Вход    
Логин 
Пароль 
Регистрация  
 
Блоги   
Демотиваторы 
Картинки, приколы 
Книги   
Проза и поэзия 
Старинные 
Приключения 
Фантастика 
История 
Детективы 
Культура 
Научные 
Анекдоты   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Персонажи
Новые русские
Студенты
Компьютерные
Вовочка, про школу
Семейные
Армия, милиция, ГАИ
Остальные
Истории   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Авто
Армия
Врачи и больные
Дети
Женщины
Животные
Национальности
Отношения
Притчи
Работа
Разное
Семья
Студенты
Стихи   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Иронические
Непристойные
Афоризмы   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рефераты   
Безопасность жизнедеятельности 
Биографии 
Биология и химия 
География 
Иностранный язык 
Информатика и программирование 
История 
История техники 
Краткое содержание произведений 
Культура и искусство 
Литература  
Математика 
Медицина и здоровье 
Менеджмент и маркетинг 
Москвоведение 
Музыка 
Наука и техника 
Новейшая история 
Промышленность 
Психология и педагогика 
Реклама 
Религия и мифология 
Сексология 
СМИ 
Физкультура и спорт 
Философия 
Экология 
Экономика 
Юриспруденция 
Языкознание 
Другое 
Новости   
Новости культуры 
 
Рассылка   
e-mail 
Рассылка 'Лучшие анекдоты и афоризмы от IPages'
Главная Поиск Форум

Scifi линки - - Фэнзин "Бойцовый кот". 1989 г.

Фантастика >> Клуб любителя фантастики >> Scifi линки
Хороший Средний Плохой    Скачать в архиве Скачать 
Читать целиком
Военно-фантастический ежегодник "Бойцовый кот". 1989

-----------------------------------------------

Военно-фантастический ежегодник.

Fantasy & science fiction defence annual

-----------------------------------------------



    "...Бойцовый кот есть самостоятельная боевая единица сама в себе, способная справиться с любой мыслимой и немыслимой неожиданностью..."

     А.Н.Стругацкий, Б.Н.Стругацкий,

     "Парень из преисподней"


    "...Я не видел толпы страшней, чем толпа цвета хаки..."

     Вячеслав Бутусов, "Шар цвета хаки"


     издается с февраля 1989 года.


     СМВ SAMIZDAT PRESENTS


     в составе редколлегии:
Алиса Стэн военный консультант, капитан ВДВ

в отставке, художница.

Отец Кабани технико-этический обозреватель,

изобретатель мясокрутки.

Вася Долгопол эксперт-криминалист из города

Кимерсвиль на реке Итиль.

Дарт Вейдор генеральный консультант по адми-

нистративным системам.

-----------------------------------------------

-1-

-----------------------------------------------

КОТИНЫИ МЕМОРАНДУМ.

-----------------------------------------------

"Бойцовый кот", как и всякий уважающий себя

кот, ходит сам по себе и занимает совершенно

отдельную экологическую нишу. Действительно, ни

один известный фэнзин или журнал не занимаются

исследованием и систематизацией техники и воо-

ружения, описываемых в фантастических произве-

дениях. Так что "...Кот" может в гордом одино-

честве точить свои когти о ствол мощного древа

фантастики.

Вашему вниманию будут предложены несколько

постоянных разделов и рубрик:

- "Обо всем и ни о чем" - статьи на любую те-

му, не выходящую за рамки основного направления

"...Кота" - военная и мирная техника, оружие,

административные системы и организации.

- "Великое закрытие" - размышления над прочи-

танным и закрытым сборником. В "...Коте" за 89"

год оценивается новая НФ-тетрадь "Аэлита-88".

- "Каталог для профессионала" - описания и

краткие сведения о применении фантастического

оружия. Включает подраздел-энциклопедию "От

атомного до ядерного".

