переживанием
крестных мук Христа.
В
основе религиозного подвижничества лежал аскетизм - один из самых характерных
видов нравственного подвига, широко практикуемого как в восточной, так и в
западной духовной традиции. Нравственный смысл аскетизма заключается в
культивировании воздержания, ведущего к господству над страстями с целью
содействия силам добра. |
|
Христианский этический идеал, мирское благочестие и житейская нравственность |
|
|
Христианский этический идеал, мирское благочестие и
житейская нравственность
А.А. Гусейнов
Христианское
нравоучение было ориентировано в целом на монастырский идеал нравственности.
Характерно, что при всей практичности и конкретности нравоучения оно выступало
по отношению к мирскому благочестию не в качестве нормы, а в качестве образца и
идеала. "Невыгодной стороной такого монастырского понимания христианской
нравственности, - пишет А.В. Карташев, - явилось то, что мирская христианская
жизнь у русских осталась без своего нравственного идеала. Не было такого
готового идеала и в русском светском обществе, который бы служил дополнением
идеалу монастырскому, наподобие западноевропейского рыцарства, с его культом
личной чести, уважения достоинства в другом человеке и поклонения женщине"
[2]. Проповедь аскетизма и отсутствие учения о мирской христианской морали
создавали "у чутких людей разлад в их совести
1
Очерки по истории русской святости / Сост. |
|
Постмодернизм |
|
|
Постмодернизм
А.А. Гусейнов
Под
постмодернизмом в общегуманитарной лексике понимается совокупность культурных
тенденций и практик, характерных для западного общества и его самосознания
периода двух-трех завершающих XX в. десятилетий. По-видимому, вернее всего
понимать термин "постмодернизм" как обозначение нынешнего
"состояния" общества (см. одноименную работу Ж.-Ф. Лиотара), или того
текущего момента, который открыт для разнообразных интерпретаций, демонстрируя
при этом некоторые повторяющиеся черты. Попытка осмыслить себя в современности
и тем самым обрести хотя бы минимальную дистанцию в отношении происходящего и
выражается нестрогим термином "постмодернизм". Указанное состояние
касается самих оснований субъективности и связанной с ней идентичности -
личной, групповой, общественной. |
|
История русской этики |
|
|
История русской этики
А.А. Гусейнов
История
русской этики до сих пор еще не стала предметом специального систематического
изучения. Общие исследования по истории русской философии [1], русской
общественной мысли и культуры [2], русской церкви и богословской науки [3], так
же как и отдельные очерки по истории этики в России [4] не могут дать
целостного представления о характере развития этики, ее месте в культуре и
духовной жизни, об основных периодах ее развития, направлениях и школах и т.д.
Фрагментарность и мозаичность картины русской этики скрадывает и затушевывает
целый ряд принципиальных этических идей и учений, что не позволяет увидеть
единой линии развития этической мысли, проделавшей путь от нравоучения
средневековой Руси через нравоучительную философию эпохи Просвещения и
нравственную философию второй половины XIX в. к теории морали и философской
этике XX в. |
|
Социальная педагогика в структуре социологии образования |
|
|
Социальная педагогика в структуре социологии
образования
В.Н. Ярская
Социальная
педагогика все активнее заявляет о себе в отечественных публикациях последних
лет [1]. Исследования по инвайронментальной и повседневной социологии, теории
социальной работы создали прецедент признания объекта педагогики как продукта
социальных и личностных девиаций, маргинальности самого института образования.
Жизненный путь объекта образовательного процесса предстал перед социологом не только
в зеркале нормы, но и в зазеркалье пограничной ситуации, аномии, патологии,
неукорененности статуса, социальной дезинтеграции и дезадаптации. Дидактические
принципы обучения столкнулись с ограничением социального здоровья,
необходимостью социальной коррекции, реадаптации и реинтеграции в норму
общества. |
|
Социально-педагогические аспекты проблемы человека – жертвы неблагоприятных условий социализации |
|
|
Социально-педагогические аспекты проблемы человека –
жертвы неблагоприятных условий социализации
А.Б. Романенчук
Социализация
– развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей
средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных
ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он
принадлежит.
