Период Речи Посполитой.
Введение
Согласно
Люблинской унии (военно-политический союз)
Шляхетская Речь Посполитая почти непрерывно
вела тяжелые войны с 1648 по
ГЛАВА 1. РОЛЬ ШКОЛ В ОБРАЗОВАНИИ
1.1. КАТОЛИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
Новый
период государственности связан не только со значительными переменами в
социально-политической сфере, но и изменением мировоззрения. Образование и
педагогическая мысль активно развивались во всех направлениях христианства, которые
были достаточно широко представлены в это время в Беларуси: православие, католицизм,
униатство, протестантство. Наиболее бурно развивались католические школы. Они
были представлены иезуитскими коллегиумами, базилианскими, доминиканскими, школами
каноников, кармелитов, бернардинцев, сесионеров, пиаров и других католических
орденов. Это были добротные здания, хорошо оборудованные помещения, в которых
работали высококвалифицированные педагогические кадры. Виленский иезуитский
коллегиум, открытый в
С целью привлечения к католичеству молодежи обучение в этих учебных заведениях велось не только на латинском, польском, но и на белорусском языке (Несвиж, Орша, Берестье, Городня, Бобруйск, Могилев, Слоним, Витебск, Пинск, Мстиславль и др.). В некоторых из них преподавался также французский и немецкий языки. Одновременно учащиеся получали исторические, географические, математические и природоведческие знания. Со второй половины 16 в. Стали появляться арианские школы: в Клецке, Любче, Лоске, Несвиже, Новогрудке и др. Школа в Ивье называлась академией, в 1585-1593 гг. ее ректором был Ян Намысловский.
Женские монашеские ордены активно начали действовать со 2 половины 17 в. – бернардинки, бенедиктинки, бригитки, доминиканки, кармелитки, сестры-визитки и сакраментки. Последние два ордена осуществляли светско ориентированное образование во французском стиле.
1.2. ПРОТЕСТАНТСКИЕ ШКОЛЫ
Протестантские
школы были представлены кальвинистскими, лютерантскими и социниантскими
учебными заведениями по имени основателей протестантских течений: француза Ж.
Кальвина (1509-1564), немца М. Лютера (1483-1546), итальянского и польского
теолога Ф. Социна, идеолога антитринитаризма. Протестантские проповедники
начали вести свою деятельность в Беларуси с
Кальвинизм
получил наиболее широкое распространение на восточных землях Беларуси. В связи
с тем, что этой религии стали придерживаться такие богатые князья и магнаты, как
Радзивиллы, Сапеги, Глебовичи, Ходкевичи, Валовичи, Кишки, то у протестантского
духовенства было достаточно средств для открытия школ практически в каждом
городе и крупном местечке. Первой школой подобного рода является Виленская, основанная
в середине 16 в.. В начале следующего столетия, когда в Беларуси широко
развернулась контрреформация, количество протестантских школ сокращается, тем не
менее в
Для православных феодальная эксплуатация усугублялась национальным и религиозным гнетом. Речь Посполитая вела жестокие войны с Московией. В связи с этим православные жители белорусских земель, духовно подчинявшиеся московскому митрополиту, считались государственными изменниками. А те, кто отрекся от православия и стали католиками, казались предателями в глазах православных. Взаимные претензии приводили к столкновениям. Власти Польши хотели, чтобы православные, сохранив свои обряды, подчинялись не московскому митрополиту, а папе римскому. Одни согласились, другие отказались. Часть белорусских магнатских и шляхетских родов пришла в католичество непосредственно из язычества еще во времена первых миссий в 11-12 вв. За два крещения (1252, 1387) значительная часть знати повернулась к католицизму. Усиление его притягательности было связано с опустением торгового пути «из варяг в греки», падением Константинополя, переориентацией политики на более тесные связи и отношения с западными странами.
1.3. ПРАВОСЛАВНЫЕ ШКОЛЫ
Борьбу против окаталичивания и ополячивания местного населения вели братства, которые создавались при православных церквях и назывались по их имени. Братства имели свой устав, состояли из ремесленников, мелкого купечества, крестьян, мещан, интеллигенции. Все вопросы решались на собраниях коллегиально, большинством голосов (хотя руководящую роль играли зажиточные братчики), избираемое руководство отчитывалось перед собранием. При братствах создавались православные школы.
