Scifi линки - - Фэнзин "Бойцовый кот". 1989 г.Фантастика >> Клуб любителя фантастики >> Scifi линки Читать целиком Военно-фантастический ежегодник "Бойцовый кот". 1989
-----------------------------------------------
Военно-фантастический ежегодник.
Fantasy & science fiction defence annual
-----------------------------------------------
"...Бойцовый кот есть самостоятельная боевая
единица сама в себе, способная справиться с
любой мыслимой и немыслимой неожиданностью..."
А.Н.Стругацкий, Б.Н.Стругацкий,
"Парень из преисподней"
"...Я не видел толпы страшней, чем толпа
цвета хаки..."
Вячеслав Бутусов, "Шар цвета хаки"
издается с февраля 1989 года.
СМВ SAMIZDAT PRESENTS
в составе редколлегии:
Алиса Стэн военный консультант, капитан ВДВ
в отставке, художница.
Отец Кабани технико-этический обозреватель,
изобретатель мясокрутки.
Вася Долгопол эксперт-криминалист из города
Кимерсвиль на реке Итиль.
Дарт Вейдор генеральный консультант по адми-
нистративным системам.
-----------------------------------------------
-1-
-----------------------------------------------
КОТИНЫИ МЕМОРАНДУМ.
-----------------------------------------------
"Бойцовый кот", как и всякий уважающий себя
кот, ходит сам по себе и занимает совершенно
отдельную экологическую нишу. Действительно, ни
один известный фэнзин или журнал не занимаются
исследованием и систематизацией техники и воо-
ружения, описываемых в фантастических произве-
дениях. Так что "...Кот" может в гордом одино-
честве точить свои когти о ствол мощного древа
фантастики.
Вашему вниманию будут предложены несколько
постоянных разделов и рубрик:
- "Обо всем и ни о чем" - статьи на любую те-
му, не выходящую за рамки основного направления
"...Кота" - военная и мирная техника, оружие,
административные системы и организации.
- "Великое закрытие" - размышления над прочи-
танным и закрытым сборником. В "...Коте" за 89"
год оценивается новая НФ-тетрадь "Аэлита-88".
- "Каталог для профессионала" - описания и
краткие сведения о применении фантастического
оружия. Включает подраздел-энциклопедию "От
атомного до ядерного".
- "Полигон для котят" - произведения начинаю-
щих фантастов, уделяющих внимание проблемам те-
хники и вооружения. "Полигон..." всегда открыт
для вас, принимаются, не рецензируются и конеч-
но, не возвращаются (а в большинстве случаев и
не печатаются) рукописи объемом до пяти стра-
ниц, отпечатанных на машинке, а также отрывки
из больших произведений, не превышающие данного
объема.
- "Грызня по-фэнски" - для тех, кто воспитан
на традициях "Оверсана" и ему подобных фэнзи-
нов. Здесь вы найдете любезные вышему сердцу
отголоски баталий между "Молодой Гвардией" и
-2-
нашим фэндомом.
- "Короткой очередью" - сообщения и материалы,
полученные в процессе верстки номера и не на-
шедшие своего места в уже укомплектованных раз-
делах.
Кроме обложки, в "...Коте" будут фотовклад-
ки, иллюстрирующие помещенные материалы или не-
сущие самостоятельную смысловую нагрузку (на-
пример, вкладыши для значков).
Ваши мнения, предложения, запросы на высылку
номера и материалы (под соответствующими псев-
донимами) присылайте на адреса подставных лиц,
указанные в конце ежегодника. И не вздумайте
присылать что-нибудь ругательное! У "Бойцового
Кота" острые зубы и длинные когти! "Не советую,
съедят!!!" - говоря словами нашего уважаемого
коллеги, кота Василия.
-----------------------------------------------
------------ ОБО ВСЕМ И НИ О ЧЕМ --------------
-----------------------------------------------
Звездные войны и земной расчет.