Социализация
– двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом
социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных
связей; с другой – процесс активного воспроизводства системы социальных связей
индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную
среду.
Анализ
теоретических основ процесса социализации позволяет говорить о существовании
уже у античных философов идеи зависимости воспитания человека от общества,
получившей дальнейшее развитие в философии, психологии, педагогике. |
|
Местное самоуправление и особенности социальной работы с местным сообществом |
|
|
Местное самоуправление и особенности социальной работы
с местным сообществом
А.В. Чабанова
Реформы,
проводимые в нашем обществе на протяжении последних нескольких лет, привели к
существенным изменениям характера и форм социальных отношений, к утрате многими
людьми привычного социального статуса, к несоответствию стереотипов жизненного
опыта реальной ситуации, к неопределенности перспектив собственной жизни и
дальнейшего пути развития общества. Люди столкнулись с трудностями и
проблемами, которые не всегда возможно преодолеть самостоятельно.
По
ряду объективных причин на происходящие в обществе перемены оказалась не в
состоянии адекватно отреагировать система социальной защиты, отлаженный до
автоматизма механизм которой мог бы несколько смягчить удары радикальных реформ
по наиболее уязвимым группам населения.
В
сложившейся ситуации необходимость проведения грамотной социальной политики и
оказания социальной помощи гражданам стала очевидной. |
|
Прикладная этика |
|
|
Прикладная этика
А.А. Гусейнов
Этические
учения XIX-XX вв. при всех новых акцентах имели то общее с классическими
учениями Нового времени, что в них не было строгих выходов в область моральных
поступков. Они, в целом, оставались философско-теоретическими. Так, например,
рассмотренные в предшествующем параграфе наиболее дискутируемые до настоящего
времени нормативные альтернативы, связанные с утилитаризмом, деонтологией и
перфекционизмом, имеют между собой то общее, что ни одна из них не заключает в
себе однозначного нравственно обязывающего содержания, не трансформируется в
адекватную нравственную практику.
Начиная
приблизительно с 60-х годов XX в., теоретическая этика стала существенно
видоизменяться - приобретать конкретный, практически ориентированный характер,
внутри нее выявилась особая линия развития, получившая название прикладной
этики. |
|
Экзистенциализм |
|
|
Экзистенциализм
А.А. Гусейнов
Экзистенциализм
(нем. existentialismus от лат. existentia - существование) - одно из
влиятельнейших направлений в западной философии XX в. Его предтечей явилось
учение С. Кьеркегора. Основные представители - К. Ясперс и М. Хайдеггер в
Германии, Г. Марсель, Ж.П. Сартр и А. Камю во Франции. К экзистенциалистам
иногда относят и некоторых русских философов - Н.А. Бердяева и Л. Шестова.
С.
Кьеркегору (1813-1855) принадлежит сам термин "экзистенция", давший
название всему направлению. |
|
Аналитическая этика и метаэтика |
|
|
Аналитическая этика и метаэтика
А.А. Гусейнов
В
современной философско-этической литературе термин "аналитическая
этика" часто употребляется в расширительном смысле: он обозначает не
какую-то определенную концепцию или школу, выдвигающую собственную ценностную
программу со своим особым мировоззренческим ее обоснованием, а охватывает целый
ряд разнообразных этических теорий и направлений, единственным объединяющим
признаком которых является аналитический стиль мышления. Этот стиль,
характерный главным образом для англоязычной этики, выражается в отказе от
метафорически-суггестивных построений, в стремлении к логической прозрачности
рассуждений, тщательном определении ключевых понятий и т.п.
Подобная
направленность этической мысли имеет свою историю, которая, по мнению многих
исследователей, начинается с Сократа; непосредственными же предшественниками
нынешних аналитиков, по общему признанию, являются Д. Юм, И. Кант, Дж.Ст.
Милль, Г. |
|
Новые споры вокруг старых нормативных программ |
|
|
Новые споры вокруг старых нормативных программ
А.А. Гусейнов
Конкурирующие
направления и тенденции нормативной этики последних десятилетий в своей основе
могут быть сведены к альтернативе утилитаризма и кантианства. Наряду с ними
заметное место стала занимать установка на перфекционизм.
