|
 |
|
|
|
|
|
|
“Ризы кожаны» и «брачные одежды». О «маленьком человеке» |
 |
|
“Ризы кожаны» и «брачные одежды». О «маленьком
человеке»
Тарасов Ф. Б.
Достоевский
с первого же своего произведения воспринял пушкинское видение возможных
направлений основного вектора внутреннего мира человека как его духовной
стратегии. Писатель акцентировал при этом в качестве некоторой отправной точки
сторону переживания человеком собственной умаленности в мире, бросающейся ему в
глаза прежде всего внешне, в социальной несправедливости, формирующей из него
"маленького человека". Причем герой "Бедных людей"
оказывается читателем пушкинской истории о "маленьком человеке" из
"Станционного смотрителя", соотносит себя с ним и даже солидаризируется
в определенном смысле. А Пушкин, в свою очередь, соотносит эту историю с
помощью ряда деталей, как известно, с притчей о блудном сыне, задавая тем самым
масштаб контекста восприятия сюжета.
Сам
Достоевский помещает свое художественное слово в тот же библейский смысловой
контекст. |
|
Человек и природа (Эрнест Хемингуэй) |
 |
|
Человек и природа (Эрнест Хемингуэй)
Эрнест
Миллер Хемингуэй — крупнейший американский писатель XX века, лауреат
Нобелевской премии. Это был неповторимый, талантливый человек, мужественно и
вольно проживший свою жизнь, не раз подтвердивший оброненную когда-то фразу: «Я
ничего не боюсь». Создатель известных всему миру романов «Прощай, оружие!», «По
ком звонит колокол?», Хемингуэй писал повести, рассказы, стихи, был прекрасным
журналистом.
Весной
1936 года Хемингуэй опубликовал очерк, в котором рассказывал об эпизоде рыбной
ловли в Гольфстриме. Старый рыбак поймал большую рыбу, долго тянувшую лодку.
Когда его нашли, рыба была обглодана акулами, а рыбак в отчаянии рыдал. Этот
подлинный случай стал основой для философской повести «Старик и море», в
которой автор рассматривает важные социальные и нравственные темы. Одна из них
— взаимоотношения человека и природы.
Старик
Сантьяго — бывалый рыбак, который всю жизнь трудится, борясь с лишениями и
опасностями. |
|
Антивоенный пафос в произведениях М. Ремарка и Э. Хемингуэя |
 |
|
Антивоенный пафос в произведениях М. Ремарка и Э.
Хемингуэя
Первая
мировая война стала первой глобальной трагедией XX столетия, она забрала жизни
миллионов людей, а десятки миллионов сделала инвалидами. Ее трагедия еще и в
том, что она разрушила души целого поколения. Прогрессивные писатели первыми
почувствовали моральные последствия войны. В творчестве Э. М. Ремарка, Э.
Хемингуэя мы знакомимся с героями, которые на войне физически не пострадали, но
она искалечила их души.
Ремарк
и Хемингуэй, будучи участниками военный действий, находились по разным сторонам
фронта, в их героях есть общие черты. Это потому, что их личности формировались
под влиянием войны, ее ужасов.
Герои
романа немецкого писателя Э. М. Ремарка «Три товарища» уходят на войну прямо со
школьной скамьи восемнадцатилетними юношами. Пять лет войны, пять лет
страданий, смерть товарищей — это весь их жизненный опыт, с которым они
возвращаются к мирной жизни. |
|
Человек в 20 веке глазами Хемингуэя |
 |
|
Человек в 20 веке глазами Хемингуэя
Из
американских писателей больше всего меня привлекает Эрнест Хемингуэй. Его книги
читаются с большим интересом. Прочитав одно произведение, чувствуешь в себе
желание узнать, что еще написано было этим писателем.
Эрнест
Хемингуэй — один из наиболее значительных современных писателей США. Его
творчество тесно связано с его биографией. Окончив среднее учебное заведение,
юный Хемингуэй уезжает в Европу в составе автоколонны Красного Креста. В 1918
г. он получает тяжелое ранение на итало-австрийском фронте. После войны
Хемингуэй работает репортером в Европе и на Востоке. С начала 20-х годов, живя
в Париже, он начинает писать художественные произведения.
Социальная
тема входит в произведения Хемингуэя лишь постепенно. Его первый роман "И
восходит солнце" ("Фиеста"), появившийся в 1926 году, дал
основание критикам причислить писателя к так называемому потерянному поколению.