О миллионах, затраченных на съемки - не го-
ворю, буде этим фактом советскому зрителю, не
видавшему или видавшему из-под кооперативной
полы фильм, ставший синонимом злокозненных иде-
ологических поползновений, уже просверлили все
его мировоззрение. Не говорю и о прибылях в со-
тни миллионов, и сохраняющейся с 1976 года це-
не, повергающей отечественный кинопрокат в со-
стояние перманентной комы.
В данном исследовании, проведенном с точки
зрения "...Кота", рассматриваются не слабости
сюжета и не прелести комбинированных съемок, а
весьма узкая проблема - тактические приемы ис-
пользования и технические характеристики фанта-
стической боевой техники, а так же один инте-
-3-
ресный факт, касающийся изображения таковой на
экране.
По весьма непроверенным разведданным, Джордж
Лукас, прежде чем приступить к фильму, затребо-
вал из архива все наличествующие киноматериалы
по второй мировой войне, "склеил" в единое ко-
льцо продолжительностью 18 часов, и смотрел их
до "кровавых мальчиков в глазах". Плоды этого
весь мир пожинает до сих пор, собирая с белых
полей киноэкранов не только хрустящие банкноты,
но и мириады огненных вспышек, неисчислимые
отблески лучевых залпов, звон световых мечей и
зарева сгорающих планет. Все это эффектно. Все
это помпезно, как станция метро"Комсомольская".
Но все же не мешает вглядется в этот лязг и
гром повнимательней, чтобы найти следы тех са-
мых 18 часов кинохроники.
А следы эти проглядывают повсеместно, как
будто в роскошных, развесистых кустах комбини-
рованных съемок закрепился целый полк из царей
Мидасов, ослиные уши которых шевелит свежий ве-
терок.
Начнем с кораблей. Нет, про конструкцию ма-
лых машин - вплоть до "Тысячелетнего Сокола"
Хана Соло, сказать нечего. Но при дальнейшем
увеличении размеров несуразности растут в гео-
метрической прогрессии. Крейсер Империи, этот
изящный треугольник, сверкающий в черноте кос-
моса, как наконечник стрелы, в боевом отношении
скорее напоминает авианосец с подвесным мото-
ром, построенный из дерева, покрашенный в оран-
жевый цвет и вооруженный револьвером системы
"Наган" на лафете осадной мортиры.
Почему такие яркие сравнения? А вот почему:
Начнем с соотнесения размеров и функций крейсе-
ра. Махина в добрые три сотни метров самостоя-
тельно не может ни догнать, ни уничтожить лег-
кий корабль, вооруженный парой турельных уста-
-4-
новок. Для этого приходится выпускать истреби-
тели, которые так же чаще всего возвращаются ни
с чем. По сути дела - это действительно авиано-
сец, десантный, транспортный корабль, но никак
уж не крейсер. В более точной классификации это
моторная баржа. Теперь насчет прочности и мане-
вренности. Во втором фильме, "Ответный удар Им-
перии" несколько крейсеров с хрустом врезаются
друг в друга, кроша соседа в мелкие обломки. Не
будем говорить о их боевом строе, придумать ко-
торый мог только человек, никогда не ездивший в
автобусе. По эффективности самоистребления эс-
кадра Империи уступает разве что динозавру, ко-
торый наступил сам себе на ногу, споткнулся и
сломал шею в рассказе Бориса Руденко "Фактор
стабильности"
Это еще один довод в пользу моторной баржи.
Боевая машина космоса должна иметь соответстве-
нный запас прочности. Рассыпаться от удара пре-
доставлено карточным домикам. Корабль цивильно-
го назначения, следующий по расчищенной трассе,
еще может быть построен на принципе подетальной
сборки, но аппарат, предназначенный для сраже-
ний, желательно собирать внутри достаточно про-
чного и тугоплавкого астероида (или же напылять
слой породы на заготовленную матрицу-каркас).
Двадцати-тридцатиметровая, перемежающаяся амор-
тизационными слоями броня защитит и от луча, и
от удара, и от прямого попадания небольшой яде-
рной бомбы. А датчики, локаторы и вооружение
можно монтировать в легкозаменимых модулях на
поверхности.
