Леопард-2
Как известно, ФРГ является активной участницей блока НАТО. Командование бундесвера наряду с проведением различных мероприятий в плане наращивания боевой мощи вооруженных сил большое внимание уделяет оснащению их новыми, более эффективными образцами оружия и боевой техники.
В зарубежной печати подчеркивается, что Западная Германия в настоящее время занимает одно из ведущих мест среди капиталистических государств в области разработки и производства современного вооружения. Ее промышленность почти полностью удовлетворяет потребности бундесвера в основных видах оружия и боевой техники, в том числе бронетанковой.
После создания в середине 50-х годов бундесвера его сухопутные войска оснащались главным образом американскими образцами бронетанковой техники, прежде всего танками М47 и М48. Первые в последующем были заменены западногерманскими танками "Леопард-1", а вторые после модернизации (установлены 105-мм нарезная пушка и дизельный двигатель) были переданы территориальным войскам (650 единиц).
До недавнего времени основу танкового парка сухопутных войск ФРГ составляли танки "Леопард-1" различных модификаций. Всего их насчитывается более 2430 единиц. Затем их дополнили 1800 новых танков "Леопард-2", поставки которых были завершены в середине 1987 года.
О
танке "Леопард-2" написано немало. В материалах, опубликованных в
зарубежной печати, даются высокие оценки боевых характеристик этой машины,
которая стала поступать в войска с
В
ходе производства и эксплуатации осуществлялась неоднократная модернизация
танка "Леопард-2" по улучшению характеристик вооружения и защиты.
Вместе с тем, классическая компоновочная схема этой машины практически
исчерпала свои возможности и не позволяет с помощью дальнейшей модернизации
резко повысить боевые характеристики и особенно защиты. Известно, что основная
защита подобных бронеобъектов сосредоточена во фронтальной части башни и
корпуса (в угле ±30 от центральной оси танка). Но эти фронтальные фрагменты
защиты позволяют бороться только с такими классическими противотанковыми
средствами, как бронебойные подкалиберные снаряды (БПС), ПТУР и другими
боеприпасами, имеющими настильную траекторию. Также известно, что крыша, борт,
днище танка "Леопард-2" имеют толщину броневых листов равную 20...
В
В ФРГ также рассматривались возможности глубокой модернизации состоявших на вооружении бундесвера танков М48A2С или германских "Леопард-1". На модернизации можно было сэкономить значительные средства, но оценка проекта показала, что доработанные машины не смогут эффективно бороться с новыми танками советской конструкции.
Проектирование
танка Kampfpanzer-2, он же "Кейлер", он же "Леопард-2",
началось в
В
процессе разработке нового танка все его основные узлы проходили жесткие
испытания на стендах, ходовых макетах и в климатических камерах. Параллельно
рассматривались два варианта: "Леопард-2К" с пушечным вооружением и
"Леопард-2РК" с противотанковым ракетным. В
Заключительный
этап испытаний прототипов нового танка проводился в феврале — мае
В
течение первых пяти недель испытаний четыре танка "Леопард" наездили
примерно
Заключительный
этап испытаний проводился с 21 апреля по 20 мая на полигоне Юма, штат Аризона.
Ходовая часть танка в условиях жары уже была достаточно испытана в учебном
центре "41" бундесвера, расположенном в Трире, поэтому основной упор
теперь делался на проверку функционирования орудий и системы управления огнем.
Четыре танка в ходе этих испытаний прошли
Танк спроектирован по классической схеме: отделение управление спереди, боевое отделение в средней части и МТО — в кормовой. В отделении управления размещается водитель, основная часть боекомплекта и фильтро-вентиляционная установка. Рабочее место водителя смещено к правому борту; сиденье водителя регулируется по высоте и может устанавливаться в два положения: по боевому — при закрытым люке и по походному — с открытым люком. Для наблюдения за местностью перед люком установлены три перископических смотровых прибора.
Главное
внимание при разработке танка уделялось огневой мощи, поэтому неслучайно, что
вопрос о калибре орудия стал наиболее болезненным. Параллельно отрабатывались
танки со 105-мм нарезной пушкой (ими были вооружены десять опытных машин) и со
120-мм гладкоствольной (семь танков). "Леопард-2" стал первым
западным танком, оснащенным
Гладкоствольные
пушки имеют более высокое давление в канале ствола, вследствие чего способны
разогнать снаряд на более коротком участке. Иначе говоря, возможно уменьшить
длину ствола. Так пушка Rh-120 короче английской нарезной
Установка
более тяжелого, чем 105-мм пушка L7, 120-мм орудия фирмы Рейнметалл потребовало
значительно усилить противооткатные устройства. Приводы наведения пушки и
поворота башни — гидравлические; в аварийном режиме прицеливание орудия также
осуществляется с помощью гидроприводов, для чего у наводчика установлены две
ручные помпы. Пушка стабилизирована в двух плоскостях. Система стабилизации
разработана американской фирмой Кадиллак для танка МВТ 70. но перед установкой
на "Леопард" ее значительно модернизировали специалисты германских
фирм АЭГ-Телефункен и Фейнмашинише Верке Майнц. В середине 70-х система
стабилизации орудия танка "Леопард-2К" считалась лучшей в мире. С
пушкой спарен пулемет MG3 калибра
Основным
прицелом наводчика является EMES-12, разработанный фирмой Цейсс. В прицел
интегрированы лазерный и стереоскопический дальномеры. Бинокулярный
стереоскопический дальномер имеет базу 1,
Для наблюдения в темное время суток используются активные ИК приборы ночного видения и наблюдательные устройства с электронно-оптическими усилителями. В отличие от танка "Леопард -1", ИК прожектор "Леопарда-2К" установлен стационарно и прикрыт башенной броней. Использование активных приборов ночного видения предусматривалось только в случае невозможности работы приборов с электронно-оптическими усилителями, поскольку излучение ИК-прожектора сильно демаскирует танк.
