|
Понятие о Библии |
 |
|
Понятие о Библии
Абельтин Э.А.
Материалы,
вошедшие в данную главу, содержат сведения, которые предваряют непосредственное
знакомство с текстом Священного Писания. Для удобства пользования материал
расположен в виде вопросов и ответов, что представляет собой и своеобразный
план работы, и темы соответствующих бесед с учащимися.
Что
такое Библия? Со словом "Библия" у нас соединяется представление об
одной большой книге, заключающей в себе все Священное Писание как Ветхого, так
и Нового Завета. Но в сущности это не одна книга, а сборник священных книг,
строго определенных церковью, написанных в разное время, в разных местах и с
различными целями.
Иудейская
и христианская Библии не совпадают. Иудеи не канонизировали книги, созданные в
христианскую эпоху, в то время как христиане почитают написанные евреями книги
за Священное Писание. |
|
«Дух высокий, могучий, но дух отрицания, гордости и презрения.. » |
 |
|
«Дух высокий, могучий, но дух отрицания, гордости и
презрения.. »
Поэты-романтики
обладали уникальной способностью выражать в своих произведениях собственное
«я», отстаивая свободу самовыражения. Они придерживались девиза: «Поэт — это
поэзия, поэзия — правда». В своем творчестве, в своих героях поэты-романтики
отображали самих себя, свои стремления, свои чувства, свое мироощущение — свою
собственную судьбу. Наиболее ярко эта черта воплотилась в произведениях
английского поэта Дж. Г. Байрона.
Байрон
вел очень активную жизнь и к тому же обладал исключительной способностью
мыслить исторически. «Действий-действий», — говорил он, ощущая себя человеком
переломной эпохи и сожалея, что родился слишком поздно, чтобы принять участие в
революционных событиях конца XVIII века. Он горячо сочувствовал бедствиям
английских рабочих и ремесленников, обреченных на безработицу и нищету. |
|
Григорий Данилевский |
 |
|
Григорий Данилевский
Виленская Эм.
Произведения
Г. П. Данилевского различны по своему характеру. «Беглые в Новороссии» и «Воля»
- повествования социально-бытового жанра, «Княжна Тараканова» - исторический
роман, художественно более зрелый. И немудрено: их разделяет целое
двадцатилетие. Первые два романа публиковались в 1862-1863 гг., второй - в 1883
г., когда за плечами автора был уже большой писательский опыт.
Однако
по идейной насыщенности между ними обратное соотношение. Это прежде всего
отражено в самих сюжетах произведений. В «Беглых и Новороссии» и «Воле» поднята
важнейшая для своего времени тема - положение крепостного крестьянства, ею
протест против помещичьего права на владение человеческими «душами», так же как
и против грабительского «освобождения», обобравшего крестьян как липку. И
наряду с этим здесь же дана картина российских помещичье-бюрократических
порядков, корысти дворян и взяточничества властей. |
|
В защиту жизни (Джон Пристли) |
 |
|
В защиту жизни (Джон Пристли)
Анастасьев Н.
Судьба
отмерила Джону Бойнтону Пристли редкостно счастливые и долгие сроки в
литературе. Он никогда не терзался сомнениями, во всяком случае, не позволял им
одолеть себя, его миновали душевные драмы и творческие кризисы. Прожив почти
девяносто лет, он и в старости не чувствовал себя стариком, сохраняя завидную
бодрость духа и работоспособность.
Написано
много, очень много, один лишь перечень сочинений, выполненных в самых разных
жанрах - романы, повести, рассказы, пьесы, эссе на литературные и театральные
темы, исторические исследования, критика, автобиография и т. д., - занял бы
несколько страниц. Порой ему случалось издавать по пять-шесть книг в год, так
что в кругу серьезных писателей нашего времени его вполне можно признать самым
плодовитым. А в кругу соотечественников - едва ли не самым популярным. |
|
Библия в школе |
 |
|
Библия в школе
Абельтин Э.А.
Библейские
тексты введены в школьную программу (в 5 классе - Ветхий завет, в 6 классе -
Новый завет). Приветствуя этот факт, следует сразу отметить один большой
недостаток программы. Библейские тексты изучаются в разделе мифологии. Это
неизбежно придаст атеистический оттенок урокам, отведенным на изучение
Священного писания, ибо понять Библию можно только в рамках определенного,
соответственного ей, мировоззрения - христианского мировоззрения.
Создание
этих мировоззренческих рамок обязательно предполагает знакомство учащихся с
основами христианского вероучения, основными догматами Святой Церкви. Речь
идет, безусловно, не о воспитании верующих людей (это дело каждого лично), но о
знании, а это необходимо всем.