Так принято было называть людей. |
|
Мастерство воплощения мимолетных настроений и переживаний в поэзии А. А. Фета |
 |
|
Мастерство воплощения мимолетных настроений и
переживаний в поэзии А. А. Фета.
А.
А. Фет вошел в историю русской поэзии как прекрасный поэт-лирик, чьи
стихотворения поражают нас красотой и возвышенностью чувств, эмоциональной
силой, яркостью и сочностью красок. Ему присуща уникальная способность
поразительно точно передавать каждую деталь, мельчайшую подробность. При этом
поэт не углубляется в смысл происходящего, но интонацией, звуком вызывает
невероятно сильное впечатление.
Своеобразие
поэтического стиля Фета состоит в его умении конкретно и точно передавать
мимолетные душевные настроения и состояния. Он сам очень четко сформулировал и
объяснил эту особенность своего восприятия окружающей действительности: «Для
художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это
впечатление».
Для
его лирики характерна постоянная смена настроения, но поэт всегда придерживается
точности в передаче психологического состояния героя. |
|
Вечные трагедии человечества |
 |
|
Вечные трагедии человечества
В
начале XVII века произошло столкновение старого света, в котором царили
феодальная темнота и жестокость, и нового света, которым управляют пагубные
пристрастия и сила золота. Наблюдая за столкновением двух зол, гуманисты того
времени постепенно теряли веру в добро, справедливость и дружбу. Английский
драматург У. Шекспир посвятил трагедию "Гамлет" именно этой смене
эпох.
Главный
герой трагедии — принц Датский Гамлет, типичный интеллигент-гуманист эпохи
Возрождения. Он искренне верит в человека. Гамлет — студент одного из
известнейших университетов, он окружен друзьями и наполнен любовью к жизни. Он
еще не знает, что его представления о мире, при первом же столкновении с
реальностью, рассеются как дым. Гамлету придется ощутить все сомнения,
свойственные человеку вообще, и два противоречивых чувства овладевают его
душой.
Гамлет
возвращается в Эльсинор после неожиданной смерти отца-короля. |
|
Человек создан не для того, чтобы терпеть поражения |
 |
|
Человек создан не для того, чтобы терпеть поражения
Хемингуэй
является одним из популярнейших писателей XX века. Еще при жизни он стал
человеком-легендой. Писатель Хемингуэй был журналистом, военным корреспондентом
на пяти войнах. Интересно то, что Хемингуэя знали те, кто никогда не был знаком
с его творчеством, в нашей стране во многих домах можно было увидеть фото
бородатого человека с высоким лбом и ясным взглядом: это был Эрнест Хемингуэй в
зените своей славы.
"Старик
и море" — повесть, за которую писатель получил в 1953 году Нобелевскую
премию. Она произвела в литературе переворот мирового масштаба. История, на
первый взгляд, очень простая — притча о рыбаке Сантьяго. Но под пером Хемингуэя
она превратилась в настоящий шедевр, которому предначертана долгая жизнь.
Главный герой повести — старый рыбак Сантьяго — бедный, одинокий человек. Он
жил в хижине, построенной из пальмовых листьев, в ней стояли стол, стул и был
земляной очаг. |
|
Тема моральных обязательств в драме Ф. Шиллера «Разбойники» |
 |
|
Тема моральных обязательств в драме Ф. Шиллера
«Разбойники»
Как-то
Фридрих Шиллер сказал, что знает, как уберечь людей от падения. Для этого нужно
закрыть свое сердце для слабости. Глубина данного изречения становится более
прозрачной, если всматриваться в образ немецкого поэта-романтика Фридриха
Шиллера. Он был известным гуманистом, много думал над смыслом человеческой
жизни. Современники Шиллера полностью утратили искренность и открытость в
отношениях с ближними и жили уже не по вере, а по расчету, видя в людях не
друзей, а почти врагов. Шиллер был против расцвета такого кричащего
индивидуализма и неверия.