- "Полигон для котят" - произведения начинаю-

щих фантастов, уделяющих внимание проблемам те-

хники и вооружения. "Полигон..." всегда открыт

для вас, принимаются, не рецензируются и конеч-

но, не возвращаются (а в большинстве случаев и

не печатаются) рукописи объемом до пяти стра-

ниц, отпечатанных на машинке, а также отрывки

из больших произведений, не превышающие данного

объема.

- "Грызня по-фэнски" - для тех, кто воспитан

на традициях "Оверсана" и ему подобных фэнзи-

нов. Здесь вы найдете любезные вышему сердцу

отголоски баталий между "Молодой Гвардией" и

-2-

нашим фэндомом.

- "Короткой очередью" - сообщения и материалы,

полученные в процессе верстки номера и не на-

шедшие своего места в уже укомплектованных раз-

делах.

Кроме обложки, в "...Коте" будут фотовклад-

ки, иллюстрирующие помещенные материалы или не-

сущие самостоятельную смысловую нагрузку (на-

пример, вкладыши для значков).

Ваши мнения, предложения, запросы на высылку

номера и материалы (под соответствующими псев-

донимами) присылайте на адреса подставных лиц,

указанные в конце ежегодника. И не вздумайте

присылать что-нибудь ругательное! У "Бойцового

Кота" острые зубы и длинные когти! "Не советую,

съедят!!!" - говоря словами нашего уважаемого

коллеги, кота Василия.

-----------------------------------------------

------------ ОБО ВСЕМ И НИ О ЧЕМ --------------

-----------------------------------------------



     Звездные войны и земной расчет.


     О миллионах, затраченных на съемки - не го- ворю, буде этим фактом советскому зрителю, не видавшему или видавшему из-под кооперативной полы фильм, ставший синонимом злокозненных иде- ологических поползновений, уже просверлили все его мировоззрение. Не говорю и о прибылях в со- тни миллионов, и сохраняющейся с 1976 года це- не, повергающей отечественный кинопрокат в со- стояние перманентной комы.

    В данном исследовании, проведенном с точки зрения "...Кота", рассматриваются не слабости сюжета и не прелести комбинированных съемок, а весьма узкая проблема - тактические приемы ис- пользования и технические характеристики фанта- стической боевой техники, а так же один инте-


     -3- ресный факт, касающийся изображения таковой на экране.

    По весьма непроверенным разведданным, Джордж Лукас, прежде чем приступить к фильму, затребо- вал из архива все наличествующие киноматериалы по второй мировой войне, "склеил" в единое ко- льцо продолжительностью 18 часов, и смотрел их до "кровавых мальчиков в глазах". Плоды этого весь мир пожинает до сих пор, собирая с белых полей киноэкранов не только хрустящие банкноты, но и мириады огненных вспышек, неисчислимые отблески лучевых залпов, звон световых мечей и зарева сгорающих планет. Все это эффектно. Все это помпезно, как станция метро"Комсомольская". Но все же не мешает вглядется в этот лязг и гром повнимательней, чтобы найти следы тех са- мых 18 часов кинохроники.

    А следы эти проглядывают повсеместно, как будто в роскошных, развесистых кустах комбини- рованных съемок закрепился целый полк из царей Мидасов, ослиные уши которых шевелит свежий ве- терок.

    Начнем с кораблей. Нет, про конструкцию ма- лых машин - вплоть до "Тысячелетнего Сокола" Хана Соло, сказать нечего. Но при дальнейшем увеличении размеров несуразности растут в гео- метрической прогрессии. Крейсер Империи, этот изящный треугольник, сверкающий в черноте кос- моса, как наконечник стрелы, в боевом отношении скорее напоминает авианосец с подвесным мото- ром, построенный из дерева, покрашенный в оран- жевый цвет и вооруженный револьвером системы "Наган" на лафете осадной мортиры.

