|
|
|
|
|
|
|
|
Техники вербализации эмоций и чувств |
|
|
Техники вербализации эмоций и чувств
Лариса Григорьевна Титoвa,
кандидат философских наук, профессор Всероссийского заочного
финансово-экономического института.
Обмениваясь
коммуникативными сигналами, деловые партнеры передают информацию и о своих
внутренних психических состояниях: эмоциях, чувствах, переживаниях. Эмоции и
чувства служат важнейшими регуляторами их межличностной коммуникации. Вместе с
тем эмоциональное напряжение деловых партнеров, их взволнованность,
импульсивность, нервозность, нетерпение могут искажать смысловое поле
информации, создавая своеобразный «эмоциональный шум», в связи с чем возникает необходимость
в оптимизации эмоционального фона межличностной коммуникации деловых партнеров.
Это достигается с помощью техник регуляции эмоционального напряжения. Поэтому
важным звеном технологической цепочки информационно-коммуникативных технологий
является вербализация эмоций и чувств. |
|
Стереотипы мышления и методы избавления от них |
|
|
Стереотипы мышления и методы избавления от них
Виктор Владимирович
Кузнецов, кандидат исторических наук, проректор по социальной и воспитательной
работе Забайкальского государственного педагогического университета им. Н.Г.
Чернышевского.
Наиболее
распространенными стереотипами мышления являются полярное мышление, чрезмерное
обобщение, избирательное восприятие, безосновательные выводы, категоризация и
необоснованные ожидания. Стереотипы мышления приводят нас к принятию
неэффективных, а то и ошибочных решений именно потом, что искажают истинную
информацию, на основе которой должны приниматься решения.
Наиболее
распространенными стереотипами мышления являются:
полярное
мышление;
чрезмерное
обобщение;
избирательное
восприятие;
безосновательные
выводы;
категоризация;
необоснованные
ожидания.
1.
При полярном мышлении люди склонны к преувеличению или преуменьшению значения
происходящих событий на свою жизнь. Они видят весь мир в белых или черных
тонах. |
|
Включатели бодрости |
|
|
Включатели бодрости
Гарольд Х. Блумфилд (Harold
H. Bloomfield) , доктор медицины, адъюнкт-профессор психологии института Юнион
в г. Цинциннати.
Многие
люди часто испытывают усталость. Это приводит к бесчисленному количеству мелких
ошибок, которые оказывают негативное воздействие как на профессиональную
деятельность, так и на личную жизнь. Бодрость человека зависит от основных
внутренних и внешних факторов, которые можно рассматривать как «переключатели»
на панели управления разумом. Существует множество биологических «включателей»
бодрости. Рассмотрим несколько практических примеров.
Включатель бодрости 1: получение энергии от «силы места».
Основной
принцип прост: хорошая или плохая окружающая обстановка стимулирует,
соответственно, хорошие или плохие воспоминания, которые вызывают хорошее или
плохое настроение, а оно, в свою очередь, склоняет нас к хорошим или плохим
поступкам. |
|
Пролегомены к рассмотрению дискурса материнства |
|
|
Пролегомены к рассмотрению дискурса материнства
Степанов М. С.
Дискурс сексуальности против
дискурса материнства
1.
На протяжении последних нескольких сотен лет в серьезной науке принято говорить
об отношениях мужчин и женщин исключительно как о половых отношениях
(сексуальности), проявляющихся на разных уровнях взаимодействия -
биологическом, психологическом, социальном. Любые попытки рассмотреть отношения
мужчин и женщин как-то иначе легко могут быть опровергнуты апологетами половой
жизни. «Всё, что не связано с сексуальностью, - могут сказать они (и говорят) -
лишь ширма, в прямом и переносном смысле слова». Очень точно данную позицию
сексуальных циников выразил в «Черном человеке» Сергей Есенин: «Так прыщавой
курсистке длинноволосый урод твердит о мирах, половой истекая истомою…»…
2.
Внимание к сексуальности, проявляемое учеными авторами, начиная с XIX века,
ставит людей, не проявляющих к ней должного внимания и почтения, в крайне
затруднительное положение. |
|
Возрастные особенности развития детей и восприятия материала духовно-нравственного содержания |
|
|
Возрастные особенности развития детей и восприятия материала
духовно-нравственного содержания
Склярова Т. В.
Исследованию
механизмов психического развития детей в процессе взросления в отечественной
науке посвящены работы Л.С. Выготского, В.В.Зеньковского, Д.Б. Эльконина, А.Н.
Леонтьева, В.С.Мухиной и др.
Общепризнанной
теорией психического развития в отечественной возрастной психологии и в
педагогической практике явилось культурно-историческое учение Л.С. Выготского,
исходной предпосылкой которой выступает идея о соотношении реальной и идеальной
форм. В онтогенетическом развитии человека изначально существует идеальная
форма, взаимодействующая с реальной: с первых шагов детского развития высшая
идеальная форма влияет на становление начальных форм психики ребёнка.
