Страстная седмица

Малков П.Ю.

В Страстную седмицу каждому из дней присваивается имя “Великого” (Великий понедельник, Великий вторник и т. д.) — по причине особой значимости тех воспоминаний, что совершаются в этот период Церковью. В течение этих шести дней — с понедельника по субботу — каждый христианин как бы проходит страстной и крестный путь вместе со Спасителем, принимает участие в Его добровольных страданиях ради того, чтобы иметь соучастие и в Его Воскресении, в победе Господа над смертью.

Так, в Великий понедельник вспоминается чудо с бесплодной смоковницей и изгнание торгующих из храма. В Великий вторник — поучения Христа в Иерусалимском храме и обличение Им иудейских начальников, жертва бедной вдовицы, речь Господа перед эллинами и иудеями, пророчества и притчи Христа о Его Втором пришествии в конце земной истории. В Великую среду — пребывание Христа в Вифании в доме Симона прокаженного, заговор иудеев против Христа и предательство Иуды. Великий четверток (четверг) — день памяти традиционной пасхальной трапезы Христа с учениками — Тайной Вечери, — во время которой Им было установлено важнейшее из церковных таинств — Таинство Евхаристии, и ныне почти ежедневно совершаемое в православных храмах: во время этого богослужения, как верят христиане, хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Спасителя; с этим днем связано и воспоминание о горестном молении Христа в Гефсиманском саду перед Его арестом. В Великий пяток (пятницу) вспоминается целый ряд последовавших затем евангельских событий: взятие Иисуса под стражу, Его допрос первосвященником Анной, суд Синедриона (Высшего суда евреев) над Христом у первосвященника Каиафы, отречение от Христа апостола Петра, вынесение Синедрионом смертного приговора Иисусу, самоубийство Иуды, встреча Христа с римским прокуратором (имперским наместником в Иудее) Понтием Пилатом, уничижение и избиение Спасителя римскими воинами, крестный путь Христа, Его распятие на Голгофском холме, смерть, снятие с Креста и погребение. В Великую субботу поминается поставление римской воинской стражи у гроба Иисуса, но главное, день Великой субботы — это уже день явного предощущения близящегося Воскресения Иисуса.

В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы в храмах совершается Литургия Преждеосвященных Даров, которая (как это всегда бывает при ее служении) соединяется с вечерней; ей предшествуют великое повечерие, утреня и часы. В эти три дня за богослужением постепенно прочитывается почти вся Псалтырь (кроме 118 псалма) и почти все четыре Евангелия (кроме окончания Евангелия от Иоанна); нужно заметить, однако, что, по существующей сегодня богослужебной практике, подобное чтение Евангелий начинается гораздо раньше — еще на предыдущих седмицах, а на Страстной такое чтение лишь завершается.

Утром в Великий четверг — в день, когда Христом было установлено Таинство Евхаристии — совершается (в соединении с вечерней) Литургия Василия Великого. Традиционно в православных храмах в этот день больше всего, по сравнению с другими днями церковного года, причастников — тех, кто принимает непосредственное участие в Таинстве, приобщаясь (причащаясь) Святых Даров.

Вместо традиционной “Херувимской песни” в этот день поется особое песнопение Великого четверга — “Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими...”. За Литургией читаются отрывки из Апостола и Евангелие, повествующие об истории установления Евхаристии (Апостол — 1 Послание апостола Павла к Коринфянам 11:23-32; Евангелие — Евангелие от Матфея 26:1-20, Евангелие от Иоанна 13:3-17, Евангелие от Матфея 26:21-39, Евангелие от Луки 22:43-45, Евангелие от Матфея 26:40-27:2).

Вечером в Великий четверг (служба эта относится в церковном календаре собственно уже к пятнице) совершается утреня с чтением так называемых “двенадцати Евангелий”, то есть двенадцати отрывков из четырех Евангелий, повествующих о событиях Христовых страстей — от Его прощальной беседы с учениками во время Тайной Вечери и до положения умершего Иисуса в гробницу-пещеру: 1) Евангелие от Иоанна 13:31-18:1; 2) Евангелие от Иоанна 18:1-28; 3) Евангелие от Матфея 26:57-75; 4) Евангелие от Иоанна 18:28-19:16; 5) Евангелие от Матфея 27:3-32; 6) Евангелие от Марка 15:16-32; 7) Евангелие от Матфея 27:33-54; 8) Евангелие от Луки 23:32-49; 9) Евангелие от Иоанна 19:25-37; 10) Евангелие от Марка 15:43-47; 11) Евангелие от Иоанна 19:38-42; 12) Евангелие от Матфея 27:62-65). Во время чтения каждого из Евангелий принято бить в колокол — число ударов соответствует номеру прочитываемого отрывка. Молящиеся стоят во время евангельских чтений с зажженными свечами.

Утром в Великий пяток Литургию по уставу совершать не положено и вместо нее служатся Царские часы. Днем в пятницу — после полудня (в современной практики около двух или трех часов) — совершается вечерня. В самом ее конце,