Знание
христианской этики совершенно необходимо и потому, что практически вся русская
классика пронизана библейскими образами, базируется на православной
нравственности. |
|
«Властитель наших дум» |
 |
|
«Властитель наших дум»
И
вечно буду я войну вести
Словами
— а случится, и делами! —
С
врагами мысли.
Мне
не по пути
С
тиранами...
Дж.
Г. Байрон
Определяя
роль поэта в мировой литературе, В. Г. Белинский писал: «Всякий великий поэт
потому велик, что корни его страдания и блаженства глубоко вросли в почву
общественности и истории, что он, следовательно, есть орган и представитель
общества, времени, человечества». Все это в наибольшей степени относится к
английскому поэту Джорджу Гордону Байрону, которого великий критик называл
«Прометеем XIX века».
Вся
жизнь и творчество Байрона были связаны с национально-освободительным и
революционным движением. Первые образцы его смелой гражданской поэзии, вошедшие
в сборник «Часы досуга», были встречены крайне враждебно. Но это лишь
вдохновило автора, и в ответ на несправедливые упреки он написал сатирическую
поэму «Английские барды и шотландские обозреватели», в которой дал достойную
отповедь своим критикам. |
|
«Честная бедность» Р. Бернса |
 |
|
«Честная бедность» Р. Бернса
Стихотворение
величайшего шотландского поэта Роберта Бернса «Честная бедность» написано на
мотив известной народной песни. Простым и легким языком поэт высказывает не
только свои, но и народные представления о честности и достоинстве, добре и
зле.
Р. |
|
«Болезнь ума и сердца роковая» |
 |
|
«Болезнь ума и сердца роковая»
Творчество
выдающегося английского поэта Джорджа Гордона Байрона неразрывно связано с
эпохой романтизма в истории мировой литературы. Он принадлежал к тем писателям,
чьи произведения были наполнены пафосом свободы, ненавистью к угнетателям,
верой в торжество справедливости. Однако романтики того времени еще не имели
перед собой ясной цели и не видели путей осуществления своих идеалов.
Эти
характерные особенности писателя-романтика наиболее полно отразились в
проникнутой тонким лиризмом и решительным призывом к борьбе поэме
«Паломничество Чайльд-Гарольда» героем которой стал молодой человек из знатной
семьи, уставший от веселого и беспечного времяпрепровождения. Разочаровавшись в
своей пустой жизни, он отправляется в путешествие по далеким, незнакомым краям. |
|
Модус «судьбы» в поэтике Б.К.Зайцева |
 |
|
Модус «судьбы» в поэтике Б.К.Зайцева
Михайлова М. В.
Начиная
с античности, когда Рок определял все поведение героя, а Мойры ткали невидимую
нить человеческой жизни и обрезали ее в предуготованный момент, до литературы
ХХ века, когда заметно проявилась тенденция неподчинения судьбе, сопротивления
обстоятельствам, на чем, собственно, выросла концепция человека новейшего
времени, модус "судьбы" занимает одно из центральных мест в
литературе. Тем интереснее посмотреть, как воплощается это одно из
интереснейших понятий в творчестве замечательного художника первой половины
двадцатого столетия, сумевшего установить особый, неповторимый "вектор"
своих творческих поисков - Б.К.Зайцева.
Один
из вариантов, по всей видимости, принципиальный, поскольку взор автора обращен
на писательскую судьбу (несомненно, присутствует хотя бы относительная
идентификация), можно найти в рассказ "Елисейские поля" (1914)(1. |
|
Механическая цивилизация |
 |
|
Механическая цивилизация
«Сlосkwork Оrange» — «Заводной
апельсин» — так называется скандально известный роман Энтони Берджеса. Так же
называется фильм великого американского режиссера Стэнли Кубрика, снятый в
шестидесятые годы XX века. Роман до сих пор является одним из самых читаемых, а
фильм до сих пор запрещен к показу в ряде стран из-за чудовищных сцен насилия,
показанных в нем.
Что
это? Очередное порождение массовой культуры, пичкающей читателя и зрителя
изображением самых низменных сторон человеческой природы? Вовсе нет: «Заводной
апельсин» по праву занимает место в классике европейской литературы, а фильм
Кубрика признан одним из самых злободневных фильмов XX века.
Берджес
создал роман-антиутопию, в котором показано будущее человечества, которое
видится автору исключительно в темных тонах. В романе, совсем как в фильме
«Банды Нью-Йорка», действуют молодежные криминальные группировки. |
|
Миф и реальность в романе Д. Апдайка «Кентавр» |
 |
|
Миф и реальность в романе Д. Апдайка «Кентавр»
Роман
Д. Апдайка "Кентавр" принадлежит одновременно к мифологическому и
вместе с тем растущему из земли искусству.