На прототипах испытывались две различных системы управления огнем — фирм Цeйсс/Элтро и АЭГ-Тслефунксн. Обе системы построены вокруг ЭВМ FLER-H фирмы АЭГ Телефункен. Системы управления огнем вырабатывают данные для стрельбы (углы вертикального и горизонтального наведения пушки) с учетом атмосферных условий, типа боеприпаса, пространственного положения танка, расстояния до цели. Для прицеливания наводчику необходимо только выбрать мишень и наложить на нее маркер. Обнаружить замаскированные цели помогает специальный датчик, реагирующий на их тепловое излучение.
Немецкие конструкторы в течение долгого времени придерживались взгляда, что лучшей защитой танка является его высокая подвижность. В русле данной концепции для установки на танк МВТ 70 был спроектирован мощный двигатель, который без изменении установили на "Леопард 2К". Моторно силовая установка объединена в единый конструкционный блок; в полевых условиях его можно заменить за 15 минут. Двигатель в МТО расположен вдоль корпуса танка, а между МТО и боевым отделением установлена огнеупорная перегородка.
"Сердцем"
блока является многотопливный V образный 12 цилиндровый четырехтактный
дизельный двигатель MB 873 мощностью
На двигателе смонтированы два турбокомпрессора и два интеркулера, включенные в общую систему охлаждения. Воздух для питания двигателя поступает через два воздухозаборника, расположенные на крыше МТО и прикрытые сверху кормовой нишей башни, в два воздухоочистителя, закрепленные с двух сторон на двигателе и соединенные короткими патрубками с турбокомпрессорами. Воздухоочистители — двухступенчатые. В качестве первой ступени используется циклон, а в качестве второй — сменные кассеты с фильтрующими элементами. Пыль, отфильтрованная на первой ступени удаляется электровентиляторами.
Над
картером трансмиссии расположены два кольцевых радиатора системы охлаждения, в
центре которых установлены центробежные вентиляторы с приводом от трансмиссии
через гидромуфту. Гидромуфта позволяет осуществлять бесступенчатое
регулирование скорости вращения вентиляторов в зависимости от температуры
охлаждающей жидкости. Мощность, затрачиваемая на привод вентиляторов, достигает
При преодолении глубоких водных преград охлаждение двигателя осуществляется забортной водой, поступающей в радиаторы, вентиляторы при этом отключаются. Встроенная система клапанов, при этом, обеспечивает перекрытие отверстий воздухозаборников. Воздух в МТО поступает или через люк командира, или через телескопическую трубу-лаз.
Трансмиссия HSWL-354/3 фирмы Ренк гидромеханическая с блокируемым комплексным гидротрансформатором, 4- ступенчатой планетарной коробкой передач и дифференциальным двухпоточным механизмом поворота с гидрообъемной передачей. Гидротрансформатор выключается с помощью блокировочного фрикциона.
Коробка
передач состоит из трех планетарных рядов с дисковыми тормозами,
обеспечивающими включение 1, 11 и III передач, и блокировочного фрикциона для
включения IV передачи. Реверс включается с помощью фрикционных элементов; он
дает возможность быстрого переключения с переднего на задний ход в момент когда
танк еще продолжает двигаться вперед (со скоростью не более
В трансмиссии установлена автоматическая гидродинамическая муфта, выполняющая следующие функции:
- увеличение крутящего момента гидромотора с возрастанием нагрузки при малых радиусах поворота;
- торможение танка в сочетании с двумя механическими остановочными тормозами.
Муфта включается и работает как гидрозамедлитель до 15 град. хода педали тормоза; в остальном диапазоне когда она работает совместно с остановочными тормозами. В результате обеспечивается уменьшение износа металлокерамических дисков тормозов и высокое замедление танка при торможении — до 5, 5 м/с2. Бортовой редуктор — планетарный, передаточное число — 4,67.
Электрооборудование
включает бесконтактный синхронный генератор переменного тока и шесть
аккумуляторных батарей. Мощность генератора 20 кВт, масса —
Топливные
баки общей емкостью
Ходовая
часть танка выполнена по семиопорной схеме с задним расположением ведущих
колес. Индивидуальная торсионная подвеска была выбрана специалистами фирмы
Порше после длительного анализа различных вариантов, которые могли бы
обеспечить хорошую подвижность; решающим фактором в пользу торсионов стали
финансовые ограничения. Гидропневматическая подвеска сулила лучшие
характеристики, но ее отработка требовала значительных капиталовложений, тем не
менее два прототипа имели такую подвеску по типу подвески танка МВТ-70.
Основное же внимание было сосредоточено на торсионной подвеске. Моноторсионы
диаметром
Опорные катки двускатные с резиновыми шинами и съемными дисками из алюмини