    Почему такие яркие сравнения? А вот почему: Начнем с соотнесения размеров и функций крейсе- ра. Махина в добрые три сотни метров самостоя- тельно не может ни догнать, ни уничтожить лег- кий корабль, вооруженный парой турельных уста-


     -4- новок. Для этого приходится выпускать истреби- тели, которые так же чаще всего возвращаются ни с чем. По сути дела - это действительно авиано- сец, десантный, транспортный корабль, но никак уж не крейсер. В более точной классификации это моторная баржа. Теперь насчет прочности и мане- вренности. Во втором фильме, "Ответный удар Им- перии" несколько крейсеров с хрустом врезаются друг в друга, кроша соседа в мелкие обломки. Не будем говорить о их боевом строе, придумать ко- торый мог только человек, никогда не ездивший в автобусе. По эффективности самоистребления эс- кадра Империи уступает разве что динозавру, ко- торый наступил сам себе на ногу, споткнулся и сломал шею в рассказе Бориса Руденко "Фактор стабильности"

    Это еще один довод в пользу моторной баржи. Боевая машина космоса должна иметь соответстве- нный запас прочности. Рассыпаться от удара пре- доставлено карточным домикам. Корабль цивильно- го назначения, следующий по расчищенной трассе, еще может быть построен на принципе подетальной сборки, но аппарат, предназначенный для сраже- ний, желательно собирать внутри достаточно про- чного и тугоплавкого астероида (или же напылять слой породы на заготовленную матрицу-каркас). Двадцати-тридцатиметровая, перемежающаяся амор- тизационными слоями броня защитит и от луча, и от удара, и от прямого попадания небольшой яде- рной бомбы. А датчики, локаторы и вооружение можно монтировать в легкозаменимых модулях на поверхности.

    Вооружение - особая статья. Зеленые лучи, вырывающиеся из-под корпуса крейсера, в принци- пе ничем не отличаются от таких же лучей истре- бителей. Все равно, что вдоль борта линкора вы- строить пехотную роту и обмениваться с против- ником винтовочными залпами, ведь такое попада-


     -5- ние только встряхивает "Тысячелетний Сокол".

    И последнее. Цвет. Ну кто в здравом уме пой- дет на пулемет в белом мундире по свежему асфа- льту? Империя пойдет. Потому что все ее боевые корабли сверкают серебром и белизной (впрочем, как и корабли повстанцев). Я уже не говорю о антирадарной маскировке типа "Стелс" или окрас- ке "негативный леопард", но хотя бы в банальный темно-серый цвет можно было бы покрасить ценную боевую машину. Правда, не так эффектно. Но для эффекта можно было бы нарисовать на всех гранях мишени против реакторного отсека. А что, краси- вые такие перекрестия с кружками.

    Все вышеперечисленное можно отнести и к "Звезде Смерти". Правда, с вооружением тут зна- чительно лучше, энергообеспеченность очень не- плохая, форма идеальная - шар, но прочность и уязвимость... Впрочем, для смотревших "Звездные войны" и третий фильм серии - "Возвращение дже- ддая", все ясно - сильнейший корабль Вселенной истребляют до основания два раза подряд. Наво- дит на размышления.

    Размазав по плоскости крупные корабли, пе- рейдем к мелким. Здесь разговор пойдет не о конструкции - претензий нет. Двухместные штур- мовики повстанцев из второго фильма, "Ответный удар Империи" вообще могут служить образцом для любого малого боевого летательного аппарата, предназначенного для действий в атмосфере. Раз- говор пойдет о тактике применения и общей мане- ре поведения таких машин на экране. Сравнение с фотоаппаратом и гвоздями здесь не подходит, скорее напрашивается аналогия с перочинным но- жом, у которого из двенадцати лезвий исползуют- ся два.

