Проблемы Федерального казначейства

Реферат

Система органов Федерального казначейства является достаточно молодой финансовой структурой, однако темпы ее развития весьма высоки, а эффективность выполняемых операций растет с каждым годом. Одновременно постоянно расширяется перечень функций органов Федерального казначейства по учету государственных финансов, а соответственно оказываемых Федеральным казначейством государственных услуг. За рассматриваемый в данной работе период:

в 2006 году на обслуживание в Федеральное казначейство перешли все бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;

в 2007 году на Федеральное казначейство была возложена функция ведения реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, а также ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

в 2008 году Федеральное казначейство начало размещать средства федерального бюджета на банковские депозиты в кредитных учреждениях;

в 2006 – 2008 годах в связи с фактической реализацией института администрирования доходов значительно изменился учет доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и их регулирование по уровням бюджетной системы.

Органы Федерального казначейства, организованные в виде трехзвенной структуры, способствуют реализации принципов бюджетного федерализма. Через систему этих органов обеспечивается вертикальное и горизонтальное выравнивание доходов бюджетов, они имеют полный набор средств и методов для перераспределения средств между соответствующими бюджетами. Федеральное казначейство в состоянии обеспечить и претворение в жизнь принципа фактического равноправия всех элементов бюджетной системы в межбюджетных отношениях при условии выработки определенных правил и процедур. Вместе с тем необходимо отметить, что возможности казначейской системы исполнения бюджетов используются не в полной мере. В настоящее время органы Федерального казначейства должны рассматриваться, прежде всего, в качестве ведущего института, на базе которого могут быть сконцентрированы все направления управления бюджетными потоками государства. Казначейство России должно стать важнейшим элементом интегрированной системы управления государственными финансами.

В этих условиях необходимо, чтобы наряду с учетно-платежной, казначейство взяло на себя функцию государственного финансового управления. Обеспечивая комплексный подход к учету государственных финансов, эти функции должны быть полностью сосредоточены в системе органов Федерального казначейства. Они должны контролировать не только бюджетные средства, но и внебюджетные фонды, все внебюджетные средства государственных организаций и учреждений, таможенные платежи и средства целевых государственных бюджетных фондов.

Перечень основных проблем, стоящих перед Федеральным Казначейством в целом, ежегодно находит своё отражение в докладе о результатах работы в текущем году и основных задачах Федерального казначейства на следующий год.

Анализ доклада за 2008 года в части учёта и распределения доходов позволяет сделать следующие выводы. Одной из проблем, стоящей перед Федеральным казначейством являлось наличие поступлений, которые органы Федерального казначейства вынуждены относить к невыясненным. Для уменьшения объёма невыясненных поступлений на протяжении 2008 года Федеральное казначейство в целях уточнения невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, осуществляло определение предполагаемых администраторов доходов бюджетов, направляло им в установленном порядке информацию о невыясненных поступлениях. Благодаря проведенной Федеральным казначейством работе, в 2008 году по предварительным данным было уточнено 113 млрд. рублей, учтенных как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет [56]. При этом общая сумма невыясненных поступлений, зачисленных в федеральный бюджет, в 2008 году составляет 120 млрд. рублей. Кроме того, в 2008 году по предварительным данным Федеральным казначейством было возвращено плательщикам 2 млрд. рублей, отраженных как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, и не являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [56].

Ещё одной из задач Федерального казначейства в 2008 году была минимизация затрат бюджетов за счет сокращения случаев уплаты процентов при нарушении сроков возврата (возмещения) из бюджетов бюджетной системы РФ излишне уплаченных (взысканных) платежей. Для решения данной задачи Федеральное казначейство принимало непосредственное участие в разработке приказа Минфина России от 12.11.2007 № 103н «О внесении изменений в Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», одним из наиболее принципиальных положений которого стало установление порядка перечисления средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. В результате по предварительным данным Федерального казначейства в 2008 году с единых счетов бюджетов для осуществления своевременного возврата (зачета) средств Федеральным казначейством привлечено 253 млрд. рублей, в том числе с единого счета федерального бюджета – 239 млрд. рублей; с единых счетов бюджетов субъектов Российской Федерации – 9 млрд. рублей; с единых счетов местных бюджетов – 5 млрд. рублей. В связи с чем, сумма уплаты процентов при нарушении сроков возврата (возмещения) из федерального бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей за 9 месяцев 2008 года составила 1 110 тыс. рублей [56].