Современный
утилитаризм. Современный утилитаризм часто характеризуется как этическая
концепция, совмещающая в себе несколько ключевых тезисов. Во-первых, оценка
этической значимости и, соответственно, желательности какой-либо ситуации,
осуществляется исключительно на основе анализа уровня ее полезности. Полезность
может рассматриваться как удовольствие, счастье, удовлетворение предпочтений,
удовлетворение рациональных или хорошо информированных предпочтений. Во-вторых,
полезность, характеризующая состояние отдельных индивидов, подвергается
суммированию с помощью специальных механизмов калькуляции. |
|
Феноменология |
|
|
Феноменология
А.А. Гусейнов
Феноменология,
по оценкам некоторых исследователей, представляет собой наиболее широкое и
влиятельное направление в современной философии. Ее основателем был немецкий
философ Э. Гуссерль (1859-1938). Его центральная теоретическая и
методологическая идея состояла в том, что любое философское исследование, как
бы тематически оно ни было специфицировано, основано на непосредственном
обращении к явлениям (феноменам) сознания и их анализе. При этом феномены сознания
должны анализироваться непсихологически и ненатуралистически, т.е. в своей
чистоте, предметной необусловленности. Необходимо понять сознание не как
сформированное предметным миром, но как интерпретирующее и наполняющее
значениями предметы мира. |
|
Социальное партнерство как один из факторов решения проблем женщин, семьи, детей |
|
|
Социальное партнерство как один из факторов решения
проблем женщин, семьи, детей
Г.Т. Петроченкова
На
прошедшей в мае 1998 года в Москве Всероссийской конференции «Женщины и
развитие: права, реальность, перспективы» были обсуждены стратегия и
направления работы по решению проблем улучшения положения женщин в обществе.
Проблемы женщин и детей становятся все более актуальными. За последние годы
возник даже специальный раздел в статистике, именуемый гендерной статистикой.
Общие аспекты и проблемы, связанные с положением женщин и детей в нашей
области, характерны и для всей России в целом. Более того, учитывая ту глубину
экономического кризиса, в котором находится наша страна, на сегодняшний день
ситуация у нас более остра, чем в других государствах.
В
Калининградской области проживало на начало 1998 года 488 тыс. женщин, что
составляет 52% населения. Большинство из них – женщины трудоспособного возраста
(54% работающего населения – женщины). |
|
Социальное научение: принципы и формы партнерского взаимодействия |
|
|
Социальное научение: принципы и формы партнерского
взаимодействия
Е.Р. Ярская-Смирнова
Среди
теоретических оснований социальной работы с подростками и молодежью можно
выделить четыре концепции, на которых строятся соответствующие модели практики:
–
функциональная парадигма, представляющая консервативную идеологию и
предполагающая тип построения характера, направление бунтарской энергии в
социально приемлемое русло, с акцентом на моральном развитии подрастающего
поколения;
–
интерпретивная парадигма, принятая в либеральной идеологии. Тип работы с
молодежью – развитие личности, направленное на преодоление трудностей,
связанных с переходом от детства к взрослости. Акцент – на развитии в молодых
людях положительного образа-Я, устойчивых межличностных взаимоотношений,
социальных навыков для участия в существующих социальных структурах;
–
радикально-структуралистическая парадигма. Радикальные социальные изменения
характерны для идеологии и форм работы с молодежью. |
|
Три служения Константина Леонтьева |
|
|
Три служения Константина Леонтьева
Емельянов-Лукьянчиков М. А.
Константина
Николаевича Леонтьева (1831–1891), в иночестве Климента, часто называют
гениальным мыслителем — и он действительно им был, именуют талантливым
дипломатом — и это правда, точно также как и то, что он был прекрасным
писателем, публицистом, врачом, переводчиком и цензором. Наследие леонтьевской
"разнопородности" (В. Розанов) изучают историки и философы,
богословы, литературоведы, социологи, культурологи, политологи и представители
других научных специальностей.
