|
|
|
|
|
|
|
|
Гоббс |
|
|
Гоббс
А.А. Гусейнов
Учение
о морали в трудах Томаса Гоббса (Thomas Hobbes, 1588- 1679) представлено как
составная часть его учений о человеке, обществе и государстве. Продолжая
традиции материалистически ориентированного эмпиризма своего старшего
современника Френсиса Бэкона (1561-1626) и позднесредневекового номинализма,
Гоббс стремился связать понятие морали с реальным опытом человека -
человека-индивида и человека-гражданина. Моральная философия, по Гоббсу,
изучает последствия человеческих страстей и речи, в частности, в заключении
договоров. Гоббс не часто говорит о морали как таковой. Предмет его
рассмотрения, когда он касается моральных аспектов, это - желания и страсти
человека, нравы людей, право и права, отношения людей в государстве и законы,
регулирующие эти отношения. Гоббс навсегда останется в истории мысли как автор
развернутой системы социальной и политической философии, в основе которой лежит
идея общественного договора. |
|
Личность и общество |
|
|
Личность и общество
1. Статусно-ролевая концепция личности
Статусно-ролевая
концепция личности предполагает различение следующих понятий:
Индивид
(как единичный представитель чего-либо целого)
Индивидуальность
(то особенное, что отличает человека от других, включая как природные, так и
социальные свойства).
Личность
(совокупность индивидуальных и социально-психических свойств, делающих человека
способным к полноценному участию в социальном взаимодействии).
Выработка
личностных свойств происходит в ходе перемещения человека по различным
статусным позициям (например, сын, муж, разведенный человек...)
Статусы и роли
Статусы
- некие позиции в многомерном социальном пространстве. Статус можно брать
обобщенный или в сечении (экономический статус, статус в малой группе). Каждой
статусной позиции соответствует соответствующий образец поведения, нормативно
одобренный и ожидаемый от каждого, кто занимает эту позицию. |
|
Декарт |
|
|
Декарт
А.А. Гусейнов
Французский
философ Рене Декарт (Rene Descartes, латинизированное имя - Картезий,
1596-1650) по праву считается основателем философии Нового времени. Радикальный
реформатор научной методологии, он заложил краеугольные камни рационализма и
продемонстрировал безграничные возможности суверенного разума. Его новаторство
в области методологии оказало большее влияние на развитие моральной философии,
чем его философия морали, далеко идущие замыслы по поводу которой Декарту не
удалось реализовать. Среди его важнейших философских сочинений следует назвать
"Рассуждение о методе" (1637), "Размышления о первой
философии" (1641), "Первоначала философии" (1644), "Страсти
души" (1649). Во всех этих произведениях есть замечания, непосредственно
касающиеся проблем морали или близкие им. Этические идеи высказываются Декартом
также в письмах к принцессе Елизавете. |
|
Спиноза |
|
|
Спиноза
А.А. Гусейнов
Нидерландский
философ-пантеист Бенедикт (Барух) Спиноза (Spinoza, d'Espinoza, 1632-1677), по
сути осуществил картезианский этический проект, заложив основы развернутой
этики совершенства. Еврей по происхождению, Спиноза получил образование в
раввинской школе, где подавал исключительные надежды как будущий
ученый-талмудист. Однако разочаровавшись в иудейской мудрости, он обратился к
естественным наукам, вошел, крестившись, в христианские кружки, объединявшие
свободомыслящих интеллектуалов Амстердама; здесь он познакомился с философией
Декарта, а также Н. Мальбранша и Т. Гоббса. Большое влияние на молодого Спинозу
оказал Дж. Бруно; в частности, под влиянием Бруно складывается мистический
пантеизм Спинозы [2]. |
|
Опрос - как метод исследования в социологии |
|
|
Опрос - как метод
исследования в социологии
Опрос
- метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к
определенной группе людей (респондентов).
