Государственное устройство Финляндии

Доклад по политологии студента 3 курса исторического факультета Вострокнутова Максима

Москва - 2010

Государственный академический университет гуманитарных наук

Государственное устройство

Финляндия — демократическое унитарное правовое государство с республиканской формой правления. Действующая Конституция — Основной закон Финляндии была принята 11 июня 1999 г. и вступила в силу с 1 марта 2000 г. Четыре конституционных закона составляют вместе Конституцию:

- Акт о форме правления (принят 17 июля 1919 — изменения и дополнения вносились в 1926, 1930, 1943, 1955, 1992 и 2000);

- Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного совета и канцлера юстиции 1922;

- Закон о Высшем суде (1922);

- Парламентский Устав (1928).

В соответствии с изменениями конституционных актов в 2000 г. страна перешла от президентской к парламентской демократии.

Согласно Избирательному акту 1998 установлены выборы 4 уровней:

в Эдускунт — однопалатный парламент;

выборы президента (на 6 лет);

выборы в местные органы власти (446 коммун);

выборы 16 депутатов в Европарламент (с 1999). Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет.

С марта 2000 г. этот пост занимает избранная а качестве кандидата от Социал-демократической партии Тарья Халояен (после избрания в соответствии с традицией вышла из партии) - первая женщина-президент в истории страны, в 2006 году переизбрана на второй срок (2006-2012). Глава государства осуществляет руководство внешней политикой совместно с правительством, утверждает законодательные акты и постановления, назначает членов правительства и высших государственных должностных лиц, является верховным главнокомандующим Оборонительными силами.

Вместе с однопалатным парламентом – Эдускунтом - он осуществляет законодательные функции. В составе парламента, избираемого на 4 года на основе прямого и пропорционального голосования, 200 депутатов. Исполнительная высшая власть принадлежит Государственному совету, который образуют президент и правительство.

По итогам парламентских выборов, 17 апреля 2007 г. было назначено правительство, состоящее из представителей четырёх партий: «Финляндского центра», Национальной коалиционной партии, Союза «зеленых» и Шведской народной партии. Премьер-министр – Матти Ванханен («Финляндский центр»). Подробнее о политических партиях Финляндии см. главу 5.

Правительство Финляндии — Государственный совет — осуществляет общее руководство страной. В его состав входят Премьер-министр, министры, возглавляющие вверенные им министерства, и министры без портфелей.

Премьер-министр избирается парламентом, после чего формально назначается Президентом Республики для выполнения его обязанностей. Другие министры назначаются Президентом по предложению Премьер-министра. Прежде чем будет избран Премьер-министр, представители от партийных групп Эдускунты знакомятся с программой правительства и его составом. О результатах этого ознакомления сообщается Президенту, чтобы он представил Эдускунте то лицо, которое предлагается кандидатом в премьер-министры.

Если кандидат во время открытого голосования в Эдускунте получит более половины поданных голосов, он считается избранным в премьер-министры. Если же кандидат не получит требуемого большинства, то в том же порядке должен предлагаться новый кандидат. Если и новый кандидат не получит более половины поданных голосов, то проводятся новые выборы путем открытого голосования. При этом избранным считается тот, кто получит наибольшее число голосов.

Административное устройство

Низшая административно-территориальная единица страны — коммуна (община). Из-за слияний их число почти каждый год сокращается. К 2010 году насчитывается 342 коммуны.

Коммуны объединены в 20 провинций, управляемых провинциальными советами. Провинции служат для развития и взаимодействия составляющих их коммун.

Кроме того коммуны в пределах провинций объединены в 72 субпровинции, представляющие собой экономические регионы.

До 2010 года провинции были объединены в губернии (ляни), которые управлялись правительствами во главе с губернаторами, назначаемыми президентом страны. 1 января 2010 года губернии упразднены, и образованы агентства регионального управления.

Крупнейшие города Финляндии: Хельсинки — 583 549 жителей, Эспоо — 244 474 жителей, Тампере — 211 633 жителей, Турку — 176 242 жителей, Оулу — 139 275 жителей.

Правовая система

Финляндия входит в скандинавскую ("северную") правовую семью. История Финляндского государства в значительной степени объясняет особенности его правовой системы, сложившейся к настоящему времени. Начиная с XII в., когда Финляндия стала одной из провинций Швеции, и на протяжении последующих 7 веков на ее территории действовали законы, издававшиеся шведскими королями, а также местные правовые обычаи (объявление Финляндии в 1581 г. Великим княжеством в составе Швеции не изменило ее правовую систему). Важнейшая роль в правовой истории Финляндии принадлежит Закону Шведского государства 1734 г. - фундаментальному своду законов, в составлении проекта которого принимали участие как шведские, так и финские юристы. Он состоял из 9 разделов, в которых подробно излагались многие институты гражданского, торгового и семейного права, а также уголовного права и судопроизводства. По существу, Закон 1734 г. являлся кодификацией ранее изданных шведских законов, где в существенной мере были использованы и нормы обычного права, однако некоторые правовые институты он регулировал впервые. Закон 1734 г. послужил основой для дальнейшего развития законодательства Швеции и Финляндии, а некоторые его нормы продолжают действовать в этих странах и поныне. Законодательные изменения, в частности в Финляндии, вносились либо непосредственно в текст соответствующих разделов Закона 1734 г., либо путем издания отдельных актов, самостоятельно регулирующих тот или иной правовой институт или целую отрасль (уголовное право).

