|
 |
|
|
|
|
|
|
Осмысление интегративной сущности физической культуры - магистральный путь формирования ее теории |
 |
|
Осмысление интегративной сущности физической культуры
- магистральный путь формирования ее теории
Доктор педагогических наук, профессор, академик
Петровской академии наук и искусств В.М. Выдрин; кандидаты педагогических наук,
доценты Ю.Ф. Курамшин, Ю.М. Николаев
В
последние годы в сфере физической культуры накоплен довольно обширный комплекс
знаний теоретического, методического, гуманитарного и естественнонаучного
характера. В связи с этим возникла острая необходимость в их объединении,
систематизации и целостном осмыслении. Как известно, это привело к
возникновению и формированию новой самостоятельной научно-учебной дисциплины - "общая
теория физической культуры".
За
относительно короткий исторический период проделана большая
научно-исследовательская работа, связанная с построением некоторых контуров
данной теории [1, 4-8, 16-18, 20-23, 25, 26]. |
|
Имитационное биомеханическое моделирование как метод изучения двигательных действий человека |
 |
|
Имитационное биомеханическое моделирование как метод
изучения двигательных действий человека
А.В. Воронов Московский городской педагогический
университет, Москва
Одним
из распространенных методов познания биологических объектов является
моделирование. Этот метод позволяет, используя основные законы физики,
механики, математики, биологии, физиологии и других наук, объяснить
функциональную структуру изучаемого процесса, выявить его существенные связи с
внешними объектами, внутреннюю организацию, оценить количественные
характеристики. Наиболее полно отражает гносеологическую суть модели
определение В.А. Штофа [23]: "Под моделью понимается такая мысленно
представленная или материально реализованная система, которая, отображая или
воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение
дает нам новую информацию об этом объекте". |
|
Технология проектов - инновационное направление в подготовке специалистов среднего звена |
 |
|
Технология проектов - инновационное направление в
подготовке специалистов среднего звена
Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Воробьева
А.А. Григорьев, Иркутский техникум физической культуры, Иркутск
Общепризнанно,
что статус, авторитет и профессионализм личности в значительной степени
определяются уровнем сформированности интеллектуальной сферы,
самостоятельностью мышления, качеством ума, способностью не только
аргументировать правильность своей точки зрения, но и понять точку зрения
другого человека, проявить находчивость, сообразительность, остроумие. С
уровнем развития самостоятельности мышления связаны способность принимать
обдуманные и взвешенные решения, возможность прогнозировать будущее,
формировать стратегию жизнедеятельности, строить адекватный образ
"я", ориентироваться в ситуациях, людях, проблемах [4]. |
|
Влияние сократительных и релаксационных характеристик скелетных мышц на физическую работоспособность футболистов |
 |
|
Влияние сократительных и релаксационных характеристик
скелетных мышц на физическую работоспособность футболистов
Доктор медицинских наук, профессор Ю.В. Высочин
Кандидат биологических наук, доцент Ю.П. Денисенко, Санкт-Петербургский
государственный университет, Санкт-Петербург Камский государственный институт
физической культуры, Набережные Челны
Введение.
Современный
футбол, как известно, требует от игроков высокой двигательной активности и
интенсивной мышечной работы, отличается неравномерностью и аритмичностью
физических нагрузок. Двигательная деятельность футболистов охватывает большое
число различных по структуре и степени сложности технико-тактических действий в
разных вариантах. На активность футболистов, характер и эффективность его
действий кроме игрового амплуа оказывает влияние множество факторов. |
|
Конституционные основы управления системой физической культуры |
 |
|
Конституционные
основы управления системой физической культуры
Кандидат педагогических наук С.Э. Воронин,
Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф.