Вооружение - особая статья. Зеленые лучи,
вырывающиеся из-под корпуса крейсера, в принци-
пе ничем не отличаются от таких же лучей истре-
бителей. Все равно, что вдоль борта линкора вы-
строить пехотную роту и обмениваться с против-
ником винтовочными залпами, ведь такое попада-
-5-
ние только встряхивает "Тысячелетний Сокол".
И последнее. Цвет. Ну кто в здравом уме пой-
дет на пулемет в белом мундире по свежему асфа-
льту? Империя пойдет. Потому что все ее боевые
корабли сверкают серебром и белизной (впрочем,
как и корабли повстанцев). Я уже не говорю о
антирадарной маскировке типа "Стелс" или окрас-
ке "негативный леопард", но хотя бы в банальный
темно-серый цвет можно было бы покрасить ценную
боевую машину. Правда, не так эффектно. Но для
эффекта можно было бы нарисовать на всех гранях
мишени против реакторного отсека. А что, краси-
вые такие перекрестия с кружками.
Все вышеперечисленное можно отнести и к
"Звезде Смерти". Правда, с вооружением тут зна-
чительно лучше, энергообеспеченность очень не-
плохая, форма идеальная - шар, но прочность и
уязвимость... Впрочем, для смотревших "Звездные
войны" и третий фильм серии - "Возвращение дже-
ддая", все ясно - сильнейший корабль Вселенной
истребляют до основания два раза подряд. Наво-
дит на размышления.
Размазав по плоскости крупные корабли, пе-
рейдем к мелким. Здесь разговор пойдет не о
конструкции - претензий нет. Двухместные штур-
мовики повстанцев из второго фильма, "Ответный
удар Империи" вообще могут служить образцом для
любого малого боевого летательного аппарата,
предназначенного для действий в атмосфере. Раз-
говор пойдет о тактике применения и общей мане-
ре поведения таких машин на экране. Сравнение с
фотоаппаратом и гвоздями здесь не подходит,
скорее напрашивается аналогия с перочинным но-
жом, у которого из двенадцати лезвий исползуют-
ся два.
Кинохроникальное происхождение проявляется
в этом случае особенно рельефно. Отличить ис-
требитель Империи и пикировщик Юнкерс Ю-87,
-6-
идущие в атаку, почти невозможно. Тот же пере-
ворот через крыло (или шестигранную плоскость),
тот же, звеном по три, строй, даже нарастание
звука то же самое. Как-то забываешь, что нахо-
дишься в безвоздушном пространстве. Вот-вот кто
-нибудь задымит и с надсадным воем пойдет к зе-
мле. Только земли нет. Воздуха и гравитации то-
же. Но об этом как-то никто не вспоминает. Ис-
требители повстанцев один за другим превращают-
ся в клубы огненных осколков, хотя при равноус-
коренном движении в условиях невесомости в без-
воздушном пространстве можно было бы спокойно
отработать рулевыми двигателями на 180" и вре-
зать по нахально насевшему на хвост противнику
всей мощью курсового оружия.
При рассмотрении летательных аппаратов еще
можно уловить какую-то логику. Но таковая со-
вершенно отказывает, когда приходится обращать-
ся к наземным машинам.
В первом фильме Люк Скайуолкер запросто
разъезжает на антигравитационном джипе, во всех
фильмах неоднократно используются различные
транспортные платформы, свободно парящие над
землей. Так почему же, скажите пожалуйста, тан-
ки Империи понадобилось взгромождать на несура-
зные ноги, которые и послужили причиной их ги-
бели? Тут творится что-то совсем непонятное.
Можно, конечно, говорить о неминуемом разбросе
по уровню технических достижений, но как-то с
трудом верится, что семья фермеров может позво-
лить себе иметь антигравитационный джип, а га-
лактическая империя не в состоянии построить
штурмовой супертанк, не заплетающийся в собст-
венных мослах. Сравнительные стоимости джипа и
танка значительно различаются и сейчас, а со
временем и развитием техники это различие долж-
но увеличиваться все больше.