Идеальная
форма, по Л.С. Выготскому отражает сложившиеся в ходе исторического развития
человечества формы культурного поведения. |
|
Семейные конфликты |
|
|
Семейные конфликты
Рахимова И.А.
Радужность
отношений с течением времени угасает. Фазы этих перемен колеблются от одного до
трех лет после создания семьи. И, к сожалению, начинаются конфликты. Это порча,
ржавчина, разъедающая сердца двух, когда-то любящих друг друга людей. Что такое
конфликты? Это столкновение двух противоречивых, противоположных точек зрения,
мнений, мировоззрений, убеждений. С точки зрения психологии, конфликт - вещь
полезная и даже необходимая. И вроде бы, даже нормальная. Конфликт же с
духовной точки зрения – это вещь противоестественная. Естественным состоянием
для человека является мир, спокойствие и любовь. В раю, до грехопадения,
никакого конфликта не наблюдалось. Конфликт – это разделение, и корни этой
проблемы лежат глубоко в духовной сфере. Семья – одно из «лакомых блюд» врага
рода человеческого, дьявола. Помните, у Достоевского «и поле битвы – сердца
людей»? А я бы перефразировала – «поле битвы – сердца семей». |
|
Труд вчера, сегодня… и завтра? |
|
|
Труд вчера, сегодня… и завтра?
Степанов М. С.
Двадцатый
век изменил отношение человечества к труду. Прежде на уровне общественной
идеологии труд считался исключительно почетным и необходимым. Без труда не
могло быть человека. Чем больше человек трудился, тем больше он обретал
общественного веса и собственной полноценности.
Особенно
труд стал «престижен» в эпоху свершений, открытий, небывалых изобретений и
достижений, в Новое время. Поспеть за этим временем, «вписаться в контекст»
можно было только ценой невероятных личных усилий. Нужно было много учиться,
много работать, тратить много времени и сил на отношения с другими трудящимися
людьми, сверку собственных внутренних часов с их ритмом.
Не
трудящийся подобным образом человек вынужденно оказывался вне времени,
становился несовременным: неполноценным, немодным, отсталым. Труд находился в
определенной системе координат, которую лучше всего можно определить понятиями
современность и своевременность. |
|
«Две вещи несовместные» |
|
|
«Две вещи несовместные»
Медведева И. Я., Шишова Т.
Л.
Традиционная
наша вера, что «школа плохому не научит», на поверку не всегда оправдывалась
еще в советские времена. Про секс там детям, конечно, не рассказывали и
"Лолиту", как сейчас в некоторых школах, не проходили; однако зерна
того, что взошло и расцвело пышным цветом позднее, сеялись уже тогда. Так,
именно в школе (а точнее, в девятом классе) мы впервые узнавали, что бывает
эгоизм со знаком плюс. Случалось это на уроке литературы, когда проходили роман
Чернышевского «Что делать?» – в нем автор устами одного из своих героев
проповедовал теорию «разумного эгоизма».
Разумность эгоизма и бессмысленность жертвы
Помнится,
сначала это удивляло, даже шокировало. Ведь мы с малолетства слышали, что быть
эгоистом плохо, «я» – последняя буква алфавита. |
|
Конфликты в семье и их влияние на психику ребенка |
|
|
Конфликты в семье и их влияние на психику ребенка
Медведева Ю.М.
Для
разговора о конфликтах неплохо было бы определиться с терминологией: «что же
такое конфликт?» Конфликт означает столкновение противоположно направленных
целей, интересов, позиций, мнений, желаний, которые не могут быть удовлетворены
одновременно. В простонародье говорят: «Что не поделили?»
Конфликты
в любой даже очень дружной, любящей семье неизбежны. Совместная жизнь
достаточно сложна и длинна, для того чтобы мнения и желания всегда совпадали.
Более того, конфликты необходимы, чтобы «двигать», развивать семейные
отношения, да и личности самих супругов. Благодаря конфликту в семье могут
появиться новые цели, нормы поведения, семейные ценности. Возможен и другой
вариант – взаимные обиды, душевная боль, разрушение отношений, а порой и распад
семьи. Какай исход примет тот или иной конфликт зависит исключительно от
способов его разрешения. |
|
Источники власти, связанной с должностью |
|
|
Источники власти, связанной с должностью
Дэвид А. Уэттен (David A.
Whetten), профессор Калифорнийского государственного университета (California
State University).
Власть
и влияние определяются не только личными характеристиками. Немаловажную роль
играет и занимаемая индивидом должность и исполняемая им роль. На силовой
потенциал должности влияют четыре важнейшие позиционные характеристики:
близость к центру, гибкость, наглядность и значимость. Они представлены в табл.
1.