Следующей проблемой и, соответственно, задачей Федерального казначейства являлась организация взаимодействия Федерального казначейства с администраторами доходов бюджетов. На 01.01.2009 Федеральное казначейство осуществляло взаимодействие с 46 571 администраторами доходов бюджета. Из них, количество администраторов доходов федерального бюджета составляет – 13 654 единиц, администраторов доходов субъектов Российской Федерации – 3 987 единиц и администраторов доходов местных бюджетов – 28 930 единиц. При этом 23 300 администраторов доходов бюджета, что составляет 48, 3% от общего количества администраторов доходов бюджета, осуществляют взаимодействие с органами Федерального казначейства с использованием электронного документооборота. Из них, с органами Федерального казначейства осуществляют обмен электронными документами 6 200 администраторов доходов федерального бюджета (43, 3%), 2 600 администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации (57, 2%) и 14500 администраторов доходов местного бюджета (49, 4%) [56]. Задачей же Федерального казначейства является перевод как можно большего числа администраторов доходов бюджетов на электронный документооборот. Так как в противном случае учитывая, что учет и распределения поступлений осуществляют только Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, то обмен документами на бумажном носителе с удалёнными администраторами доходов бюджетов требует дополнительных как денежных так и временных затрат.

Основной же проблемой с которой столкнулись органы Федерального казначейства в 2009 году, стало практически полное изменения нормативно-правовых актов (приказов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства), регламентирующих работу органов Федерального казначейства. С 1 января 2009 г. вступил в силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 № 92н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

По сути, данный Порядок не претерпел больших изменений. Основные изменения приказа № 92н связаны со вступлением с 1 января 2009 г. положений Бюджетного кодекса в части открытия и ведения органами Федерального казначейства лицевых счетов администраторов доходов бюджетов. Соответственно, в связи с этим изменились отдельные положения данного Порядка.

Основными изменениями данного Порядка является установление новых форм документов.

Так, вместо платежного документа на возврат появился новый документ — Заявка на возврат. Также установлена новая форма Уведомления об уточнении вида и принадлежности поступлений. Заявка на возврат и Уведомление об уточнении вида и принадлежности утверждены приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н «О Порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов». Одной из особенностей Приказа № 8н является установление порядка заполнения утвержденных им форм документов. В частности, в приказе предусмотрен порядок заполнения как Заявки на возврат, так и Уведомления об уточнении вида и принадлежности поступления. Данные формы являются унифицированными и более удобными для работы.

Одним из новых документов является Уведомление о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов, осуществляемых налоговыми органами, которые находятся на территориях различных субъектов Российской Федерации. Данный документ предназначен исключительно для налоговых органов для проведения операций по зачету налогов и сборов по видам налогов и сборов, осуществляемых налоговыми органами, находящимися на территориях различных субъектов Российской Федерации. То есть если налогоплательщик стоит на учете в одном субъекте Российской Федерации и имеет переплату по налогу или сбору, но кроме того, он еще стоит по другим основаниям в других субъектах Российской Федерации (например, там находится его филиал) и по тому же виду налога или сбора образовалась недоимка, то по разъяснению Минфина России данный налогоплательщик имеет право обратиться в налоговый орган для проведения зачета. Операции зачета (уточнения) всегда являлись для органов Федерального казначейства внебанковскими операциями. Если говорить об операции по межрегиональному зачету, то для ее осуществления необходимо перечисление денежных средств между органами Федерального казначейства, что является для них банковской операцией. В частности, для проведения операции межрегионального зачета налоговые органы оформляют уведомление о межрегиональном зачете и направляют его в Управление ФНС России, которое в установленном порядке представит его в орган Федерального казначейства, со счета которого будут перечисляться средства. Орган Федерального казначейства на основании данного уведомления оформляет платежный документ и направляет его в банк. То есть фактически на основании данного уведомления орган Федерального казначейства перечисляет средства с одного счета Федерального казначейства на другой по месту зачисления данного платежа. В дальнейшем процедура абсолютно такая же, как по зачислению поступающих от налогоплательщиков налогов и сборов. В данном случае при обработке такой операции особых изменений нет, кроме введения нового документа и такого понятия, как межрегиональный зачет.

Кроме этого, произошли также изменения в обработке поступлений. В частности, дополнены основания, по которым платежи относят на невыясненные поступления. Это: отсутствие полномочий по администрированию (отсутствуют закрепленные в установленном порядке источники доходов) и не открыт лицевой счет, предназначенный для учета операций по администрированию доходов бюджета (источников финансирования дефицита бюджета).

Если администратор доходов бюджета своевременно не представил в орган Федерального казначейства по месту своего обслуживания документы для открытия лицевого счета администратора доходов бюджета, то администрируемые им поступления будут отнесены к невыясненным поступлениям соответствующего бюджета.

Еще одним нововведением является то, что в соответствии со ст. 40 и 41 БК РФ субсидии и субвенции являют