Государственное устройство Финляндии
Доклад по политологии
студента 3 курса исторического факультета Вострокнутова Максима
Москва - 2010
Государственный
академический университет гуманитарных наук
Государственное устройство
Финляндия
— демократическое унитарное правовое государство с республиканской формой
правления. Действующая Конституция — Основной закон Финляндии была принята 11
июня 1999 г.
и вступила в силу с 1 марта 2000
г. Четыре конституционных закона составляют вместе
Конституцию:
-
Акт о форме правления (принят 17 июля 1919 — изменения и дополнения вносились в
1926, 1930, 1943, 1955, 1992 и 2000);
-
Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного
совета и канцлера юстиции 1922;
-
Закон о Высшем суде (1922);
-
Парламентский Устав (1928).
В
соответствии с изменениями конституционных актов в 2000 г. страна перешла от
президентской к парламентской демократии.
Согласно
Избирательному акту 1998 установлены выборы 4 уровней:
в
Эдускунт — однопалатный парламент;
выборы
президента (на 6 лет);
выборы
в местные органы власти (446 коммун);
выборы
16 депутатов в Европарламент (с 1999). Избирательное право предоставляется всем
гражданам, достигшим 18 лет.
С
марта 2000 г.
этот пост занимает избранная а качестве кандидата от Социал-демократической
партии Тарья Халояен (после избрания в соответствии с традицией вышла из
партии) - первая женщина-президент в истории страны, в 2006 году переизбрана на
второй срок (2006-2012). Глава государства осуществляет руководство внешней
политикой совместно с правительством, утверждает законодательные акты и
постановления, назначает членов правительства и высших государственных
должностных лиц, является верховным главнокомандующим Оборонительными силами.
Вместе
с однопалатным парламентом – Эдускунтом - он осуществляет законодательные
функции. В составе парламента, избираемого на 4 года на основе прямого и
пропорционального голосования, 200 депутатов. Исполнительная высшая власть
принадлежит Государственному совету, который образуют президент и
правительство.
По
итогам парламентских выборов, 17 апреля 2007 г. было назначено правительство, состоящее
из представителей четырёх партий: «Финляндского центра», Национальной коалиционной
партии, Союза «зеленых» и Шведской народной партии. Премьер-министр – Матти
Ванханен («Финляндский центр»). Подробнее о политических партиях Финляндии см.
главу 5.
Правительство
Финляндии — Государственный совет — осуществляет общее руководство страной. В
его состав входят Премьер-министр, министры, возглавляющие вверенные им
министерства, и министры без портфелей.
Премьер-министр
избирается парламентом, после чего формально назначается Президентом Республики
для выполнения его обязанностей. Другие министры назначаются Президентом по
предложению Премьер-министра. Прежде чем будет избран Премьер-министр, представители
от партийных групп Эдускунты знакомятся с программой правительства и его
составом. О результатах этого ознакомления сообщается Президенту, чтобы он
представил Эдускунте то лицо, которое предлагается кандидатом в
премьер-министры.
Если
кандидат во время открытого голосования в Эдускунте получит более половины
поданных голосов, он считается избранным в премьер-министры. Если же кандидат
не получит требуемого большинства, то в том же порядке должен предлагаться
новый кандидат. Если и новый кандидат не получит более половины поданных
голосов, то проводятся новые выборы путем открытого голосования. При этом
избранным считается тот, кто получит наибольшее число голосов.
Административное устройство
Низшая
административно-территориальная единица страны — коммуна (община). Из-за
слияний их число почти каждый год сокращается. К 2010 году насчитывается 342
коммуны.
Коммуны
объединены в 20 провинций, управляемых провинциальными советами. Провинции
служат для развития и взаимодействия составляющих их коммун.
Кроме
того коммуны в пределах провинций объединены в 72 субпровинции, представляющие
собой экономические регионы.
До
2010 года провинции были объединены в губернии (ляни), которые управлялись
правительствами во главе с губернаторами, назначаемыми президентом страны. 1
января 2010 года губернии упразднены, и образованы агентства регионального
управления.
Крупнейшие
города Финляндии: Хельсинки — 583 549 жителей, Эспоо — 244 474 жителей, Тампере
— 211 633 жителей, Турку — 176 242 жителей, Оулу — 139 275 жителей.
Правовая система
Финляндия
входит в скандинавскую ("северную") правовую семью. История
Финляндского государства в значительной степени объясняет особенности его
правовой системы, сложившейся к настоящему времени. Начиная с XII в., когда
Финляндия стала одной из провинций Швеции, и на протяжении последующих 7 веков
на ее территории действовали законы, издававшиеся шведскими королями, а также
местные правовые обычаи (объявление Финляндии в 1581 г. Великим княжеством в
составе Швеции не изменило ее правовую систему). Важнейшая роль в правовой
истории Финляндии принадлежит Закону Шведского государства 1734 г. - фундаментальному
своду законов, в составлении проекта которого принимали участие как шведские, так
и финские юристы. Он состоял из 9 разделов, в которых подробно излагались
многие институты гражданского, торгового и семейного права, а также уголовного
права и судопроизводства. По существу, Закон 1734 г. являлся кодификацией
ранее изданных шведских законов, где в существенной мере были использованы и
нормы обычного права, однако некоторые правовые институты он регулировал
впервые. Закон 1734 г.
послужил основой для дальнейшего развития законодательства Швеции и Финляндии, а
некоторые его нормы продолжают действовать в этих странах и поныне.
Законодательные изменения, в частности в Финляндии, вносились либо
непосредственно в текст соответствующих разделов Закона 1734 г., либо путем издания
отдельных актов, самостоятельно регулирующих тот или иной правовой институт или
целую отрасль (уголовное право).