Так
что же такое "Леонтьев" для русской цивилизации? Для понимания этого
необходимо обратиться к наследию самого мыслителя, в частности к одной из его
работ, в которой он писал о таких произведениях Платона, как
"Государство" и "Тимей". |
|
Эволюционная этика |
|
|
Эволюционная этика
А.А. Гусейнов
Эволюционный
подход в этике непосредственно связан с эволюционной научной теорией. В духе
научного эволюционизма эволюционная этика рассматривает мораль в качестве
момента в развитии природной (биологической) эволюции, коренящейся в самой
природе человека. На этой основе он формулирует и основной нормативный принцип
морали: морально положительно то, что способствует жизни в ее наиболее полных
выражениях.
Эволюционный
подход в этике был разработан английским философом Гербертом Спенсером
(1820-1903) как приложение более общего и синтетического эволюционного метода к
этике. Параллельно со Спенсером эволюционная теория получила развитие, причем
эмпирически более пространно обоснованное, у Чарльза Дарвина (1809-1882).
Дарвин специально посвятил проблемам морали и ее возникновения две главы своего
двухтомного произведения "Происхождение человека и половой отбор"
(1871). |
|
Прагматизм |
|
|
Прагматизм
А.А. Гусейнов
Прагматизм
(от греч., pragma - действие) представляет собой направление в философии, в
частности моральной, получившее наибольшее распространение в США; его
справедливо называют "американской философией". Прагматизм возникает
благодаря Ч. Пирсу (1839-1914); он ввел термин "прагматизм" в статье
"Как сделать наши идеи ясными" (1878). В этой же статье была
предложена методология исследования, обозначенная впоследствии как принцип
Пирса, который говорит в том, что при рассмотрении какого-либо предмета
наблюдателю или исследователю следует выяснить, какие ощущения этот предмет у
него вызывает и какие практические эффекты могут из этого последовать.
Прагматистский метод устанавливает, что значение любого утверждения определяется
тем способом действия (поведения), который из него вытекает [1].
1
См.: Джеймс У. Прагматизм / Пер. П.С. Юшкевича // Джеймс У. Воля к вере / Общ.
ред. П.С. Гуревича. 1997. С. 225. |
|
Фрейдизм |
|
|
Фрейдизм
А.А. Гусейнов
Фрейдистское
понимание психологических основ нравственности является специфическим
порождением постклассической эпохи. Сформировавшись в психотерапевтической
практике, оно оказалось созвучным и придало новый импульс западноевропейской
философии XIX-XX вв., главным образом, тому течению немецкой философии, которое
начиналось с Ф.Й. Шиллинга, было усилено А. Шопенгауэром и достигло апогея в
"Философии бессознательного" Э. фон Гартмана (1869).
Венский
психиатр 3. Фрейд (1856-1939) разработал психоаналитический метод лечения
неврозов, который явился одновременно эмпирическим способом исследования
бессознательного содержания индивидуальной психики. Невроз, по Фрейду, это -
крайняя форма защитной реакции на острый нравственно-психологический конфликт,
пережитый, как правило, в раннем детстве. Некое травмирующее переживание
становится ядром индивидуального характера. |
|
Маркс и марксистские традиции |
|
|
Маркс и марксистские традиции
А.А. Гусейнов
Марксизм
представляет собой совокупность учений, претендующих на цельное мировоззрение и
предлагающих социально-реформаторскую программу индустриальной эпохи; он
разработан немецким мыслителем и революционером К. Марксом (1818-1883) в
содружестве со своим соотечественником Ф. Энгельсом (1820-1895), получил
развитие в трудах их последователей, среди которых выдающееся место занимает
В.И. Ленин. В марксизме все сфокусировано на борьбе за коммунизм как лишенное
социальных антагонизмов светлое будущее, наступление которого связывается с
революционно-освободительной борьбой пролетариата. Он претендует на статус
единственно верной общенаучной методологии и общественной теории. Марксизм во
второй половине XIX в. распространился по Европе, а после завоевания власти
русскими марксистами в 1917 г. |
|
<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 >> |
|
|
|
|
|
|
|
Анекдот
|
Завод по производству медных тазов накрылся собственной продукцией. |
|
показать все
|
|