Виды опросов
-
письменные (анкеты, тесты)
-
устные (интервью)
-
очные
- заочные
Специфика опросов
Источником
информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых
явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой
информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании. |
|
Макиавелли |
|
|
Макиавелли
А.А. Гусейнов
Ни
одно произведение в истории политической мысли не вызывало столько
противоречивых суждений, как "Государь" (1513, соч. 1532)
итальянского политического мыслителя, историка и государственного деятеля
Никколо Макиавелли (1469-1527) [1]. "Государь" представляет собой
наставление умудренного опытом и знаниями политика правителю - монарху, перед
которым стоит задача упрочения своей власти и процветания государства. Это -
главная цель государя, и достижению ее он должен посвятить себя, не взирая ни
на что. С именем Макиавелли связывается максима: "цель оправдывает
средства". Согласно ей ради достижения высокой цели допустимы самые
неблаговидные действия. Так, Макиавелли с восхищением описывает политику
Франческо Сфорца, герцога Миланского, который с помощью хитрости, коварства и
напора смог разбить или рассеять врагов, завоевать любовь народа (внушив ему
страх) и укрепить доставшуюся ему власть. |
|
Лютер |
|
|
Лютер
А.А. Гусейнов
Этические
взгляды Мартина Лютера (Martin Luther, 1483-1546) неотделимы от его
деятельности, направленной на реформирование Церкви и возрождение подлинной
христианской веры. Лютер - один из наиболее выдающихся религиозных деятелей и
проповедников в истории христианского мира со времен первых апостолов. Но он
одновременно один из провозвестников и творцов Модерна - Нового времени, эпохи
господства разума [4]. И его учение содержит в себе не просто наставление в
благочестии и житейской мудрости, а своеобразную этическую теорию, в которой
наряду с переосмыслением традиционных для христианской мысли вопросов о
соотношении человеческого произволения и благодати, человеческого и
божественного законов, добродетели и счастья и т.д. задается перспектива
развития философской этики, ведущая через века к практической философии И.
Канта.
1
Там же [I, XI]. С. 407.
2
Макиавелли Н. Государь [XVII]. С. 349.
3
Макиавелли Н. Рассуждение... [I, IX]. С. 399. |
|
Социальные институты в социальной структуре общества. Институт семьи |
|
|
Социальные институты в
социальной структуре общества. Институт семьи.
1. Понятие института и институционализация
Социальные
институты - это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным
формам человеческой деятельности.
Институты
основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом
социальном контроле над их исполнением.
Существование
институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых
проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям
общества или данной группы.
Процесс
образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного
и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое,
предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:
возникновение
потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных
действий.
появление
в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил. |
|
Социальная организация |
|
|
Социальная организация
1.
Организация как социальная система
Организация
- одна из наиболее развитых социальных систем. Ее важнейшим признаком является
синергия. Синергия - организационный эффект. Суть этого эффекта - прирост
дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий. Источник
эффекта - одновременность и однонаправленность действий, специализация и
комбинирование труда, процессы и отношения разделения труда, кооперации и
управления. Организацию как социальную систему отличает сложность, поскольку ее
главным элементом выступает человек, обладающий собственной субъективностью и
большим диапазоном выбора поведения. Это создает значительную неопределенность функционирования
организации и пределы управляемости.
Аспекты определения организации
Термин
организация применительно к соц. |
|
Лоренцо Валла |
|
|
Лоренцо Валла
Основное
философское сочинение Лоренцо Валлы (Lorenzo Valla, 1407-1457) - трактат
"Об истинном и ложном благе", первая редакция которого под названием
"О наслаждении" была создана в 1431 г., а окончательная - в 1447 г. В
нем через полемику стоика, эпикурейца и христианина Валла высказывает свое
представление о высшем благе, синтезирующее препарированные учения эпикурейства
и христианства. Б эти же годы Балла создает большинство полемических
произведений, принесших ему славу: "О свободе воли" (1439),
посвященное критике средневековых взглядов на свободу воли и роль провидения;
"Диалектику" (1439), в которой были подвергнуты критике основанные на
аристотелизме схоластическая логика и диалектика и предпринята грандиозная попытка
очищения латыни от варваризмов, а также острые антиклерикальные сочинения -
"О монашеском обете" (1442), опубликованное лишь в 1869 г. |
|
Джордано Бруно |
|
|
Джордано Бруно
Джордано
Бруно (Giordano Bruno, 1548-1600) - автор значительного числа произведений,
философских и космологических [1]. Два его произведения - "Изгнание
торжествующего зверя" (1584 [2]) и "О героическом энтузиазме"
(1985 [3]) посвящены непосредственно религиозно-мистическим, этическим и
эстетическим проблемам. Однако как его космология, представляющая вселенную как
содружество миров, живых, разумных и наделенных достоинством представлять
"высшее единство", в определенной степени этична, - так и этика
онтологична: обретение человеком высшего блага есть процесс его соединения с
божественным началом мира, с первоистиной, процесс его вхождения в порядок
природы.