С
1809 г.
после присоединения к России (в результате Русско-шведской войны) в Великом
княжестве Финляндском в условиях автономии сохраняли силу ранее действовавшие
шведско-финские законы. После того как в 1863 г. был созван Сейм, уполномоченный
принимать законы (они подлежали одобрению со стороны российского императора), на
протяжении нескольких десятилетий финляндское законодательство было весьма
существенно обновлено в самых различных отраслях: издан ряд таких важнейших
актов, как Уголовный кодекс, законы о банкротстве, об опеке и др., внесены
изменения в законодательство, регулирующее торговлю, банковское дело, наследование
и многое иное. Период 1863-1890 гг., после которого царское правительство резко
ограничило автономию Великого княжества, некоторые исследователи называют
"золотым веком" в истории финляндского законодательства. После
революции 1905 г.
трудящимся Финляндии удалось добиться издания нескольких законов, частично
обеспечивающих их социальные права.
В
след за признанием Советским правительством государственной независимости
Финляндии (декабрь 1917 г.),
поражением рабочей революции (1918
г.) и провозглашением буржуазной Финляндской Республики
(1919 г.)
начался процесс весьма существенных преобразований финского права. Однако
проведенные до настоящего времени реформы, затронувшие многие его отрасли, все
же не привели ни к полной кодификации всей системы законодательства, ни к
изданию кодексов, которые бы по-новому регулировали какую-либо большую отрасль
права.
Среди
актов действующего законодательства важнейшую роль играет Конституционный закон
1919 г.
Наряду с этим и другими конституционными законами парламент издает и так
называемые обычные законы, составляющие основной массив законодательства в
стране. Президент вправе совместно с Государственным советом издавать декреты
по вопросам экономического характера, управления государственным имуществом и
организации деятельности государственных учреждений. В свою очередь
Государственный совет и отдельные министры могут в пределах своей компетенции
издавать распоряжения - подзаконные нормативные акты. Эти акты наряду с
законами и законопроектами, вносимыми в парламент Государственным советом, подлежат
опубликованию на финском и шведском языках. Обеспечению равноправия языков
придается большое значение и в делопроизводстве, и в деятельности судебных
учреждений.
Известную
роль в качестве источника права играют судебные решения. Отчасти это связано с
тем, что при отсутствии сплошной кодификации финского законодательства нередко
обнаруживаются пробелы в праве. Хотя формально суды не обязаны следовать ранее
принятым судебным решениям, на практике нижестоящие суды всегда учитывают
позицию, занятую вышестоящими. Этому служит и регулярная публикация решений
Верховного суда, и освещение в периодической юридической печати важнейших
решений апелляционных судов.
Существенное
влияние на развитие законодательства Финляндии оказывает начавшееся с 1870 г. сближение права
северных государств, к которому страна официально присоединилась в 1919 г. (ныне Финляндия
наряду с Данией, Исландией, Норвегией и Швецией участвует в соответствующем
соглашении о сотрудничестве 1962
г.). Проекты законодательных актов, подготовленные
комиссиями экспертов-юристов из этих стран, были использованы при издании
финских законов в сфере семейного, торгового права, страхования, морского права
и др. Однако финский законодатель не всегда следует общему образцу. Например, в
отличие от всех других скандинавских государств здесь не был принят закон о
купле-продаже.
Судебная система.
Высшим
звеном в системе общих судов в Финляндии является Верховный суд, основанный в 1918 г. Он состоит из
президента суда и 21 судьи. Суд рассматривает жалобы на постановления
апелляционных судов по гражданским и уголовным делам в коллегиях из 5 судей.
Наиболее важные вопросы обсуждаются на пленарных заседаниях. Обжалование
судебных решений в Верховный суд допускается, как правило, лишь с разрешения
Верховного суда, выдаваемого коллегией из 3 судей в тех случаях, когда этого
требуют интересы единства судебной практики, или в целях исправления
существенной судебной ошибки. Верховный суд может также давать заключения по
законопроектам.
Апелляционные
суды, старейший из которых был основан в г. Турку в 1623 г., действуют в 6
больших городах в разных частях страны. Они состоят из президента и постоянных
(а иногда и временных) членов суда. Апелляционные суды рассматривают жалобы в
коллегиях из 3 судей на постановления нижестоящих судов по гражданским и
уголовным делам. Наиболее важные дела по указанию президента суда
рассматриваются на пленарных заседаниях. В большинстве случаев эти суды
выступают в качестве последней инстанции. Они также рассматривают в качестве
суда первой инстанции уголовные дела о государственной измене и о преступлениях
высших должностных лиц. Процедура разбирательства дел в этих судах, кроме
рассматриваемых по первой инстанции, носит письменный характер: судьи
анализируют представленные документы в отсутствие (как правило) подсудимых, сторон
или их представителей, которым впоследствии сообщается о вынесенном решении.
Окружные
и городские суды - низовое звено судебной системы Финляндии. Они рассматривают
по первой инстанции все гражданские дела и подавляющее число уголовных дел
(кроме указанных выше). Эти же суды могут устанавливать опеку, регистрировать
продажу недвижимого имущества и некоторые другие сделки. Окружные суды (их
около 150) функционируют в сельской местности и в населенных пунктах, получивших
статус города после 1959 г.
Городские суды (их 10) действуют в так называемых старых городах. Окружной суд
состоит из профессионального судьи и 5-7 непрофессиональных судей (асессоров).
При расхождении позиций судьи и асессоров решение выносится исходя из мнения
всех асессоров, если они единодушны, но если хотя бы один из них присоединится
к мнению судьи-п