Лесгафта, Санкт-Петербург
Концепция
развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005
года [13], одобренная Правительством Российской Федерации, характеризуя
современное состояние отрасли, констатирует, что в настоящее время система
управления физической культурой и спортом в России не является оптимальной как
на федеральном, так и на региональном уровне. При этом ее нормативная правовая
база не позволяет осуществить в полном объеме конституционное право каждого гражданина
России на занятия физической культурой и спортом, обеспечить полноценное
становление и развитие профессионального спорта. Поэтому одной из основных
задач Концепцией определено совершенствование нормативной правовой базы
физической культуры и спорта. |
|
Адаптация восточноазиатской психотелесной теории личности к отечественной системе спортивных единоборств |
 |
|
Адаптация восточноазиатской психотелесной теории
личности к отечественной системе спортивных единоборств
Кандидат педагогических наук И.А. Воронов
Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф.
Лесгафта, Санкт-Петербург
Несколько
тысячелетий (!) в Восточной Азии существует психотелесная теория личности,
практически используемая в таких областях деятельности, как духовное развитие
(цигун), оздоровительные гимнастики (цзяньшэнь фа) и единоборства (цюань шу).
Считается, что эту теорию личности изобрел легендарный император Китая Фу Си
(2852-2737 гг. до н.э.) и описал ее в "Книге Перемен" ("И
цзин"). Для использования в армии в интересах подготовки единоборцев и
рукопашников ее впервые, по китайским источникам, применил другой легендарный
император Хуан-ди (2698-2356 гг. до н.э.). Он назвал ее "колодезные
поля" (цзинь тянь). Документально существование ВАПТТЛ подтверждается
письменными источниками начиная с XVI-XIV вв. до н.э. |
|
Формирование сети физкультурно-спортивных сооружений с учетом атмосферной экологии |
 |
|
Формирование сети физкультурно-спортивных сооружений с
учетом атмосферной экологии
Доктор физико-математических наук Б.Л. Воронов
Физический институт Академии наук, Москва, Доктор педагогических наук Е.В.
Кузьмичева Российская государственная академия физической культуры, Москва
Формирование
сети сооружений и территорий для физкультурно-оздоровительной и спортивной
деятельности (ФОСД) населения требует учета стационарного состояния
атмосферного воздуха, т.е. анализа уровня его постоянного загрязнения (не
связанного с аварийными выбросами загрязняющих веществ). Недостаток средств для
проведения регулярных анализов атмосферного воздуха в различных регионах страны
затрудняет получение достоверной экспериментальной информации о его текущем
состоянии [1]. В этой связи потребность в простой надежной методике расчета
уровней загрязнения от стационарных промышленных источников весьма актуальна. |
|
Современные представления о физиологических механизмах срочной адаптации организма спортсменов |
 |
|
Современные представления о физиологических механизмах
срочной адаптации организма спортсменов к воздействиям физических нагрузок
Доктор медицинских наук Ю.В. Высочин Кандидат
биологических наук, доцент Ю.П. Денисенко, Санкт-Петербургская государственная
академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Камский
государственный институт физической культуры, Набережные Челны
Проблемы
устойчивости к физическим перегрузкам в экстремальных условиях спортивной
деятельности относятся к числу наиболее актуальных проблем современной
спортивной физиологии и медицины. Отсутствие достаточных знаний в этой области
служит серьезным препятствием на пути решения целого ряда других не менее
важных проблем, прежде всего проблем профилактики спортивного травматизма и
заболеваемости, интенсификации тренировочного процесса и повышения его
эффективности, а также разработки новейших физкультурно-оздоровительных
технологий. |
|
Особенности обучения основам здоровьесбережения в неспециализированном вузе |
 |
|
Особенности обучения основам здоровьесбережения в
неспециализированном вузе
Кандидат педагогических наук, доцент К.Г. Габриелян
Доктор биологических наук Б.В. Ермолаев Доктор биологических наук, профессор
И.О. Кутателадзе, Российский государственный университет физической культуры,
спорта и туризма, Москва Московский государственный открытый университет,
Москва
Выявив
распределение предметов, информирующих студентов по вопросам индивидуального
здоровья человека, мы обнаружили существенный разброс дисциплин, ведущими среди
которых являются "физическая культура", "концепции современного
естествознания" (КСЕ) и "безопасность жизнедеятельности" (БЖД)
(рис. 1). КСЕ и БЖД превалируют и в формировании взглядов студентов на вопросы,
смежные с проблемой индивидуального здоровья (рис. 2), при полном отсутствии
профильной дисциплины - "физической культуры". |
|
О каузальной структуре спортивных движений |
 |
|
О каузальной структуре спортивных движений
Доктор педагогических наук, профессор Ю.К.