    Кинохроникальное происхождение проявляется в этом случае особенно рельефно. Отличить ис- требитель Империи и пикировщик Юнкерс Ю-87,


     -6- идущие в атаку, почти невозможно. Тот же пере- ворот через крыло (или шестигранную плоскость), тот же, звеном по три, строй, даже нарастание звука то же самое. Как-то забываешь, что нахо- дишься в безвоздушном пространстве. Вот-вот кто -нибудь задымит и с надсадным воем пойдет к зе- мле. Только земли нет. Воздуха и гравитации то- же. Но об этом как-то никто не вспоминает. Ис- требители повстанцев один за другим превращают- ся в клубы огненных осколков, хотя при равноус- коренном движении в условиях невесомости в без- воздушном пространстве можно было бы спокойно отработать рулевыми двигателями на 180" и вре- зать по нахально насевшему на хвост противнику всей мощью курсового оружия.

    При рассмотрении летательных аппаратов еще можно уловить какую-то логику. Но таковая со- вершенно отказывает, когда приходится обращать- ся к наземным машинам.

    В первом фильме Люк Скайуолкер запросто разъезжает на антигравитационном джипе, во всех фильмах неоднократно используются различные транспортные платформы, свободно парящие над землей. Так почему же, скажите пожалуйста, тан- ки Империи понадобилось взгромождать на несура- зные ноги, которые и послужили причиной их ги- бели? Тут творится что-то совсем непонятное. Можно, конечно, говорить о неминуемом разбросе по уровню технических достижений, но как-то с трудом верится, что семья фермеров может позво- лить себе иметь антигравитационный джип, а га- лактическая империя не в состоянии построить штурмовой супертанк, не заплетающийся в собст- венных мослах. Сравнительные стоимости джипа и танка значительно различаются и сейчас, а со временем и развитием техники это различие долж- но увеличиваться все больше.

    Конечно, очень эффектно выглядит штурмовик,


     -7- раздавливаемый гигантским металлическим копы- том, но как движитель, такое копыто уступает не то, что гусенице современного танка, а даже ко- лесу древнеегипетской повозки. Если уж так хо- чется что-либо раздавить, то можно (на прилич- ном танке) выйти на малой скорости из-за при- крывающих складок местности, зависнуть в трех метрах над объектом подавления, и плавненько отжать рычаг регулировки гравитационной подуш- ки. Желающие могут еще и поерзать, давая впе- ред-назад малым ходом или прокручиваясь на мес- те a-la "Королевский Тигр". При этом желательно не иметь на брюхе люков, через которые каждый праздношатающийся диверсант может подложить ми- ну. Даже не одну. Такое впечатление, что под идущий в атаку имперский "Верблюд" спокойно можно подогнать целый грузовик взрывчатки, пе- рекидать ее во внутренние отсеки этого броне- танкового абсурда, поджечь фитиль и еще успеть зажать уши, чтобы не оглохнуть от взрыва и хо- хота тех, кто истребляет подобные машины чуть ли не перочинным ножиком.

    Кстати, о перочинных ножиках. То есть о све- товых мечах. Неизвестно, кому взбрело в голову именовать их "световыми". Скорее, это "светящи- еся" мечи. Не спорю, боевые качества этого вида ручного оружия выше всех похвал - и малые раз- меры, и быстрота приведения в рабочее состоя- ние, и поражающая способность - нет вещества, способного противостоять удару такого меча. Ин- тересна и сама идея того, что даже в самом сов- ременном сражении человеку нужно оружие ближне- го боя, качественно превосходящее приклад и штык-нож автоматической винтовки. Словом, мечи отличные. Только вот логики в них еще меньше, чем во всех наземных и космических аппаратах галактики, вместе взятых. Не совсем понятно, как два меча, состоящие из света, энергии или


     -8- черт его знает чего еще могут сталкиваться со звоном и искрами. Кроме всего прочего, лучи света бесконечны, они фокусируются и рассеива- ются, искривляются в гравитационных полях, в конце концов, но вот обрываться в пространстве на расстоянии метра от источника нормальный свет никак не может.

    Вот, собственно, и все. Разгромлены все виды вооружения, используемые противоборствующими сторонами в фильмах серии "Звездные войны". Вы можете удивиться - как же все? А ручное оружие, всякие там бластеры и лучеметы? Или они тоже выше всех похвал?