Польские
короли вынуждены были считаться с авторитетом братств, удовлетворять их
требования о выдаче грамот на устройство школ, превращение некоторых монастырей
в училища. История братских школ началась в
В
В школу принимали только мальчиков. Учащиеся не имели выходных дней: по субботам повторяли выученное за неделю, по воскресеньям проводились беседы о праздниках и правилах поведения, выступления школьных музыкантов, хора и пиитов. Посещение учащихся проверялось, за пропуски наказывали вплоть до исключения, хотя физические меры воздействия использовали крайне редко. К подбору учителей подходили весьма тщательно, требовали, чтобы учитель был «благочестив, рассудителен, смиренномудр, кроток, воздержлив, не пьяница, не лихоимец, не гневлив, не завистлив, не чародей, не басносказатель, не пособник ересей, чтобы к детям относился строго, но с любовью». От него требовалось также, чтобы он учил детей одинаково, как «сыновей богатых, так и сирот убогих (сироты содержались на полном иждивении братства), и тех, кто ходит по улицам и просит на пропитание», «учить их, сколько кто по силам научиться может, только не старательнее об одних, нежели о других». В учениках ценились в первую очередь живой ум, любознательность, твердые знания. Соответственно успеваемости занимали они места в аудитории – «который больше умеет, сидети будет выше».
Школы были двух типов: повышенные и элементарные. В первых углубленно изучались семь свободных искусств. Преподавание в основном велось на славянском языке. Обучение носило активный характер. Так, например, при изучении греческого один из учеников задавал вопросы другому на этом языке, а тот отвечал по-славянски, если же вопрос ставился на славянском, то отвечать можно было «простою моваю», т.е. на живом белорусском языке. В братских школах Беларуси и Украины впервые применили классно-урочную систему, опыт которых был позднее обобщен Яном Коменским и стал мировым достоянием.
1.4. УНИАТСКИЕ ШКОЛЫ
Униатские школы были представлены учебными заведениями, называемыми новициантами. Расширением и укреплением униатской идеологии занимался орден базалиан. Первые базилианские школы появились в 1637 году в Борунах, Жировичах, Красноборье, Минске, Новогрудке, Чери и др. В начале 19 в. в 13 базилианских школах училось около 4400 учащихся.
При
многих школах открывались театры. Так, театр при Виленском иезуитском
коллегиуме существовал более 100 лет, с 1671 по
В
Беларуси в период Речи Посполитой был весьма широкий выбор образовательных форм
и средств. По всей видимости, мнения некоторых историков о тяжелом религиозном
гнете явно преувеличены. Об отсутствии религиозного фанатизма, о равенстве в
правах людей, принадлежащих к разным конфессиям, говорят памятники архитектуры
– нередко церковь, костел, молебный дом, синагога, мечеть в белорусских городах
строились поблизости, порой на одной площади. Но самый интересный, веский и
бесспорный факт – это то, что выбор школы часто определяется только уровнем
образования, который она давала, а не конфессиональной принадлежностью, т.е.
православные могли учиться в католических учебных заведениях, католики в
протестантских и т.д. Об этом свидетельствуют биографии многих деятелей
просвещения того времени. Проповедником толерантных межконфессиональных
отношений был Николай Лянчицкий (1574-1653), создатель произведений морально-религиозного
характера. В
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ
2.1. СИМОН БУДНЫЙ (1530 – 1593)
Среди писателей и культурных деятелей прошлого, внесших большой вклад в национальное наследие, одно из первых мест принадлежит Симону Будному (1530-1593), крупнейшему деятелю реформационного движения во второй половине 16 в., первопечатнику, поэту, гуманисту, просветителю и основоположнику рационалистической критики христианства.
Высшее
образование Будный получил в Краковском университет, а затем, возможно, учился
в протестантском университете в Базеле, по возвращении на родину служил
учителем в Вильно, проповедником в Клецке. В
Известно, что многие церковные книги кроме непосредственно религиозно-культового применения, использовались как буквари