1
Очерк философского мировоззрения Бруно см.: Горфункель А.Х. Философия эпохи
Возрождения [гл. XI. Натуралистический пантеизм Джордано Бруно]. М., 1980. С.
264-300; Визгин В.П. Бруно // Новая философская энциклопедия. М., 2000. Т. 1.
С. 313-315. О жизни Дж. Бруно и в особенности суде над ним см.: Дж. |
|
Социальная структура |
|
|
Социальная структура
Содержание
понятия структура включает совокупность функционально зависимых элементов и
связей между ними, образующих внутреннее строение объекта. Структуру объекта
характеризуют: количество составляющих элементов, порядок их расположения,
характер зависимости между ними. Элементами социальных структур выступают
индивиды, социальные общности и социальные институты.
1. Социальные общности
Социальные
общности - это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся
более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными
интересами. Общества различных типов - это формы совместной жизнедеятельности.
Общности
бывают:
Статистические
(номинальные, соц. категории). Они конструируются для целей статистического
анализа.
Реальные
Массовые
(агрегаты)
Групповые
Малая
социальная группа
Большая
социальная группа
Например,
горожане могут быть статистической и реальной общностью. |
|
Малая социальная группа |
|
|
Малая социальная группа
1. Характеристики малой группы
Малая
социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с
другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной
близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.
Состав группы
Численность
и признаки (по возрасту, полу, образованию, национальности...)
Структура группы
Подразумевает
функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор
ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные
функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований,
пожеланий общественно-одобряемого поведения).
Групповые процессы
Подразумевают
процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. формирование
лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.
2. |
|
Типология добродетелей |
|
|
Типология добродетелей
А.А. Гусейнов
В
соответствии с "Никомаховой этикой" Аристотеля, Фома утверждает, что
если бы человек был чистым духом или его тело было полностью ему подвластно, то
ему достаточно было бы просто знать, что делать, чтобы действовать
добродетельно, т.е. для нравственной жизни достаточно было бы интеллектуальных
добродетелей. Но для нравственной жизни важны и особые расположения души,
связанные со способностью желания (воли), направляющей к добру не только ум, но
и всего человека в целом. Это - нравственные добродетели, можно сказать,
"инстинкты" добра в душе. |
|
Этические идеи Иоанна Дунса Скота и Уильяма Оккама |
|
|
Этические идеи Иоанна Дунса Скота и Уильяма Оккама
А.А. Гусейнов
Замечательный
схоластический философ, член францисканского ордена, Иоанн Дуне Скот,
прозванный "Тонким Доктором" ("doctor subtilis") за
чрезвычайную изощренность своей мысли, разработал оригинальную версию философии
воли. Она представлена прежде всего в его неоконченном произведении,
составленном на основе лекций, прочитанных в Оксфорде и Париже, -
"Ordinatio", и в своде вопросов, выносимых на свободное обсуждение, -
"Quaestiones quodlibetales".
Дуне
Скот рассматривает соотношение воли и интеллекта в божественной природе,
поскольку они являются моделирующими и для человеческого существа. Бог обладает
бесконечным интеллектом и бесконечной волей, в их единстве составляющими саму
сущность Бога. |
|
Социальная коммуникация |
|
|
Социальная коммуникация
1. Основные определения и
модели процесса коммуникации
Социальная коммуникация это:
передача
информации, идей, эмоций посредством знаков, символов
процесс,
который связывает отдельные части соц. систем друг с другом.