    Нет. Просто все ручное стрелковое оружие, используемое в фильмах, не имеет НИКАКОГО отно- шения к фантастике. В качестве прототипов рек- визита использовались совершенно реальные сис- темы, состоящие сейчас или состоявшие ранее на вооружении армий Великобритании и фашистской Германии.

    Солдаты Империи пользуются английским писто- летом-пулеметом "Стерлинг" L2A3 с декоративным оптическим прицелом, в порту патруль разгулива- ет с ручным пулеметом "Льюис" образца 1915 го- да, увешанным цветными шлангами, по коридорам "Звезды смерти" торжественно проносят единый пулемет вермахта МГ-34. Не отстают от Империи и повстанцы - отражая атаку имперских "верблюдов" в окопах снежной планеты, они с успехом исполь- зуют английские автоматические винтовки L85A1 с электронно-оптическим прицелом. Сомнения вызы- вает разве что бластер Хана Соло, но и он напо- минает маузер времен гражданской войны с опти- ческим прицелом и глушителем.

    Зато стационарные орудия повстанцев так же не имеют никакого отношения к реальности. Они скорее напоминают солнечную печь "ромашка" и на самом деле не способны дать сфокусированный луч


     -9- так же, как козел - сметану в фирменной упаков- ке. Пару таких орудий можно было бы поставить на крышу душевой, с подогревом воды они бы еще справились.

    Разумеется, все это стреляет ярко-красными лучами, с визгом разрезающими стены и прожигаю- щими насквозь людей. Если подсчитать скорость такого луча, получится, что по этому параметру "бластеры" звездных бойцов уступают даже рогат- ке с аптечной резинкой.


     * * *


    Что же показывает такой разбор фильма, про- славившегося и прославленного на весь мир? Во- первых, его сопоставление с проектируемой СОИ не случайно. И там, и там видна ненадежность, непродуманность основной концепции. Создатели фильма и создатели СОИ в равной степени не пре- дставляют, как должно вести себя их вооружение в действительности чисто технически. Впрочем, это единственная область, в которой можно срав- нивать художественное произведение и военно- экономическую политику. Та пропагандистская шу- миха, которую раздували в "борьбе за мир", пользуясь засаленным приемом навешивания ярлы- ков, не дала результатов в политическом плане, но затруднила появление на наших экранах доб- ротно снятого фантастического фильма.

    Сами "Звездные войны" безобидны, как сказка о Красной Шапочке, пропагандирующая насилие и варварское отношение к природе - всех едят, а Серому Волку под конец вспарывают живот. Обви- нять фильм в насаждении каких-либо идеологичес- ких сорняков бессмысленно - это такая же сказ- ка, только для взрослых. А что касается войны - - пока существует человеческое общество, в нем существуют противоречия, нередко разрешаемые


     -10- вооруженным путем. Задача социального прогресса в том, чтобы свести такие ситуации к минимуму, и вообще исключить - это можно найти в любом учебнике марксистско-ленинской философии.

    В данном случае фильм использован для иллюс- трации того, что инерция мышления не является чисто отечественной особенностию. Конечно, не- плохо иметь отличную съемочную аппаратуру, ус- тановки для видеоэффектов, пленку с гарантиро- ванной цветопередачей, но при этом в качестве бесплатного приложения надо еще обладать голо- вой, умеющей все это использовать с максималь- ной отдачей. --------------------------- Алиса Стэн, 16.2.89


     Административная система планеты Ян-Ях.


    Обращаясь к общественному устройству планет, описываемых в произведениях Ивана Антоновича Ефремова, нельзя не остановиться на особеннос- тях господствующего режима планеты Торманс (в рассматриваемом периоде носящей названия Тор-ми осс и Ян-Ях - по имени жены главы правительства Янтре Яхах).

