Ребенок познаёт мир. будьте внимательнее к его интересам

А. Темнов,, спасатель 2-го класса, г. Москва

По профессии я спасатель, и как вы понимаете, мне с моими коллегами приходится выезжать на разные чрезвычайные ситуации. Это и пожары, и дорожно-транспортные происшествия, и последствия различных взрывов, обрушений, аварий... В результате такого рода бедствий пострадавшими становились не только взрослые, но и очень часто дети. Впрочем, и источниками многих бед бывали и те и другие. Иногда происшествия с детьми заканчивались благополучно, но это только потому, что вовремя были вызваны спасатели, не давшие «мелкому инциденту» перерасти в несчастный случай или во что-то похуже. Хотелось бы обратить на такие случаи внимание взрослых, которые сами иногда ведут себя не менее наивно, чем их малые дети.

Пожалуй, наиболее распространенный вид инцидентов, происходящих с участием или по вине детей (хотя детей ли?) - это так называемые «детские двери». Суть происшествия, казалось бы, столь проста, что ее давно уже должны были усвоить все взрослые. Ан нет, не проходит буквально и дня, чтобы оно не повторилось: чтобы нам не позвонили плачущие родители с сообщением о том, что их маленькие чада по своему неразумению заперли входную дверь изнутри. Возраст детей, закрывающих двери квартиры перед носом своих близких редко превышает 1-3 года. Что может наделать малыш такого возраста, будучи один дома, трудно даже придумать! Понятно беспокойство родителей и спасателей.

Происходит все, как правило, по одному сценарию. Мама или папа вышли «на минутку» на лестничную клетку: выкинуть мусор, покурить, к соседям за солью — вариантов тьма. Малыш, побежавший было вслед или ожидающий родителей у дверей, обнаруживает в поле своего зрения дверную щеколду, и за неимением в данный момент другого занятия умело своими маленькими пальчиками ее задвигает. Он делает это неосознанно, поэтому, когда потом из-за закрытых дверей родители пытаются объяснить ему, что нужно эту «штучку» передвинуть обратно, малыш их просто не понимает - в силу своего возраста. А тут еще начинает накаляться психологическая обстановка, заставляющая делать все не то и не так.

Когда перепуганные родители несчастного ребенка звонят нам, мы советуем до нашего приезда постоянно поддерживать спокойный и доброжелательный разговор с малышом. Иначе ребенок, поняв, что остался один, начинает плакать, а это лишь усугубляет ситуацию. Голос папы или мамы, родной и добрый, самое лучшее успокоительное средство. Слыша его, кроха поймет, что дорогие ему люди рядом и тревожиться будет меньше. И, может быть, даже подвинет щеколду, куда нужно. Или, по крайней мере, дождется решения этой проблемы нами.

А мы после освобождения «узника» рекомендуем незадачливым родителям снять с двери всякого рода щеколды и засовы равно как и разные автоматические «защелки», пользоваться запирающими устройствами, исключающими возможность «детских дверей».

Ребенок «устроен» так, что ему хочется узнать как можно больше. Маленькому человеку, который только начинает познавать мир (это как раз возраст от одного года до трех лет), интересно абсолютно все, и этот свой интерес он старается реализовать. Он стремится прикоснуться своими руками и умом ко всему, что его окружает, и предметом такого интереса может стать то, что в итоге нередко порождает трагедии: спички, острые предметы, горячие кастрюли, лекарства, химикаты, газовые краны - перечень достаточно большой. Родители могут и не подозревать, что их чадо проявляет интерес к какому-то предмету (как правило, в его руках опасному), хотя ребенок на него уже давно «положил глаз». Как только он понимает, что выпал из поля зрения взрослых, тут же старается осуществить задуманное. Хорошо, если малыш будет вовремя остановлен или его «эксперимент» с новым предметом не зайдет слишком далеко. Однако это не значит, что так будет и в последующем, опасные «познавательные действия» наверняка продолжатся, тем более что телеэкран всегда «научит», как использовать тот или иной предмет поэкстремальнее.

Возьмем, к примеру, милицейские наручники. Можно только удивляться, как они попадают в детские руки. Хотя в наше лихое время люди находят «игрушки» и покруче. Завладев ими, дети начинают разыгрывать киношные боевики - приковывают наручниками себя или друзей к батареям отопления, лестницам, в местах, где «не ступает нога человека» . А потом узник не может освободиться, оказывается забытым товарищами, и игра начинает перерастать в реальный триллер. В нашей практике был не один случай спасения детей от «оков», надетых не по злому умыслу, а «ради интереса».

Еще более часто дети ухитряются надевать (на пальцы, руки, ноги, головы) различные, казалось бы, ненадеваемые кольца, шайбы, б