механизм,
посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить
поведение другого человека).
Модель по Г. Лассуэлу:
В
процессе коммуникации выделяют 5 элементов:
Кто
- коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение)
Что
- сообщение
Как
- способ передачи сообщения, канал
Кому
- аудитория, которой адресуется сообщение
Зачем
- с каким эффектом, эффективность
Какие
бывают эффекты:
поведенческий
эффект
оценочные
(аксиологические) эффекты
эмоциональный
эффект - влияние на страсти человека
познавательный
(когнитивный) эффект
2. |
|
Теории социального взаимодействия |
|
|
Теории социального
взаимодействия
Многообразие
микросоциологических концепций (например концепции социального взаимодействия -
это проявление многообразия социологического знания). В свою очередь это
частный случай действия системного принципа множественности описания сложных
систем.
Концепция
Автор
Основная идея, характеризующая социальное взаимодействие
как:
1. Социального обмена
Дж. Хоманс
Обмен материальными и нематериальными ценностями
2. Символический интеракционизм
Дж. Мид, Герберт Блумер
Диалог, в котором люди придают значение окружающему миру,
стремятся истолковать действия других людей
3. Управление впечатлениями (социодраматический подход)
Эрвин Гоффман
Спектакль, где люди исполняют свои "партии",
создают тот или иной образ. |
|
Признаки социального действия |
|
|
Признаки социального
действия
Проблематику
социального действия ввел Макс Вебер. Во-первых, важнейшим признаком
социального действия является субъективный смысл - личностное осмысление возможных
вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на
ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.
У
Т. Парсонса проблематика социального действия связана с выделением следующих
признаков:
нормативность
(зависит от общепринятых ценностей и норм).
волентаричность
(т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от
окружающей среды)
наличие
знаковых механизмов регуляции
В
концепции Парсонса действие рассматривается как единичный акт и как система
действия. Анализ действия как единичного акта связан с выделением актора и
среды, состоящей из физических объектов, культурных образов и др. индивидов.
Анализ действия как системы: рассматривается как открытая система (т.е. |
|
Социология как наука |
|
|
Социология как наука
Анна Цыганкова
Функции
социологического знания
Автор термина
"Социология" - Огюст Конт. Социология должна была быть позитивной,
должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта - уподобить изучение общества
изучению природы.
Идея родилась во
Франции в середине XVIII века. Она (Фр.) перенесла за короткий срок 3 революции
-это предпосылки для изучения общества и его изменения. Так же повлияло
развитие естествознания: если люди научились понимать законы природы, значит
можно изучить законы развития общества.
Проект социологии
у Конта подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от индивидов и
государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл
социологии - участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается
такому совершенствованию. Могут быть найдены познавательные инструменты,
позволяющие выявить законы развития общества. |
|
Воля и интеллект |
|
|
Воля и интеллект
А.А. Гусейнов
Проблемы
морали рассматриваются у святого Фомы в ряде крупных произведений - в
"Сумме теологии", "Сумме против язычников",
"Комментарии на "Никомахову этику", а также в "Вопросах о зле"
и "Вопросах о добродетелях". Этическое учение Фомы сложилось на
основе принципов библейской морали и моральной философии Аристотеля. Среди
способностей души Фома выделяет интеллект и разумное стремление, или волю.
Первую и основную цель для интеллекта составляет сущее как таковое, для
разумной воли - желаемое, или Благо. Достижение его есть блаженство, поскольку
Благо соответствует самой природе воли. Отдельные сущие становятся целями
воления только в качестве частных благ, которые, в отличие от Высшего Блага, не
составляют предмета ее необходимого влечения. |
|
<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 >> |
|
|
|
|
|
|
|
Анекдот
|
Америка, отдел по сбору регистрационных данных крупнейшей софтовой
корпорации, диалог:
- самая тупая нация - это русские
- почему?
- да на 142 миллиона человек всего одно имя..
- и какое же?
- Вася Пупкин |
|
показать все
|
|