Конечно, очень эффектно выглядит штурмовик,
-7-
раздавливаемый гигантским металлическим копы-
том, но как движитель, такое копыто уступает не
то, что гусенице современного танка, а даже ко-
лесу древнеегипетской повозки. Если уж так хо-
чется что-либо раздавить, то можно (на прилич-
ном танке) выйти на малой скорости из-за при-
крывающих складок местности, зависнуть в трех
метрах над объектом подавления, и плавненько
отжать рычаг регулировки гравитационной подуш-
ки. Желающие могут еще и поерзать, давая впе-
ред-назад малым ходом или прокручиваясь на мес-
те a-la "Королевский Тигр". При этом желательно
не иметь на брюхе люков, через которые каждый
праздношатающийся диверсант может подложить ми-
ну. Даже не одну. Такое впечатление, что под
идущий в атаку имперский "Верблюд" спокойно
можно подогнать целый грузовик взрывчатки, пе-
рекидать ее во внутренние отсеки этого броне-
танкового абсурда, поджечь фитиль и еще успеть
зажать уши, чтобы не оглохнуть от взрыва и хо-
хота тех, кто истребляет подобные машины чуть
ли не перочинным ножиком.
Кстати, о перочинных ножиках. То есть о све-
товых мечах. Неизвестно, кому взбрело в голову
именовать их "световыми". Скорее, это "светящи-
еся" мечи. Не спорю, боевые качества этого вида
ручного оружия выше всех похвал - и малые раз-
меры, и быстрота приведения в рабочее состоя-
ние, и поражающая способность - нет вещества,
способного противостоять удару такого меча. Ин-
тересна и сама идея того, что даже в самом сов-
ременном сражении человеку нужно оружие ближне-
го боя, качественно превосходящее приклад и
штык-нож автоматической винтовки. Словом, мечи
отличные. Только вот логики в них еще меньше,
чем во всех наземных и космических аппаратах
галактики, вместе взятых. Не совсем понятно,
как два меча, состоящие из света, энергии или
-8-
черт его знает чего еще могут сталкиваться со
звоном и искрами. Кроме всего прочего, лучи
света бесконечны, они фокусируются и рассеива-
ются, искривляются в гравитационных полях, в
конце концов, но вот обрываться в пространстве
на расстоянии метра от источника нормальный
свет никак не может.
Вот, собственно, и все. Разгромлены все виды
вооружения, используемые противоборствующими
сторонами в фильмах серии "Звездные войны". Вы
можете удивиться - как же все? А ручное оружие,
всякие там бластеры и лучеметы? Или они тоже
выше всех похвал?
Нет. Просто все ручное стрелковое оружие,
используемое в фильмах, не имеет НИКАКОГО отно-
шения к фантастике. В качестве прототипов рек-
визита использовались совершенно реальные сис-
темы, состоящие сейчас или состоявшие ранее на
вооружении армий Великобритании и фашистской
Германии.
Солдаты Империи пользуются английским писто-
летом-пулеметом "Стерлинг" L2A3 с декоративным
оптическим прицелом, в порту патруль разгулива-
ет с ручным пулеметом "Льюис" образца 1915 го-
да, увешанным цветными шлангами, по коридорам
"Звезды смерти" торжественно проносят единый
пулемет вермахта МГ-34. Не отстают от Империи и
повстанцы - отражая атаку имперских "верблюдов"
в окопах снежной планеты, они с успехом исполь-
зуют английские автоматические винтовки L85A1 с
электронно-оптическим прицелом. Сомнения вызы-
вает разве что бластер Хана Соло, но и он напо-
минает маузер времен гражданской войны с опти-
ческим прицелом и глушителем.
Зато стационарные орудия повстанцев так же
не имеют никакого отношения к реальности. Они
скорее напоминают солнечную печь "ромашка" и на
самом деле не способны дать сфокусированный луч
-9-
так же, как козел - сметану в фирменной упаков-
ке. Пару таких орудий можно было бы поставить
на крышу душевой, с подогревом воды они бы еще
справились.
Разумеется, все это стреляет ярко-красными
лучами, с визгом разрезающими стены и прожигаю-
щими насквозь людей. Если подсчитать скорость
такого луча, получится, что по этому параметру
"бластеры" звездных бойцов уступают даже рогат-
ке с аптечной резинкой.
