Спасо-Преображенская пустынь у Медвежьих озер

Алексей Симонов

Впервые Спасо-Преображенская пустынь у Медвежьих озер упоминается в меновой и жалованной грамоте великого князя Дмитрия Ивановича (1350-1389) около 1380-1382 годов. Пустынь была расположена в Пехорской волости на крутом берегу озера недалеко от нынешнего селения Медвежьи озера Щелковского района. Она была приписной к Московскому Симонову монастырю * . Великий князь Дмитрий Иванович совершил обмен, взяв у Симонова монастыря село Воскресенское Верх-Дубенское. Село находилось километрах в тридцати пяти от Медвежьих озер, в верховье речки Дубенки, впадающей в Шерну, левый приток Клязьмы и, отдав ему «церковь Святый Спас-Преображения, что поставил игумен Афанасий на моей земле у Медвежьего озера, на березе». Предполагают что игумен Афанасий – это никто иной, как любимый ученик преподобного Сергия Радонежского, основавший также Серпуховской Высоцкий монастырь. К пустыни принадлежали Верхнее и Нижнее Медвежьи озера и бортничьи деревни, в которых занимались промысловой добычей лесного меда. Эти, теперь уже несуществующие, деревни назывались – Игнатьева, Пирутина и две деревни на речке Чуднице «и с бортью**, и с лесом, и болотом, и с перевесьем***». Межою этой борти служили речки Чудница, Шаловка, Кишкинская Сосна, селения: Ревякино, Сидорово, великая дорога старая Переяславская лесная, Хомутовская дорога.

В той же меновой грамоте великий князь всех «имеющих поселиться на земле отданной чернецу Савве» освобождал от всех пошлин и повинностей, княжеских и митрополичьих и давал Савве право полного суда над всеми насельниками той земли, дозволял суд «сместный»**** в уголовных делах. А в случае жалобы на самого Савву, только себе самому – великому князю и митрополиту оставлял право производить «исправу».

… Возникает вопрос: кто был чернец Савва, которому были даны такие значительные привилегии, в те времена, дававшиеся только настоятелям больших монастырей? Можно предположить, что монах Симонова монастыря Савва, пожелав уединенной жизни в пустыни, был постриженик из бояр, т.е. из высокопоставленных княжеских слуг.

Независимость пустыни была достаточно условная, так как по существу она зависела от Старого Симонова монастыря.

Известно, что в 1382 году основатель Симонова монастыря святой Феодор***** по делам церковным был отправлен великим князем в Киев, а в 1383 г. в Константинополь. Для управления монастырем он, вероятно, оставил доверенное лицо. Таким лицом и мог быть чернец Савва. В списках настоятелей он не значится, так как игуменом продолжал быть святой Феодор, но как управляющий монастырем Савва, возможно, имел право приобретать имения для монастыря.

В 1447-1453 годах, при архимандрите Симонова монастыря Геронтие, Спасо-Преображенской пустынью управлял священник Иов, который получил те исключительные права, которые предусматривала меновая грамота великого князя. В 1453-1462 годах при архимандрите Афанасии Симонов монастырь передает управление пустынью священнику Симону Галичанину на тех же условиях.

Дальнейшие сведения о пустыни мы находим в спорном деле, возникшем в 1462-1464 годах между Пехорскою волостью и Симоновым монастырем. Выборные Пехорской волости обращались к великому князю Ивану Васильевичу (1440-1505): «Жалоба нам, господине, на архимандрита на Евсевия и на его братию: владеют, господине, твоим великого князя монастырем Спас-Преображением, и озером Верхним, озером Нижним, и деревнями и пустошьми; а се, господине, церковь Святый Спас, и озера, и деревни, и пустоши твои великого князя». Великий князь решил этот спор в пользу Симонова монастыря.

Границы бывших монастырских владений приблизительно можно определить и сейчас, так как и теперь известны, упоминаемые в грамотах, речка Шаловка, а также селения – Хомутово, Каблуково (Клобуково) и Кишкино.

Схема расположения Спасо-Преображенской пустыни у Медвежьих озер в конце XIV века.

В начале XVI века власти Симонова монастыря упразднили пустынь, и на Медвежьих озерах осталась деревня Утки (Утуки) и пять-шесть хуторов бортников. В жалованной грамоте 1543 года великого князя Ивана Васильевича (1530-1584) ар-химандриту Симонова монастыря Савве на владения в Москов-ском уезде уже нет упоминания о пусты-ни: «… а в Пехорском стану село Утки на Медвежье озере с деревнями…»

В 1903 году знаток церковной старины священник Николай Скворцов писал о том, что место, где была Спасо-Преображенская пустынь, на возвышенном берегу Медвежьего озера, принадлежит Чудову монастырю.

По сведениям местных жителей вплоть до 1940-х годов на этом месте находилось не менее десяти белокаменных надгробных плит, часть из которых имела древние надписи вязью. Ученые связывают это место с кладбищем Спасо-Преображенской пустыни XIV-XVI веков. В настоящее время на этом месте располагается сельское кладбище.