Таблица
1. Факторы позиционного влияния
Характеристика
Описание
Близость к центру.
Доступ к информации в коммуникационной сети.
Гибкость.
Степень свободы действий, соответствующая данной позиции.
Наглядность, зримость.
Степень, в которой результат выполнения задачи виден
влиятельным людям организации.
Значимость. |
|
Диагностика и выявление стресса |
|
|
Диагностика и выявление стресса
Артур Алексaндрoвич
Алексaндрoв, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медицинской
психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного
образования.
Психологический
(эмоциональный стресс) возникает в ответ на значимые внутренние или внешние
факторы. Между тем стрессовые реакции не всегда можно увидеть невооруженным
глазом. Часто они подавляются и удаляются в сферу бессознательных чувств, где
они продолжают оказывать разрушительное действие и мешают человеку
конструктивно решать проблемы. Психологами разработаны методы диагностики
стрессовых состояний и выявления особенностей личности, предрасполагающих к
возникновению стресса. Приведем несколько наиболее надежных тестов.
Психологический
(эмоциональный стресс) возникает в ответ на значимые внутренние или, что бывает
гораздо чаще, на внешние факторы — конфликты, ущемление интересов,
несправедливость окружающих и т. п. |
|
Практика когнитивного диссонанса |
|
|
Практика когнитивного диссонанса
Николай Ивaнoвич Сeмeчкин, кандидат философских наук, заведующий
кафедрой психологии Дaльнeвoстoчнoго государственного университета.
Основные
тезисы:
Человеку
трудно смириться с мыслью или чувством, что он сам виновен в своих или чужих
бедах, неудачах и т. д.
Большинство
людей стремится не к разумности своего поведения, а к приданию ему видимости логичности
и последовательности.
Высокая
самооценка для человека гораздо важнее, чем ясное осознание истинного положения
дел.
Поведение
человека, не соответствующее его установке, приводит к изменению его установки
с тем, чтобы привести ее в соответствие с уже совершенными действиями.
Люди
изменяют свои установки всякий раз, когда их поведение не соответствует
позитивному представлению о самих себе, то есть положительному самосознанию.
Когда
недостаточно внешних объяснений — оправданий своих действий, человек ищет
внутренние причины и оправдания. |
|
Педагогические условия интеллектуалного развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений |
|
|
Педагогические условия интеллектуального
развития старших дошкольников в процессе формирования математических
представлений
Дипломная
работа
Белгород
2009
Введение
Актуальность исследования. В условиях развития
вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие
происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений
альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к
вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с
теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема
разработки концептуальных подходов к построению системы непрерывного
преемственного математического образования дошкольников, определения целей и
оптимальных границ образовательного содержания дошкольных программ и их
взаимосвязи со школьными программами, обеспечения качества и полноты
методического обеспечения этих программ. |
|
Система психологопедагогической работы по приобщению детей к культуре самоорганизации |
|
|
Система психологопедагогической работы по приобщению детей к культуре
самоорганизации
Е.П. Антонова
Перед
школой была поставлена задача, нигде в мире еще не решенная: осуществить
всеобщее обязательное среднее образование всей молодежи без какой-либо
дифференциации. Перед учителями было выдвинуто требование обеспечить 100%
успеваемость учащихся. При этом ни методы, ни формы обучения не были
подвергнуты принципиальным изменениям, а содержание обучения даже было
усложнено. Что же мы получили на практике? Некоторые учителя ушли из школы, а
остальные восприняли новые требования вполне естественно: нужна 100%
успеваемость, пожалуйста, дадим. Они вынуждено стали на путь процентомании. В
результате мы получили полуграмотных выпускников школ с аттестатами зрелости. А
самое страшное-то привело к нравственному растлению значительной части молодежи,
которая уверовала в возможность получение жизненных благ, хотя бы в виде
аттестата зрелости, без особого труда. |
|
Читаем с детьми Ч. Диккенса |
|
|
Читаем с детьми Ч. Диккенса
Волкова Н. Л.
В век упрощений и беззастенчивых переделок трудно было
бы рассчитывать на то, что какой-нибудь из романов Чарльза Диккенса продолжал
бы пользоваться популярностью в качестве книги для юношеского чтения: так много
действующих лиц, так сложны и переплетены их взаимоотношения и события их
жизней, что упрощать трудно, а переделывать неинтересно, ведь тут едва ли
найдется нечто, холодящее кровь в жилах или наоборот заставляющее горячей
волной приливать к сердцу – вот-вот что-то такое будет… Нет, все просто в
развертывании бесконечно многих линий судеб, хотя тут случаются обыкновенные
чудеса и как будто обыденные трансформации характеров и ситуаций – тщеславное и
черствое сердце становится добрым и милующим, скупец- сребролюбец осознает свою
неправду совершенно, сирота обретает родню. |
|
Четыре элемента процесса убеждения |
|
|
Четыре элемента процесса убеждения
Николай Ивaнoвич Сeмeчкин,
кандидат философских наук, заведующий кафедрой психологии Дaльнeвoстoчнoго
государственного университета.