Гавердовский Российская государственная академия физической культуры, Москва
В
статье затрагивается проблема, практически не отраженная в специальной
литературе по спорту. Между тем она чрезвычайно важна, так как непосредственно
связана с обучением спортивным движениям. Речь идет о причинно-следственной,
каузальной структуре последних, без понимания которой никакой эффективный, в
том числе дидактически ориентированный, анализ движений невозможен. А это, в
свою очередь, обусловливает многочисленные затруднения и ошибки, которыми так
"богат" процесс освоения спортивных упражнений, в особенности
сложных.
Если
принять концепцию программности движений человека, предложенную в свое время
Г.В. Кореневым и в дальнейшем развитую В.Т. |
|
Аэробика или дискотека? |
 |
|
Аэробика или дискотека?
Доктор педагогических наук, профессор, академик
Международной академии информати зации при ООН Ю.К. Гавердовский, Российская
государственная академия физической культуры, Москва
Аэробика…
Со
времен Кеннета Купера и Артура Лидьярда понятие это успело не только
прогреметь, пройти фазы признания и споров, но и, переродив шись, наполниться
совершенно новым содержанием. На смену повальному увлечению джоггингом пришла
не менее массовая мода на аэробику в гимнастическом обличье, явно сместившая
этот вид двигательной активности в сторону прекрасной половины человечества.
Соответственно
изменилась и мотивация занятий вкупе с их атрибутикой. |
|
Пpиmeнение кислорода как эргогенического средства в анаэробных гликолитических нагрузках у спортсменок и спортсменов |
 |
|
Пpиmeнение кислорода как эргогенического средства в
анаэробных гликолитических нагрузках у спортсменок и спортсменов
Кандидат педагогических наук Т. Габрысь Кандидат
биологических наук У. Шматлян-Габрысь, Академия физического воспитания,
Катовице, Польша
Введение.
Теоретические
основы применения в спортивной тренировке кислородной поддержки в качестве
эргогенического средства показывают, что повышение доставки кислорода к
работающим мышцам улучшает энергопродукцию кислородной энергетической системы.
Доставка кислорода повышает эффективность функционирования этого
энергетического механизма, способствует снижению потребности в ресинтезе АТФ,
уменьшению скорости продукции молочной кислоты, что, в свою очередь,
препятствует раннему утомлению[5, 7, 16]. |
|
Двигательная активность и долголетие: организационные и педагогические аспекты |
 |
|
Двигательная активность и долголетие: организационные
и педагогические аспекты
Кандидат педагогических наук, доцент Д.Н. Гаврилов
Кандидат педагогических наук Е.Е. Романова Старший научный сотрудник А.В.
Малинин, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической
культуры, Санкт-Петербург
Актуальность.
Процесс быстрого постарения населения в развитых странах мира и в России
создает сложную демографическую проблему. В стране, где 35 млн человек старше
пенсионного возраста, назрел вопрос о сохранении высокой работоспособности и
продлении активной жизни. По мнению специалистов, этому может способствовать
широкое использование средств оздоровительной физической культуры [1, 8 -12,
16].
Однако
данная возрастная группа не охвачена организованными формами занятий, как,
например, дошкольники, школьники, студенты, военнослужащие. В настоящее время
отсутствует концепция организации занятий с людьми зрелого и пожилого возраста. |
|
Инновационная интерпретация физической культуры и спорта: от проблем к решению |
 |
|
Инновационная интерпретация физической культуры и
спорта: от проблем к решению
Кандидат философских наук, доцент А.В. Гайков Камский
государственный институт физической культуры, Набережные Челны
Несмотря
на то что термин "инновация", как утверждают специалисты [5], впервые
используется в научных текстах XIX века, инновационная проблематика как
отражение объективных потребностей в сфере управления обществом и
самоуправления личности зафиксирована (пусть в ином терминологическом
оформлении) еще в классической древности. Отношение к новому было
принципиальным пунктом размышлений не только Лао-Цзы и Конфуция, софистов и
Сократа, но и оппонирующих друг другу идеологов всех последующих эпох.