Драма
“Разбойники” — это первое драматическое произведение Шиллера. Юному гению
удалось создать очень интересную тему, которая и сегодня актуальна. В драме
показано противостояние сыновей графа Моора — Франца и Карла, которые являются
носителями двух диаметрально противоположных мировоззрений. Карл — воплощение
романтического взгляда на жизнь. |
|
«Он человек был — человек во всем; ему подобных мне уже не встретить» |
 |
|
«Он человек был — человек во всем; ему подобных мне
уже не встретить»
Трагедия
«Гамлет» стала первой из «великих трагедий» У. Шекспира. Основной идеей
произведения является мысль о том, что человечество утратило свой высочайший
смысл, слово «человек» перестало быть обозначением высшей ценности, высшей
похвалы. Свое стремление спасти мир, восстановить величие человека автор
воплотил в образе своего героя — принца Гамлета. Великий драматург ставит перед
читателями вопрос — можно ли мириться с несправедливостью, злом, или же
необходимо встать на борьбу с пороками общества.
Мысль
о былом величии человека звучит уже с первых страниц, в словах Гамлета об его
отце:
Он
человек был в полном смысле слова.
Уж
мне такого больше не видать!
Герой
с горечью сознает, что подобных людей уже не встретить в его окружении:
благородство и честь гибнут под натиском подлости, корысти и эгоизма.
Возвышенная душа принца страдает в трагическом столкновении идеалов с
действительностью. |
|
Не погас ли сегодня огонь Прометея, или актуален ли альтруизм |
 |
|
Не погас ли сегодня огонь Прометея, или актуален ли
альтруизм
Человек
— существо социальное, то есть живущее в обществе. Вне общества действия людей
не имеют смысла. Нас окружают наши родные, друзья и знакомые, одноклассники и
сокурсники, сослуживцы, соседи. Непросто поддерживать со всеми дружеские
отношения. Это зависит не только от тебя, а еще и от того человека, с которым
ты общаешься. Но в первую очередь — от тебя.
Относиться
к другим людям нужно бескорыстно, думая вначале о них, а не о себе, как это
сделал герой древнегреческой трагедии Эсхила «Прикованный Прометей». Прометей,
несмотря на запрет верховного бога Зевса, принес людям огонь. Принес просто
потому, что хотел помочь людям выжить. Еще Прометей научил простых смертных
различным ремеслам и искусствам — огромным рывком продвинул вперед прогресс
человечества. За это Зевс приковал Прометея к скале, куда каждый день прилетал
орел и клевал его печень. |
|
Судьба Элизы Дулиттл |
 |
|
Судьба Элизы Дулиттл
Английский
драматург Бернард Шоу создал пьесу "Пигмалион" в 1913 году, вспомнив
миф о скульпторе Пигмалионе, который, изваяв статую прекрасной Галатеи,
влюбился в нее и, с помощью богини Афродиты, сумел оживить ее. В роли Галатеи
мы видим лондонскую цветочницу Элизу Дулиттл, а ожививший ее Пигмалион —
профессор фонетики Хиггинс. На страницах романа из уличной торговки, с помощью
Хиггинса, Элиза превращается в настоящую леди.
Прошлая
жизнь Элизы проходила на улице, в нищенских кварталах. С детства девушка не
имела нормальной семьи, самый близкий ее родственник — это отец-пьяница,
которого совершенно не интересует жизнь дочери: "Нет у меня родителей. Они
сказали, что я уже взрослая и могу сама прокормиться, и выгнали меня вон".
Но, несмотря на условия, в которых жила девушка, она остается честной,
искренней, с чувством собственного достоинства: "Вы большой грубиян, вот я
вам что скажу. Не захочу, так и не останусь здесь. |
|
Героиня лирики А. А. Фета |
 |
|
Героиня лирики А. А. Фета
Самой
большой любовью всей жизни Фета была Мария Лазич. Но их судьба сложилась
несчастливо. Они расстались, и Мария покончила жизнь самоубийством, обронив
зажженную спичку, от которой загорелось ее платье. Это несчастье наложило на
жизнь и творчество поэта неизгладимый отпечаток. Стихи, в которых присутствует
“она”, овеяны трагичностью и тоской. Вместе с Марией Лазич погиб и его идеал,
который звучал теперь только в стихах — воспоминаниях о ней.
Стихотворение
“На заре ты ее не буди...” овеяно чистой, искренней, нежной любовью к
возлюбленной.
На
заре ты ее не буди,
На
заре она сладко так спит;
Утро
дышит у ней на груди,
Ярко
пышет на ямках ланит.
