Критерий «знание — под деятельность» и модель открытого образования

Ильдap Маратович Ибpaгимoв, кандидат технических наук, доцент Московского государственного открытого университета (МГОУ).

Если знания, весь учебный материал, находятся в формализованном виде (в компьютерах), то все равно, в принципе, куда подать эти знания: в одну аудиторию, на компьютер человеку, находящемуся за пределами города, страны и т.д. Эти обстоятельства совершенно по-новому влияют на проведение учебной работы. Основой содержания образования становятся не логика научного познания, а профессиональные задачи. Меняется характер самого знания. Главным при отборе содержания образования становится критерий «знание — под деятельность». Знание — не впрок, а под реальные потребности и проблемы, возникающие в практической деятельности.

До 1950-х годов образование в советской педагогике рассматривалось как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для практической деятельности, а в 1960-х — уже как процесс и результат этой деятельности. Такая же содержательная трактовка этого понятия отражена в законе Российской Федерации «Об образовании». Образование определено как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государством уровня (образовательного ценза), что удостоверяется соответствующими документами.

Образование как процесс движения к заданной цели обучения характеризуется субъектно-объектными действиями преподавателей и студентов. Результат образования полиструктурен и включает в себя такие понятия, как грамотность, образованность, профессиональная компетенция, менталитет.

Классификация принципов традиционного обучения предполагает их разделение на три группы:

общие принципы — гуманизация, научность, системность, развитие;

принципы, относящиеся к содержанию обучения — соответствие целей и содержания обучения государственным образовательным стандартам, историзм, целостность, комплектность;

дидактические принципы — соответствие дидактического процесса закономерностям учения; ведущая роль теоретических знаний; единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учению; проблемность; соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении; сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя; системность и последовательность в обучении; доступность; прочность овладения содержанием обучения.

Анализ процессов в системе открытого образования показывает, что указанных выше хорошо структурированных и вполне обоснованных принципов недостаточно. Это обусловлено существенным изменением фундаментальных представлений о человеке и его развитии при различных системах образования (табл. 1).

Таблица 1. Различные системы образования

Парадигма традиционного классического образования

Парадигма открытого образования

Основная цель образования — подготовка подрастающего поколения к жизни и труду

Основная цель образования — обеспечение условий самоопределения и самореализации личности

Человек — простая система

Человек — сложная система

Знания — из прошлого («школа памяти»)

Знания — для будущего («школа мышления»)

Процесс обучения — передача обучаемому известных образцов знаний, умений и навыков

Процесс обучения — созидание обучаемыми образа мира в самом себе путем собственной активной деятельности в обществе

Обучаемый — объект педагогического воздействия

Обучающийся — субъект познавательной деятельности

Монологические субъектно-объектные отношения преподавателя и обучаемого

Диалогические субъектно-субъектные отношения преподавателя и обучающегося

«Ответная», репродуктивная деятельность обучаемого

Активная творческая деятельность обучающегося

Отечественный и зарубежный опыт осуществления открытого образования и проведенные исследования позволили сформулировать принципы, присущие системе открытого образования, расширяющие их типовой набор, характерный для традиционного обучения:

личностно-ориентированный характер образовательных программ (маркетинговый подход, учет образовательных потребностей обучающихся);

практическая направленность содержания и способов совместной деятельности (системность и целостность содержания образования и видов деятельности);

активность и самостоятельность обучающихся как основных субъектов образования;

проблемность содержания и диалогический характер взаимодействия в учебном процессе;

рефлексивность (осознанность обучающимся содержания и способов деятельности, а главное, собственных личностных изменений);

вариативность (разнообразие) образовательных программ — содержание образования должно отражать множество точек зрения на проблему, множество граней ее решения;

п ринцип поддерживающей мотивации;

модульно-блочный принцип организации содержания образовательных программ и деятельности обучающихся.

К настоящему времени все яснее проявляются контуры системы открытого образования, рассматриваемой как рациональное и органичное сочетание всех известных форм получения образования. Учебно-методическая база, образовательно-информационные технологии любого учебного заведения таковы, что они вообще не зависят от того, очная это форма обучения, заочная или дистанционная и т.д.

Если знания, весь учебный материал, все его дидактические составляющие оформлены и находятся в формализованном виде (в компьютерах), то все равно, в принципе, куда подать эти знания: то ли в одну аудиторию, то ли на компьютер человеку, находящемуся за пределами города, страны и т.д. Эти обстоятельства совершенно по-новому влияют на проведение учебной работы. Влияние информационных и телекоммуникационных технологий уже не может рассматриваться только в одних координатах — в использовании в учебном процессе. Принципиально меняется сам учебный процесс, его содержание и организация.

При максимальном использовании информационных технологий в системе дистанционного образования проявляются дополнительные принципы:

деятельности — содержание учебных материалов и организация учебного процесса должны выстраиваться вокруг основных видов деятельности обучающегося; формирования поддерживающей дружественной среды;

интерактивности — отражает особенности контактов студентов с преподавателями, а также студентов между собой;

индивидуализации — проводится оценка стартовых знаний, входной и текущий контроль;

идентификации — проводится контроль самостоятельности обучения;

регламентности обучения — обеспечивается жесткий контроль и планирование учебного процесса; обеспечения открытости и гибкости обучения.

Реализация указанных принципов приводит к качественным изменениям всех элементов педагогической системы открытого образования, которые заключаются в следующем.

Основой содержания образования становятся не логика научного познания, а профессиональные задачи. По этой причине открытое образование позволяет осуществить переход от предметного принципа построения содержания образования к созданию интегрированных учебных курсов, отражающих целостную картину профессиональной деятельности.

Меняется характер самого знания. Главным при отборе содержания образования становится критерий «знание — под деятельность».

В системе открытого образования знания начинают выступать не только в функции онтологии, но и в функции средств для решения конкретных профессиональных задач. Однако это отнюдь не означает, что в открытом образовании исч