Однако
объективная потребность в новом у общества в целом и аналогичная ориентация
субъектов конкретной сферы деятельности формируются отнюдь не синхронно. |
|
Спортивно-боевые единоборства как синтез культур востока и запада |
 |
|
Спортивно-боевые единоборства как синтез культур
востока и запада
Кандидат педагогических наук С.Г. Гагонин
Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф.
Лесгафта
Вторая
половина XX века может быть охарактеризована как эпоха взаимопроникновения
культур стран Восточной и Юго-Восточной Азии и стран Европы и Америки. Это
выражается, с одной стороны, во внедрении "западных" технологий в
промышленность стран Востока, а с другой - в проникновении
философско-религиоз-ных воззрений Индии, Китая, Японии и других стран Дальнего
Востока в западную культуру.
В
области физической культуры это взаимопроникновение характеризуется появлением
в спортивных залах западного полушария и бывшего СССР экзотических дзюдо,
карате, ушу (кунгфу) и других видов единоборств, объединенных под общим
названием "боевые искусства Востока", или "восточные
единоборства". Вместе с тем появляются такие оздоровительные системы, как
индийская йога и китайский ци гун. |
|
О приоритетах индивидуальности в антропоцентрической биомеханике |
 |
|
О приоритетах индивидуальности в антропоцентрической
биомеханике
Ю.А. Гагин Санкт-Петербургский университет
педагогического мастерства
Современная
спортивная биомеханика ориентируется на поиск способов оценивания Человеческого
Качества спортсмена посредством анализа его двигательных действий, в которых
имплицитно содержится информация о физическом, психическом и духовном
потенциале субъекта действий.
Человеческое
Качество как интегральная характеристика индивидуальности человека [15,17 и
др.] представляет собой систему свойств различных иерархических уровней:
индивидных (двигательные качества, свойства нервной системы, интеллект и др.),
личностных (приобретенные свойства как последствие социальных отнесении данного
человека) и индивидуальностных (определяющих ценностно-смысловую зрелость
конкретного человека и проявляющихся в действиях, спортивной или иной
деятельности, жизнедеятельности в целом). |
|
Перспективы биологии спорта в XXI веке |
 |
|
Перспективы биологии спорта в XXI веке
Заслуженный деятель науки РФ, заслуженный работник
физической культуры РФ, доктор биологических наук, профессор Н.И. Волков,
Российская государственная академия физической культуры, Москва
Последние
десятилетия уходящего века ознаменовались бурным развитием биологических
исследований и широким внедрением их результатов в спорте. Учеными из разных
стран были реализованы углубленные исследовательские программы, направленные на
решение ключевых проблем теории и практики спорта [1-12]. |
|
Возрастные закономерности и сенситивные периоды развития базовых видов координационных способностей |
 |
|
Возрастные закономерности и сенситивные периоды
развития базовых видов координационных способностей у детей с нарушением речи в
сравнении со здоровыми школьниками
8-15 лет
Кандидаты педагогических наук, доценты И.Ю. Горская,
Л.А. Суянгулова Кандидат педагогических наук Н.П. Филатова Е.Ф. Мухамедьярова,
Сибирская государственная академия физической культуры, Омск
Научно-исследовательский институт деятельности человека в экстремальных
условиях СибГАФК
Актуальность
исследования. Нарушения речевой функции - это одно из отклонений, существенно
сказывающееся на всех сторонах жизни и деятельности человека. А поскольку, по
данным статистики, число детей с речевыми расстройствами растет, то
актуальность решения проблем коррекционно-воспитательной работы с детьми,
страдающими речевыми нарушениями, приобретает огромное значение. Одно из
ведущих мест в такой работе занимают занятия физической культурой, что
обусловлено двумя причинами: во-первых, по мнению многих авторов (В.М. |
|
Тенденции и проблемы профессионального образования в сфере физической культуры |
 |
|
Тенденции и проблемы профессионального образования в
сфере физической культуры
Доктор наук по физическому воспитанию Юзеф Войнар
Политехнический университет г. Ополе, Польша
Бежим
быстро, не смотрим назад, однако не знаем, куда бежим…
Рональд
Ренсон
Цели
и задачи физкультурного образования детей и подростков в настоящее время
представляют собой основные общественные ценности. Иерархия общественных ценностей
не является постоянной и изменяется на протяжении веков. В конце этого
тысячелетия отчетливо наблюдается возникновение новой системы общественных
ценностей в нашей действительности. Во всем мире повышается интерес к
социальному феномену, называемому в Польше и Восточной Европе физической
культурой, а в большинстве стран Западной Европы - культурой движения. |
|
Оптимизация методики изучения техники коньковых ходов |
 |
|
Оптимизация методики изучения техники коньковых ходов
В.А. Воеводкин Кандидат педагогических наук А.Ю.