Как
пересказать самое дорогое воспоминание? Как воссоздать для любимой девушки свой
мальчишеский мир? Как это сделать, если прошлое, как и настоящее, зыбко,
неустойчиво, очертания их расплываются и едва уловима грань между тем, что было,
и тем, что кажется, между порядком и хаосом?
Именно
таков мир в романе "Кентавр". Художник Питер Колдуэлл разговаривает
со своей возлюбленной, рассказывает ей о себе, о детстве, о своем отце, думает
о настоящем, возвращается в прошлое.
Не
сразу понимаешь, когда происходит действие: в 1947 году или пятнадцать лет
спустя, или вообще во времена кентавров. Можно, конечно, попытаться пересказать
книгу в хронологической последовательности, прозаически "вытянуть" ее
в том порядке, в котором происходили события, отобрав только эпизоды реальные,
отбросив мифологию. |
|
Женские характеры в башкирском историческом романе |
 |
|
Женские характеры в башкирском историческом романе
Выпускная квалификационная работа
Бирская государственная социально-педагогическая
академия
Введение.
Так
уж случилось, что в большинстве литературных произведений, в том числе в
башкирских исторических романах огромное внимание уделяется мужчинам. Но наша
жизнь- это переплетение человеческих судеб. И конечно, в литературе совершенно
невозможно обойтись лишь «сильными мира сего». Как и во всех других
произведениях, в исторических романах башкирских писателей женские образы имеют
свои характерные особенности. Но, как известно, одинаковых людей не бывает,
поэтому каждая женщина в романах - отдельная судьба. В башкирских исторических
романах, написанных о судьбах исторических личностей, женщины играют роль
верных и преданных женщин с глубокой душой, красивых и внешне и внутренне. |
|
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» |
 |
|
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»
«Главная
роль, конечно, — роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а, была бы, пожалуй,
картина нравов».
(И.А.
Гончаров)
Нельзя
не согласиться с Гончаровым. Да, фигура Чацкого определяет конфликт комедии,
обе ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те времена (1816-1824 гг.), когда
молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В монологах
и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было
и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что
«вольнее всяких дышит». Свобода личности — вот мотив времени и комедии
Грибоедова. И свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести,
службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам
творческим, высоким и прекрасным», мечтают «в науки верить ум, алчущий
познаний», жаждут «возвышенной любви, перед которой мир целый… — прах и суета».
Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными. |
|
Почему замолчал А.Блок за три года до смерти? |
 |
|
Почему замолчал А.Блок за три года до смерти?
Вступление.
В
начале 1881 года, когда Саше Блоку было всего несколько месяцев от роду, в
Петербурге произошло два исторических события. Первое относится к февралю 1881
– смерть Ф.М. Достоевского. Старшие Бекетовы были лично знакомы с ним.
Политический консерватизм позднего Достоевского, его религиозные утопии они не
принимали, но романы и статьи писателя были предметом шумных обсуждений. Книги
Достоевского читали дочери Бекетова, в частности, их особенно любила мать Блока
– Александра Андреевна.
Тему
зловещего и больного, «жёлтого» Петербурга, города разбитых судеб, неприкаянных
мечтателей, воспримет от Достоевского и Александр Блок. Как известно, поэт
любил отмечать сближение исторических дат. Знаменательно сошлись они в данном
случае: всего несколько месяцев отделяют год смерти автора петербургских
романов «Идиот» и «Преступление и наказание» от рождения автора петербургских
поэм «Возмездие» и «Двенадцать». |
|
Анализ рассказа В.Набокова «Рождество» |
 |
|
Анализ рассказа В.Набокова «Рождество»
Повествование
начинается с описания возвращения Слепцова из села. В данном тексте
присутствует объективный повествователь. Повествователь все знает о герое, его
взгляд как бы сверху: «Когда на следующее утро, после ночи, прошедшей в мелких
нелепых снах, вовсе не относившихся к его горю, Слепцов вышел на холодную
веранду, так весело выстрелила под ногой половица, и на беленую лавку легли
райскими ромбами отраженья цветных стекол». Автор-демиург в этом тексте, он
знает каждую деталь, происходящую с героем. Он знает о всех действиях героя. О
внутренних переживаниях повествователь тоже знает, и он с точностью передает поток
сознания Слепцова: «А я умру – конечно. Это так просто. Сегодня же…».
Главный
герой произведения – Слепцов. Он потерял сына. Сын, видимо, был единственным
близким человеком, единственным утешением, надеждой. Оттого–то и удивляется
Слепцов тому, что «сам он ещё жив», ведь гроб был наполнен «его жизнью». |
|
Секрет гения Дюма |
 |
|
Секрет гения Дюма
Никто
не задумывался над тем, почему романы Дюма так интересны? Казалось бы прошло
прошло уже столько лет, а ничего интереснее пожалуй не написал за это время
никто. Я в своей статье попробую объяснить феномен Дюма - почему же никто так и
не смог сделать ничего интереснее тех же Трех мушкетеров за все время
существования человечества?