    Уже с самого начала чехарда с названиями да- ет понять, какого толка общество существует на планете. Все же для успешного разбора надо пе- речислить основные черты, присущие этому общес- тву: - Четкая иерархическая структура с затруднен- ным переходом с одной ступени на другую. - Стоящая над обществом система управления, не принадлежащая ни к одному из производящих классов. - Разветвленный аппарат подавления, подотчетн- ый только верховному органу власти. - Регулирование срока и уровня жизни в рамках отдельных классов.


     -11- - Регулирование численности общества в целом и пропорций классов в нем. - Осуществление принципа "разделяй и власт- вуй", поддерживание ненависти классов друг к другу. Наличие части общества, не включенной в него формально, но необходимой как резерв или фактор устрашения. - Манипулирование общественным сознанием при помощи средств массовой информации. - Отсутствие каких-либо правовых гарантий для любого члена общества.

    Теперь продемонстрируем все это на конкрет- ных примерах более подробно и развернуто. Крат- кая историческая справка:

    Планета Торманс (в переводе с древних язы- ков - мучение) заселена примерно за две тысячи лет до событий, описываемых в "Часе Быка", по- томками выходцев с Земли, бежавших в космос не- задолго до последней войны. За это время унич- тожено естественное экологическое равновесие, что привело незадолго до этого к наступлению Века Голода. Многочисленные войны дали главен- ство одному из полушарий, называемому теперь головным (проигравшее полушарие - хвостовое). Средство безболезненной смерти, открытое ранее, и служившее для ухода от преследований властей, взято на вооружение обществом для регулирования численности его членов. Кроме первого корабля с переселенцами, планета посещалась еще тремя звездолетами: одним - в век Мудрого Отказа, и двумя - мертвым кораблем и "Темным Пламенем" - в период правления Чойо Чагаса. Год планеты в четыре раза короче земного.

    Общество Торманса составляют четыре основных класса: Административно-правящий (Совет Четы- рех, змееносцы, лиловые); ДЖИ - долгоживущие - техническая, гуманитарная, естественнонаучная интеллигенция, люди искусства; КЖИ - короткожи-


     -12- вущие - производственно-обслуживающий класс; "Оскорбители двух благ" - благ долгой жизни и легкой смерти - антиобщественные элементы, от- верженные экономически и территориально.

    Совет четырех включает великого председателя и троих его заместителей. Это высший правящий орган планеты. Не исключены и его высшие зако- нодательные функции, но о принятии или измене- нии каких-либо законов не упоминается; жизнь населения определяется традициями предков с Бе- лых звезд (государственный идеолого-историчес- кий миф) и личной волей членов Совета Четырех или более мелких чиновников. Верховная власть не наследуется.

    Следующая ступень управления состоит из чи- новников-змееносцев различного ранга и является средним звеном управления. Сюда входят любые государственные служащие, отвечающие за идеоло- гию, хозяйственную деятельность и воспроизвод- ство своей административной системы. Диапазон должностей простирается от зонального управите- ля до ответственного за проведение "Встречи со Змеем" в Доме Собраний городского микрорайона. Формирование этого класса происходит на общих для любой бюрократии основаниях. Низшее звено управления существует на территориально-произ- водственных началах, его идеологическое влияние ограничивается общими собраниями по месту рабо- ты.

    Параллельно всем слоям общества существует аппарат подавления - армейско-полицейская орга- низация "глаз владыки", лиловых. В чистом ви- де представляет собой организацию государствен- ной безопасности,действующую исключительно про- тив внутренних врагов-инакомыслящих за неимени- ем врагов внешних. Для отражения возможных на- падений последних созданы войска Стражей Неба. Как в любой армии, выполняется принцип едонона-


     -13- чалия и дисциплины. Вооружение не превосходит по уровню ХХ век: личное оружие включает весь диапазон ручного стрелкового от пистолетов до автоматических винтовок, используются реактив- ные самолеты и ракеты класса "земля-орбита", для перевозки высокопоставленных лиц применяют- ся бронемашины класса представительских лимузи- нов. Развернутого военно-морского флота и бро- нетанковых войск не наблюдается, хотя упомина- ния о них в истории войн планеты встречаются довольно часто. Вероятно, эти рода войск в ус- ловиях отсутствия равноценного противника утра- тили свой смысл, так как с собственным народом воевать на море невозможно. Что касается танко- вых частей, то они должны были выродится в по- лицейские соединения броневиков. Поэтому же, вероятно, не упоминается артиллерия, крупнока- либерные виды стрелкового оружия, ручное проти- вотанковое оружие.