В
этом четверостишии наравне с “ней” действует природа. Поэт употребил анафору
“на заре” с целью показать, как неразрывны для него любовь и природа. Утро у
Фета оживлено, оно дышит на груди, то есть у сердца девушки. |
|
Два брата — два характера, две судьбы |
 |
|
Два брата — два характера, две судьбы
Творчество
немецкого писателя Фридриха Шиллера в концентрированной форме отразило протест
всей передовой молодежи того времени против духовного гнета и политической
тирании. Первым и одним из наиболее ярких его произведений стала драма
«Разбойники», в которой автор бросил решительный вызов тирании. Эта мысль
подчеркнута уже в эпиграфе, который в переводе с латинского означает: «Против
тиранов».
При
создании своего произведения писатель опирался как на известные баллады о Робин
Гуде, так и на источники, в которых описывался реальный факт существования во
времена Шиллера разбойничьих банд, служивших, по глубокому убеждению их членов,
высокой цели искоренения подлых и ничтожных представителей общества. |
|
«Гамлет» У. Шекспира — трагедия разбуженного сознания |
 |
|
«Гамлет» У. Шекспира — трагедия разбуженного сознания
Средневековье
закончилось. Феодальная эпоха, где главными достоинствами считались верность
сюзерену и воинская доблесть, сменилась новым периодом истории. Наступило время
новых идей, ценностей, начинаний. Теперь на первое место выступали
предприимчивость, умение приспосабливаться к любым условиям, вести прибыльные
дела. В эту сложную эпоху жил и творил Шекспир. Гениальный драматург не мог
оставаться в стороне от проблем своего времени. Так родился «Гамлет» — по
удачному выражению исследователя, «трагедия разбуженного сознания».
Принц
Гамлет — новый человек, внезапно осознавший свою чужеродность в странном ирреальном
мире королевского дворца. Начало этому осознанию было положено перед стенами
Эльсинорского дворца, где Гамлету явилась тень его покойного отца-короля.
Впервые принц почувствовал дыхание судьбы, впервые вступил в беседу с
обитателем мира мертвых. Первая сцена трагедии поражает своим величием. |
|
Миф о Прометее и его отражение в трагедии Эсхила |
 |
|
Миф о Прометее и его отражение в трагедии Эсхила
Эсхил
с давних времен заслуженно считается «отцом трагедии». В самом деле, по
количеству и монументальности своих произведений он является самым гениальным
из поэтов-трагиков. 'Одним из величайших его открытий явилось введение в
действие второго актера, что усиливало драматический эффект, создавая
возможность изображения борьбы противоположных сил, которая и составляла основу
сюжета.
В
своем творчестве Эсхил стремился раскрыть важнейшие вопросы своего времени:
проблемы вины и возмездия, ответственности человека за свои поступки,
противоборства добра и зла, стремления к торжеству справедливости,
взаимоотношений человека и сил внешнего мира, выражающих божественную волю.
Самым выдающимся из созданий древнегреческого поэта является образ титана
Прометея, без которого сейчас трудно представить себе ряд великих образов
мировой литературы. |
|
Прошлое, настоящее и будущее Элизы Дулиттл |
 |
|
Прошлое, настоящее и будущее Элизы Дулиттл
Джордж
Бернард Шоу — крупнейший английский драматург конца XIX — начала XX века. Ему
удалось вывести английскую драму из идейного и художественного тупика,
характерного для 60—70-х годов XIX в. Он придал ей социальную остроту,
проблемный характер и блестящую сатирически-парадоксальную форму.
Среди
многочисленных пьес, написанных Б. Шоу между 1905 и 1914 гг., выделяется
"Пигмалион" (1913). Эта пьеса обошла все ведущие театры мира и
пользуется неизменным сценическим успехом. Название ее напоминает об античном
мифе, согласно которому скульптор Пигмалион влюбился в созданную им статую Галатеи
и оживил ее своими мольбами. В версии, предложенной Шоу, в роли новоявленной
Галатеи выступает лондонская цветочница Элиза Дулиттл, а ожививший ее Пигмалион
— профессор фонетики Хиггинс. Юморист, иронист, парадоксалист Шоу демонстрирует
свою веру в безграничные возможности человека. |
|
Лирический герой Ф. И. Тютчева и А. А. Фета |
 |
|
Лирический герой Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
Тютчев
и Фет, обусловившие развитие русской поэзии второй половины XIX века, вошли в
литературу как поэты “чистого искусства”, выражающие в своем творчестве
романтическое понимание духовной жизни человека и природы. Продолжая традиции
русских писателей-романтиков первой половины XIX века (Жуковского и раннего
Пушкина) и немецкой романтической культуры, их лирика была посвящена
философско-психологическим проблемам.