1.
Романы Дюма очень душевные. Они написаны как бы от всей широкой души Александра
Дюма, который погружает читателя в мир живых людей, у которых есть свои
принципы, слабости и черты характера, а не просто каких-то действующих
персонажей какой-то исторической эпохи. Вспомните четверку отважных мушкетеров
- каждого из них Дюма наделил какой-то индивидуальной душой что ли и
свойственными только им слабостями. Атос - цинник. Портос - обжора. Д`Артаньян
- горячий несдержанный Гасконец. Арамис - волокита. Каким образом Дюма удалось
вложить в каждого героя душу - загадка. |
|
Проблема «интеллигенция – народ – революция» в творческом сознании И.А.Новикова |
 |
|
Проблема «интеллигенция – народ – революция» в
творческом сознании И.А.Новикова
Михайлова М. В.
И.А.Новиков
– писатель, чье обширное творческое наследие – а туда входят и пьесы, и романы,
и стихотворения для детей и взрослых - практически не известно современному
читателю. Все затмила его дилогия "Пушкин в изгнании", издававшаяся
несметное количество раз. Возможно, он и сам был этому рад, т.к. отзывы критики
советского времени не сулили ничего хорошего. Вот лишь некоторые определения,
которые сопровождали появление произведений Новикова, посвященных
современности: "последыш дворянской литературы", "следы идеалистического
эпигонства". Практически все, созданное писателем в послеоктябрьское
десятилетие, принималось в штыки. |
|
Литературные герои и... Арифметика |
 |
|
Литературные герои и... арифметика
Борис Самойлович Шварцкопф
В письмах двух читателей «Русской речи» выражается
недоумение но поводу того, как в некоторых произведениях писателей XIX века
литературные герои характеризуются с помощью мер длины и веса. «В повести И. С.
Тургенева „Муму", – пишет И. Николаев из Москвы, – в начале (2-й абзац)
написано: «Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник
Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от
рождения...». Вершок – 4,45 см, то есть рост Герасима – около полуметра. Не
мало ли для богатыря? Может быть, это ошибка ила опечатка? А может быть, я
чего-то не знаю, с чем-то не знаком в определении роста человека во времена
Тургенева?»
Действительно, если считать с помощью очевидного
умножения, получается: 4,45 см (или, точнее, как указывают словари, 4,44 см) х
12 = 0,53 м. Как-то не вяжется с привычным представлением о внешности героя
повести «Муму»... |
|
«Словесные» портреты |
 |
|
«Словесные» портреты
Анатолий
Калинин
Портреты обычно пишут маслом, акварелью, углем или
карандашом. Но существуют и другие, необычные способы изображения, в том числе
с помощью букв и слов.
Не только слова
Письмо, как известно, развивалось от рисунка к
условному значку. До обратного способа – превращать текст в картинки – люди
додумались гораздо позже.
В Европе в Средние века портреты, составленные из
кусочков текста, уже перестали считаться редкостью. Пример тому – гравюра на
меди с изображением австрийского императора Леопольда I и его супруги. (В
истории Леопольд I известен как большой любитель музыки и покровитель
алхимиков.) Текст на гравюре, состоящий более чем из тысячи слов, посвящен
описанию достоинств и заслуг императорской четы. При первом взгляде на
изображение это кажется неправдоподобным: где же тысяча слов? Оказывается, они
спрятаны в кудрях париков, а если точнее, сами кудри нарисованы из десяти тысяч
крохотных букв. |
|
Шахматы в художественной литературе |
 |
|
Шахматы в художественной литературе
Е. Гик
Как смог убедиться читатель, многие писатели и поэты
любили шахматы, обращались к ним в своем творчестве (см. «Наука и жизнь» № 7,
2007 г.). В этом номере мы завершаем краткий рассказ о шахматах в
художественной литературе и предлагаем решить еще одну шахматную задачу. Ее
автор – блестящий писатель и шахматный композитор Владимир Набоков, о котором
наряду со Стефаном Цвейгом, И. Ильфом и Е. Петровым и другими классиками
литературы шла речь в предыдущем номере. «Наша жизнь подобна шахматной игре» –
это известное древнее изречение встречается в художественной литературе еще в
эпоху Возрождения, например в «Декамероне» Джованни Боккаччо, написанном в
середине XIV века.
Почти через 300 лет эти же слова повторил в «Дон
Кихоте» Мигель Сервантес. Страстным любителем шахмат был Лев Толстой. В 1864
году он писал брату жены Александру Берсу: «Играешь ли ты в шахматы? Я не могу
представить себе эту жизнь без шахмат, книг и охоты». |
|
<< 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 >> |
|
|
|
|