С 1809 г. после присоединения к России (в результате Русско-шведской войны) в Великом княжестве Финляндском в условиях автономии сохраняли силу ранее действовавшие шведско-финские законы. После того как в 1863 г. был созван Сейм, уполномоченный принимать законы (они подлежали одобрению со стороны российского императора), на протяжении нескольких десятилетий финляндское законодательство было весьма существенно обновлено в самых различных отраслях: издан ряд таких важнейших актов, как Уголовный кодекс, законы о банкротстве, об опеке и др., внесены изменения в законодательство, регулирующее торговлю, банковское дело, наследование и многое иное. Период 1863-1890 гг., после которого царское правительство резко ограничило автономию Великого княжества, некоторые исследователи называют "золотым веком" в истории финляндского законодательства. После революции 1905 г. трудящимся Финляндии удалось добиться издания нескольких законов, частично обеспечивающих их социальные права.

В след за признанием Советским правительством государственной независимости Финляндии (декабрь 1917 г.), поражением рабочей революции (1918 г.) и провозглашением буржуазной Финляндской Республики (1919 г.) начался процесс весьма существенных преобразований финского права. Однако проведенные до настоящего времени реформы, затронувшие многие его отрасли, все же не привели ни к полной кодификации всей системы законодательства, ни к изданию кодексов, которые бы по-новому регулировали какую-либо большую отрасль права.

Среди актов действующего законодательства важнейшую роль играет Конституционный закон 1919 г. Наряду с этим и другими конституционными законами парламент издает и так называемые обычные законы, составляющие основной массив законодательства в стране. Президент вправе совместно с Государственным советом издавать декреты по вопросам экономического характера, управления государственным имуществом и организации деятельности государственных учреждений. В свою очередь Государственный совет и отдельные министры могут в пределах своей компетенции издавать распоряжения - подзаконные нормативные акты. Эти акты наряду с законами и законопроектами, вносимыми в парламент Государственным советом, подлежат опубликованию на финском и шведском языках. Обеспечению равноправия языков придается большое значение и в делопроизводстве, и в деятельности судебных учреждений.

Известную роль в качестве источника права играют судебные решения. Отчасти это связано с тем, что при отсутствии сплошной кодификации финского законодательства нередко обнаруживаются пробелы в праве. Хотя формально суды не обязаны следовать ранее принятым судебным решениям, на практике нижестоящие суды всегда учитывают позицию, занятую вышестоящими. Этому служит и регулярная публикация решений Верховного суда, и освещение в периодической юридической печати важнейших решений апелляционных судов.

Существенное влияние на развитие законодательства Финляндии оказывает начавшееся с 1870 г. сближение права северных государств, к которому страна официально присоединилась в 1919 г. (ныне Финляндия наряду с Данией, Исландией, Норвегией и Швецией участвует в соответствующем соглашении о сотрудничестве 1962 г.). Проекты законодательных актов, подготовленные комиссиями экспертов-юристов из этих стран, были использованы при издании финских законов в сфере семейного, торгового права, страхования, морского права и др. Однако финский законодатель не всегда следует общему образцу. Например, в отличие от всех других скандинавских государств здесь не был принят закон о купле-продаже.

Судебная система.

Высшим звеном в системе общих судов в Финляндии является Верховный суд, основанный в 1918 г. Он состоит из президента суда и 21 судьи. Суд рассматривает жалобы на постановления апелляционных судов по гражданским и уголовным делам в коллегиях из 5 судей. Наиболее важные вопросы обсуждаются на пленарных заседаниях. Обжалование судебных решений в Верховный суд допускается, как правило, лишь с разрешения Верховного суда, выдаваемого коллегией из 3 судей в тех случаях, когда этого требуют интересы единства судебной практики, или в целях исправления существенной судебной ошибки. Верховный суд может также давать заключения по законопроектам.

Апелляционные суды, старейший из которых был основан в г. Турку в 1623 г., действуют в 6 больших городах в разных частях страны. Они состоят из президента и постоянных (а иногда и временных) членов суда. Апелляционные суды рассматривают жалобы в коллегиях из 3 судей на постановления нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам. Наиболее важные дела по указанию президента суда рассматриваются на пленарных заседаниях. В большинстве случаев эти суды выступают в качестве последней инстанции. Они также рассматривают в качестве суда первой инстанции уголовные дела о государственной измене и о преступлениях высших должностных лиц. Процедура разбирательства дел в этих судах, кроме рассматриваемых по первой инстанции, носит письменный характер: судьи анализируют представленные документы в отсутствие (как правило) подсудимых, сторон или их представителей, которым впоследствии сообщается о вынесенном решении.

Окружные и городские суды - низовое звено судебной системы Финляндии. Они рассматривают по первой инстанции все гражданские дела и подавляющее число уголовных дел (кроме указанных выше). Эти же суды могут устанавливать опеку, регистрировать продажу недвижимого имущества и некоторые другие сделки. Окружные суды (их около 150) функционируют в сельской местности и в населенных пунктах, получивших статус города после 1959 г. Городские суды (их 10) действуют в так называемых старых городах. Окружной суд состоит из профессионального судьи и 5-7 непрофессиональных судей (асессоров). При расхождении позиций судьи и асессоров решение выносится исходя из мнения всех асессоров, если они единодушны, но если хотя бы один из них присоединится к мнению судьи-п