Сестричка из Калькутты

Наталья НАВРОЦКАЯ

Вскоре мир будет отмечать 100-летие со дня рождения родоначальницы Ордена милосердия - матери Терезы

Эту женщину знают во всем мире. Достаточно увидеть ее лицо, белое сари с голубой каймой, и все понимают - это мать Тереза. Всю свою жизнь она посвятила униженным и оскорбленным, проповедуя любовь не словами, но примером всей своей жизни.

УЧИЛАСЬ ЦЕНИТЬ МОЛИТВУ И ТРУД

Мать Тереза родилась 16 августа 1910 г. в Скопье (Югославия), в состоятельной семье албанских католиков. При крещении она получила имя Гонжа-Агнес. Ее родители были глубоко верующими людьми.

Гонжа была лучшей ученицей в классе - всегда радостная, приветливая, готовая оказать помощь другим. Она принимала активное участие в жизни прихода, пела в хоре, играла на гитаре, писала стихи, приходская община была для нее второй семьей. Девушка даже думала о том, чтобы посвятить себя музыке или литературной деятельности, поскольку была талантлива, ее работы печатались даже в местной газете.

Трагическим переживанием для семьи стала внезапная смерть отца в 1919 г. Первые годы после его кончины были для семьи очень тяжелыми, но мать, женщина с сильной верой, умела преодолевать трудности. «Мама учила нас молиться и помогать людям, которым трудно. Даже после смерти отца мы были счастливой семьей. Мы учились ценить молитву и труд, - вспоминала мать Тереза. - Многие бедняки в Скопье и его окрестностях знали наш дом. Никто никогда не уходил от нас с пустыми руками. Каждый день кто-то с нами обедал, это были бедняки, люди, у которых не было ничего».

Мать Тереза всегда с волнением вспоминала тот момент, когда она впервые ощутила призвание к монашеской жизни: «Мне было 12 лет, когда в моей душе родилось горячее желание всецело принадлежать Богу. Я ощутила, что Господь призывает меня к тому, чтобы я стала монахиней и посвятила всю свою жизнь Ему. Но тогда я старалась отбросить от себя эти мысли, так как не хотела становиться монахиней. И лишь гораздо позже, когда мне исполнилось 18 лет, я ответила на призыв... »

ВЫБОР ПУТИ

В выборе профессии на нее повлияли контакты с организацией, помогающей бедным в различных странах. Однажды, услышав, как священник ее прихода читает письма от миссионеров из Индии, Агнес заинтересовалась деятельностью бенгальской миссии. В интервью английскому писателю Малькольму Маггериджу она вспоминала, что после благочестивых размышлений и молитв решилась «отправиться и поведать о жизни Христа людям».

Окончив среднюю школу в Скопье, Агнес вступила в ирландский Орден сестер Лорето, имевший миссию в Индии. Год она провела в Дублинском аббатстве, изучая английский язык, а 6 января 1929 г. отплыла в Калькутту. По окончании срока послушничества стала преподавать историю и географию в школе святой Марии, за это время она успела выучить хинди и бенгальский язык. Агнес избрала себе монашеское имя Тереза в честь французской монахини XIX в. Терезы де Лизье, которая стремилась делать добро, с радостью выполняя самую неприятную работу. 6 лет спустя она приняла постриг под именем матери Терезы.

Монастырь Лорето позволял вести уединенный образ жизни, однако находился он вблизи калькуттских трущоб. Во время поездки в приют Дарджилинга в 1946 г. Тереза ощутила «призыв», смысл которого ей был ясен, как она вспоминала позже: «Я должна была покинуть монастырь и жить среди бедных, помогая им». Через 2 года, получив от архиепископа Калькуттского разрешение работать за пределами монастыря, она стала носить белое сари с голубой каймой и распятием, приколотым на плече. В это же время получила индийское гражданство.

После интенсивного трехмесячного обучения на курсах американских медицинских сестер Тереза открыла школу в трущобах Моти Джила. В 1950 г. она получила разрешение Ватикана на создание Ордена милосердия. К трем обычным монашеским обетам она добавила четвертый - «всеми силами служить беднейшим».

Встревоженная чудовищными условиями жизни в трущобах, Тереза стала помогать старикам, больным и сиротам. Для брошенных на улице стариков ею в 1954 г. был основан Дом умирающих. К этому времени число ее добровольных помощников дошло до 26. Только самые преданные могли выдержать строгий режим конгрегации: обязательную ежедневную молитву в 4 часа утра, отсутствие имущества, кроме одной смены одежды, рацион беднейшего населе