    Группы интеллигенции всех отраслей объедине- ны в класс ДЖИ. Долгая жизнь (в пределах сред- ней продолжительности жизни ХХ века) даруется представителям этого класса по трем причинам: во-первых, подготовка специалиста требует вре- мени и материальных затрат, окупающихся только при длительном его использовании, во-вторых, различие в сроках и уровне жизни ДЖИ и КЖИ по- могают осуществлять принцип "разделяй и власт- вуй", держа интеллигенцию в постоянном страхе перед зверскими погромами торжествующего хама, в-третьих то, что даровано, может быть так же и отнято, это дает лишний козырь властям в их уп- равлении массовой культурой и научно-техничес- ким уровнем, создаваемыми ДЖИ. В одной семье могут быть представители обоих регулируемых классов планеты, причем по "милостивому" закону ДЖИ может сохранить жизнь одного КЖИ из членов своей семьи. Жизнь ДЖИ и их семейств продлева-


     -14- ется принудительно средствами примитивной меди- цины. Попытки проникнуть в "Дом нежной смерти" караются.

    Класс КЖИ объединяет всех людей, непосред- ственно занятых в производстве материальных це- нностей и обслуживании вышестоящих классов и самих себя. Краткость их жизни так же относи- тельна - 101 год по календарю Ян-Ях. Но в нор- мальном земном летоисчисдении этот срок равен всего 25 годам. Для землян того времени это еще юность, полудетство. Насильственное прекращение жизни оправдывается так же тремя причинами: увеличение скорости оборота поколений, будто бы ведущее к прогрессу, отбор неспособных к интел- лектуальной деятельности по мнению правитель- ства для монотонных физических работ, и облег- чение участи этих "неспособных", не затрачиваю- щих время и силы на "бесполезное" обучение и не знающих мучений старости. По достижении двадца- типятилетия или в результате производственной травмы КЖИ направляются в "Дом нежной смерти". Туда же, или на принудительные работы, посыла- ются нарушители паспортного режима (в зависимо- сти от их трудоспособности). Система "короткой жизни" позволяет точно дозировать информацию, доступную КЖИ, достаточно надежно прерывает связь между поколениями, лишает КЖИ стимулов к самосовершенствованию и изменению строения об- щества. Побочными явлениями этой системы явля- ется накопление отрицательных настроений среди КЖИ, уравновешивающее бодрячество массовой ку- льтуры, и выход поощряемых насилий и издева- тельств над ДЖИ за рамки достаточности, призна- ваемой правительством, тенденции к неуправляе- мости и переходу в категорию "оскорбителей двух благ".

    Эта часть общества формально в него не вклю- чена, не оценивается статистически и замалчива-


     -15- ется зональными управителями. "Оскорбители двух благ" формируются, скорее всего, из тех, кто не прошел идеологическую обработку административ- ной системы, родившись в отдаленных районах планеты, и тех, кто был этой системой отвергнут в силу совершения каких-либо преступлений или случайности. "Оскорбители..." ничего не произ- водят и не связаны никакими моральными нормами. В этом их сходство с классом бюрократов-змеено- сцев. Но в отличие от последних, "оскорбите- ли..." руководствуются не бюрократическими, а анархическими принципами, что отражается на их жизненном уровне. Живут за счет грабежа и соби- рательства, в отдельных проявлениях деградиро- вав до первобытности. Не исключен каннибализм. "Оскорбители..." выполняют наряду с погромщика- ми-КЖИ и полицейскими формированиями "лиловых" роль кнута, удерживающего народ в городах, под властью административной системы. (Роль пряника - относительная обеспесенность благами цивили- зации и личная безопасность в городах).