Отличительной
особенностью лирики этих двух поэтов явилось то, что она характеризовалась
глубиной анализа душевных переживаний человека. Так, сложный внутренний мир
лирических героев Тютчева и Фета во многом схож.
Лирический
герой - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и
чувства которого отражены в нем. |
|
«.. Дух его могучий шел вперед, где красота, добро и правда вечны.. » |
 |
|
«Дух его могучий шел вперед, где красота, добро и
правда вечны..»
Ф.
Шиллер принадлежал к поколению писателей «бури и натиска», чьи произведения
всегда были проникнуты силой, эмоциональностью порыва бунтующего героя. Но, как
писал В. Г. Белинский, «не из книг почерпнул Шиллер свою ненависть к униженному
человеческому достоинству в современном ему обществе: он сам, еще дитятею и
юношею, перестрадал болезнями общества и перенес на себе влияние его устарелых
форм...» Именно поэтому уже первая драма писателя «Разбойники» поразила
читателей глубиной чувства, энергией и силой, нерушимым стремлением к правде и
справедливости.
Герои
произведения — не столько разбойники, сколько организованный отряд народных
мстителей. Это довольно образованные люди, которых жизненные неудачи,
разочарования и обиды, страстная жажда деятельности и стремление к переменам
привели на путь разбоя.
Из
них особенно выделяется главный герой — благородный разбойник Карл Моор. |
|
«Прекрасно знал, что я делаю, и, людям помогая, сам на пытку шел» |
 |
|
«Прекрасно знал, что я делаю, и, людям помогая, сам на
пытку шел»
Эсхил
творил в Греции в V веке до нашей эры (около 525— 456 гг. до н. э.). Это была
эпоха общеэллинского патриотического подъема после победоносной войны Афин с
персами, становления греческих городов-государств, расцвета общественной жизни
и культуры. Эсхил жил в эпоху греко-персидских войн и укрепления в Афинах демократического
строя, и сам участвовал в знаменитых сражениях с персами при Марафоне, Саламине
и Платеях. Он написал 90 трагедий, из которых сохранилось всего лишь 7. Это
было время прославленных поэтов, скульпторов и архитекторов.
«Когда
говорят «Эсхил», — сразу возникает у одних смутный, У Других более или менее
четкий образ «отца трагедии», образ почтенно-хрестоматийный,
даже величественный, представляются мрамор античного бюста, свиток рукописи,
актерская маска. Залитый южным, средиземноморским солнцем амфитеатр», — писал
исследователь античной драмы С. Апт. |
|
Двое мужчин и одна глупая девушка |
 |
|
Двое мужчин и одна глупая девушка
Спектакль
окончен, и возникает естественный вопрос: "А при чем тут Пигмалион?"
Бернард Шоу в своей пьесе использовал древнегреческий миф о скульпторе
Пигмалионе. Он создал статую Галатеи — девушки до того прекрасной, что он
влюбился в нее и стал просить Афродиту оживить свое создание. Богиня любви
вдохнула жизнь в Галатею, и Пигмалион женился на ней.
Но,
зная содержание пьесы, легко понять, что только в насмешку Шоу окрестил
Хиггинса Пигмалионом. Генри Хиггинс не способен на серьезное чувство, он
слишком эгоистичен и по-настоящему предан только своей науке.
Однако
сюжет древнегреческого мифа в пьесе есть. Профессор фонетики решает поставить
опыт: может ли девушка из самых низов общества стать настоящей леди в одежде,
манерах и речи. Иными словами, он берется за создание совершенства из
"сырого материала" — за труд Пигмалиона. И объектом его эксперимента
становится Элиза Дулиттл.
Впервые
мы знакомимся с ней на улице во время грозы. |
|
<< 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 >> |
|
|
|
|
|
|
|
Анекдот
|
- Рабинович, у всех кризис, а вы, судя по яхтам и островам, стали одним
из богатейших людей мира? Откуда???
- Да это не я. Это мой прадедушка в 1909 году в Иллинойсе, в
букмекерской конторе, на последние 10 центов, купил билетик
1:100000000000000, что негр, в ближайшие 100 лет, станет Президентом
США. |
|
показать все
|
|