Кейно, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбов
В
настоящее время у представителей лыжных видов спорта и любителей зимних
прогулок большой популярностью пользуются коньковые лыжные ходы. Быстро освоить
динамичные и скоростные способы передвижения на лыжах хотят многие молодые
спортсмены и энтузиасты лыжных прогулок. Однако без большой тренировочной
работы добиться успеха в освоении техники коньковых ходов довольно сложно. В то
же время школьная программа по физической культуре предполагает многолетнюю
лыжную подготовку, где в процессе учебно- тренировочных занятий закладывается
база для дальнейшего физического развития учащихся.
Цель
нашего исследования - экспериментально обосновать эффективность ускоренной
методики обучения технике коньковых ходов.
В
исследовании участвовали студенты Института физической культуры ТГУ им. Г.Р.
Державина г. |
|
<< 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 >> |
|
|
|
|
|
|
|
Анекдот
|
История эта произошла в штатах, где я сейчас в разгаре своего обучения в
бизнес-школе при MIT, Massachussets Institute of Technology, который
известен среди прочего как "лучшая инженерная школа мира" и этот образ
всячески поддерживается даже в голливудских фильмах.
... Так вот, летели мы как-то в рамках учебной программы большой группой
-- человек 60 -- утренним рейсом из Техаса в Луизиану. Надо сказать, что
накануне большинство бурно отмечало завершение очередного этапа и многие
отрубились еще до взлета. Те же, кто не заснул (и я в том числе), хоть и
не показывали этого, но страдали недугом в простонародии называемом
похмельем.
Бортпроводник, узнав, что летит большая группа студентов из MIT, решил
развлечься следующим образом – задать задачку и любого, кто ее решит,
угостить бесплатным алкоголем. Я, как вы сами понимаете, насторожился.
Задачка такая: "супругам в сумме 91 год. Муж в два раза старше, чем была
его жена, когда ему было столько, сколько его жене сейчас. Нужно
определить сколько им сейчас".
Я не поверил своим ушам -- видимо, эта задача казалась ему верхом
интеллектуального пилотажа. Короче, через двадцать секунд (столько
потребовалось моему с трудом соображающему мозгу, чтобы ее решить) я
стал ерзать на своем месте, пока, наконец, не остановил стюардессу. Она
услужливо протянула мне карандаш и бумагу, но я просто назвал ей ответ.
и, о чудо! , бесплатное пиво в 10 утра :)!!!
стюардесса некоторое время с испугом смотрела на меня, жадно пьющего
пиво, а потом спросила: "Вы математик?" Я поперхнулся. Хотел я было
ответить, что я похмельный русский инженер-бауманец, но решил проявить
политкорректность и поддержать бренд другого тоже ставшего родным вуза и
сказал: "я просто из MIT" :) Помню, соседи по ряду с большим уважением
посмотрели на меня.
К слову, вторым, кто решил эту задачу был наш руководитель группы,
профессор Дон Розенфельд, который, видимо, тоже как и я чувствовал себя
неважно :)
Для тех, кто интересуется, ответ: жене 39, мужу 52 (когда его жене было
26 (=56/2), ему было 39), а самое сложное в ней – воспринять ее на слух
на английском языке :) |
|
показать все
|
|