    Закончив детальное рассмотрение администра- тивной системы планеты Ян-Ях, можно перейти к ответу на главный вопрос - в какой мере "Час Быка" является отражением современного челове- ческого общества, общества Земли конца ХХ века.

    До недавнего времени главенствующей гипоте- зой относительно этого произведения, бытовавшей у нас, была точка зрения одного из заместите- лей Великого председателя, видного змееносца от культуры времен застоя. По ней "Час Быка" не- гласно изымался из обращения, как книга, в из- вращенном виде показывающая и порочащая социа- листическую действительность, ее великие цели. Каждый видит то, что хочет видеть, и если це- лью социализма в их понимании было построение общества, аналогичного тормансианскому, то "Час Быка" действительно подрывает основы такого об-


     -16- щества. Но на самом деле книга значительно ши- ре и глубже, чем подкоп под конкретных чиновни- ков. "Час Быка" не изображает социализм, капи- тализм или промежуточную формацию, полученную их слиянием прямо, в том виде, в каком они су- ществуют сейчас. Это потому и фантастика, "пос- ледняя антиутопия", как ее называют, потому что она проецирует существующие во всех этих обще- ствах тенденции в их развитии.

    Иван Антонович Ефремов, несмотря на потряса- ющую фактическую точность предвидения, постоян- но ошибался в сроках осуществления своих проро- честв. Старт первого искусственного спутника Земли заставил откорректировать даты событий "Туманности Андромеды" на целую тысячу лет. Ис- ходя из информации, ставшей достоянием гласнос- ти в последние четыре года, можно твердо зая- вить: от построения общества, повторяющего тор- мансианское, нас отделяют не два тысячелетия, а один шаг. Шаг длиной в одно-два поколения. Вся- кое утверждение требует доказательств, и вот они:

    - Обстановка на Тормансе во многом обуслов- лена экологической ситуацией, истощением ресур- сов полезных ископаемых, плодородия почвы, раз- нообразия биосферы. Тем не меннее, природа Тор- манса сопротивляется пассивно, отказываясь кор- мить человеческие орды в Век Голода, не поддер- живая в людях человеческого своей скудостью и отчужденностью - даже море не отвечает здесь солевому составу крови, не дает слияния челове- ка с природой. Но Торманс не знает кислотных дождей и слоев ДДТ в ледниках гор, питающих ре- ки, не укутывается пеленой углекислоты, медлен- но, но верно повышающей температуру воздуха, его полярные шапки не усеиваются растапливающей их сажей и не обжариваются ультрафиолетом через раскрывающиеся с каждым годом все шире озонные


     -17- дыры. На Тормансе мутации дали трупоядного шес- тилапого зверя, практически безобидного по бо- льшому счету. Постоянных атак осатаневших от мутагенных факторов вирусов гриппа, рака, СПИДа Торманс, в отличие от современной нам Земли, не знал. В целом, можно сказать, экологическая си- туация на Тормансе БЛАГОПОЛУЧНЕЕ, чем на Земле. Во всяком случае, на Тормансе она стабильнее, а Земля сейчас напоминает гранату с выдернутым кольцом, у которой боек удерживается предохра- нителем, и никто не знает, на какое время расс- читан запал - на десять или на полсотни лет?

    

... ... ...
Продолжение "Фэнзин "Бойцовый кот". 1989 г." Вы можете прочитать здесь

Читать целиком
Все темы
Добавьте мнение в форум 
 
 
Прочитаные 
 Фэнзин "Бойцовый кот". 1989 г.
показать все


Анекдот 
- Да, дорогая, я провинился, но ты же знаешь, где нужно поставить запятую в "Казнить нельзя помиловать"?!
- Не знаю! Зато я знаю, куда сегодня нужно поставить запятую во фразе "Спать нельзя давать"!!!
показать все
    Профессиональная разработка и поддержка сайтов Rambler's Top100