Процесс
убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник
сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст),
и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение. Само
сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в
какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и
не иметь вообще никакого эффекта. В соответствии с этой схемой, мы
проанализируем элементы процесса убеждения с позиций современного подхода,
характеризующегося большей полнотой знаний в этой сфере.
Процесс
убеждения складывается из следующих элементов:
Агент
влияния (источник сообщения).
Само
сообщение.
Условия,
в которых передается сообщение (контекст). |
|
Сила самовнушения |
|
|
Сила самовнушения
Артур Aлександрович
Aлександров, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медицинской
психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного
образования.
Внушение
старо как мир. Словесное воздействие на психику больных использовали с лечебной
целью Платон, Аристотель, Гиппократ. Долгое время внушение было окружено
ореолом таинственности, загадочности и мистического страха. В настоящее время
выяснена физиологическая основа механизмов внушения и самовнушения. Отмечено,
что чем активнее реагирует человек на эмоциональные воздействия, чем он более
впечатлителен, тем легче он поддается внушению. Чрезвычайно эмоциональны,
впечатлительны и внушаемы дети. Они чувствительны к эмоциональной обстановке в
семье. Дети, по сравнению со взрослыми, живее реагируют на происходящее вокруг,
больше радуются и огорчаются.
Как
пишет большой знаток знахарства в слаборазвитых странах Г. |
|
Приемы преодоления защитных механизмов для людей с разными темпераментами |
|
|
Приемы преодоления защитных механизмов для людей с разными
темпераментами
Рада Михайловна Гранoвскaя,
доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного
университета (факультет повышения квалификации), академик Международной
балтийской педагогической академии.
В
этой публикации мы рассмотрим самые значимые стратегии, которыми следует
владеть представителям каждого темперамента, чтобы оптимально справляться с
типовыми для данного темперамента проблемами.
Защитные
механизмы, накладываясь на специфику темперамента, в значительной степени
определяют формирование доминантных защит.
У
сангвиника защита отличается преобладанием отрицания и рационализации.
Отрицание позволяет ему переориентировать внимание и не допустить того, что
могло бы ухудшить его представление о себе. Рационализация используется для
толкования всех сомнительных ситуаций в свою пользу с целью сохранения куража и
апломба. |
|
Способы получения знания |
|
|
Способы получения знания
Винсент Р. Руггиеро (
Vincent R. Ruggiero), заслуженный профессор Нью-Йоркского государственного
университета, президент компании MindPower.
Самый
обсуждаемый вид знания — знать что. Он уделяет основное внимание информации.
Другой, не менее важный вид знания, — это знать как. Он уделяет основное
внимание процедурам и стратегиям. Мерилом знать как, или ноу-хау, является не
обладание богатством содержания, а владение навыками.
Мы
можем получать подлинные знания одним из трех способов: из личного опыта, из
наблюдения и из сообщения других людей. Первый способ — самый надежный, но, как
мы увидим, он далеко не безупречен.
1.
Опыт
Мы
не просто приобретаем новый опыт и храним его герметично упакованным в своем
уме. Мы сравниваем его с прошлым опытом, классифицируем, интерпретируем и
оцениваем, пытаемся его понять. Все эти процессы могут протекать вполне
неосознанно, без нашего ведома. |
|
Алгоритм ситуационного анализа для разрешения конфликтных ситуаций |
|
|
Алгоритм ситуационного анализа для разрешения конфликтных ситуаций
Елена Владимировна
Емельянова, заместитель директора Центра экстренной психологической помощи
Комитета по труду и социальному развитию администрации г. Саратова, член совета
РАТЭПП, консультант, психолог-супервизор.
При
описании и анализе конфликтов бывает удобно применять ситуационный анализ. Обучение
проводится на случаях, которые уже произошли и не удовлетворили человека. Он
помогает отделить ожидания, интерпретации от реальных поступков сторон и
помогает обнаружить истинную причину взаимного непонимания. Эта методика
применима, в упрощенном варианте, в том числе для анализа конфликтных ситуаций.
При
описании и анализе конфликтов бывает удобно применять ситуационный анализ,
методику которого разработал Джеймс Мак-Каллоу. Он помогает отделить ожидания,
интерпретации от реальных поступков взаимодействующих сторон и помогает
обнаружить истинную причину взаимного непонимания. |
|
<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 >> |
|
|
|
|
|
|
|
Анекдот
|
Долгожданная новогодняя новость от операторов сотовой связи!
Наконец-то объединяются Би-Лайн и МТС!
Новым логотипом будет пчела с большими красными яйцами
|
|
показать все
|
|