* * *
Что же показывает такой разбор фильма, про-
славившегося и прославленного на весь мир? Во-
первых, его сопоставление с проектируемой СОИ
не случайно. И там, и там видна ненадежность,
непродуманность основной концепции. Создатели
фильма и создатели СОИ в равной степени не пре-
дставляют, как должно вести себя их вооружение
в действительности чисто технически. Впрочем,
это единственная область, в которой можно срав-
нивать художественное произведение и военно-
экономическую политику. Та пропагандистская шу-
миха, которую раздували в "борьбе за мир",
пользуясь засаленным приемом навешивания ярлы-
ков, не дала результатов в политическом плане,
но затруднила появление на наших экранах доб-
ротно снятого фантастического фильма.
Сами "Звездные войны" безобидны, как сказка
о Красной Шапочке, пропагандирующая насилие и
варварское отношение к природе - всех едят, а
Серому Волку под конец вспарывают живот. Обви-
нять фильм в насаждении каких-либо идеологичес-
ких сорняков бессмысленно - это такая же сказ-
ка, только для взрослых. А что касается войны -
- пока существует человеческое общество, в нем
существуют противоречия, нередко разрешаемые
-10-
вооруженным путем. Задача социального прогресса
в том, чтобы свести такие ситуации к минимуму,
и вообще исключить - это можно найти в любом
учебнике марксистско-ленинской философии.
В данном случае фильм использован для иллюс-
трации того, что инерция мышления не является
чисто отечественной особенностию. Конечно, не-
плохо иметь отличную съемочную аппаратуру, ус-
тановки для видеоэффектов, пленку с гарантиро-
ванной цветопередачей, но при этом в качестве
бесплатного приложения надо еще обладать голо-
вой, умеющей все это использовать с максималь-
ной отдачей.
--------------------------- Алиса Стэн, 16.2.89
Административная система планеты Ян-Ях.
Обращаясь к общественному устройству планет,
описываемых в произведениях Ивана Антоновича
Ефремова, нельзя не остановиться на особеннос-
тях господствующего режима планеты Торманс (в
рассматриваемом периоде носящей названия Тор-ми
осс и Ян-Ях - по имени жены главы правительства
Янтре Яхах).
Уже с самого начала чехарда с названиями да-
ет понять, какого толка общество существует на
планете. Все же для успешного разбора надо пе-
речислить основные черты, присущие этому общес-
тву:
- Четкая иерархическая структура с затруднен-
ным переходом с одной ступени на другую.
- Стоящая над обществом система управления,
не принадлежащая ни к одному из производящих
классов.
- Разветвленный аппарат подавления, подотчетн-
ый только верховному органу власти.
- Регулирование срока и уровня жизни в рамках
отдельных классов.
-11-
- Регулирование численности общества в целом и
пропорций классов в нем.
- Осуществление принципа "разделяй и власт-
вуй", поддерживание ненависти классов друг к
другу. Наличие части общества, не включенной в
него формально, но необходимой как резерв или
фактор устрашения.
- Манипулирование общественным сознанием при
помощи средств массовой информации.
- Отсутствие каких-либо правовых гарантий для
любого члена общества.
Теперь продемонстрируем все это на конкрет-
ных примерах более подробно и развернуто. Крат-
кая историческая справка:
Планета Торманс (в переводе с древних язы-
ков - мучение) заселена примерно за две тысячи
лет до событий, описываемых в "Часе Быка", по-
томками выходцев с Земли, бежавших в космос не-
задолго до последней войны. За это время унич-
тожено естественное экологическое равновесие,
что привело незадолго до этого к наступлению
Века Голода. Многочисленные войны дали главен-
ство одному из полушарий, называемому теперь
головным (проигравшее полушарие - хвостовое).
Средство безболезненной смерти, открытое ранее,
и служившее для ухода от преследований властей,
взято на вооружение обществом для регулирования
численности его членов. Кроме первого корабля с
переселенцами, планета посещалась еще тремя
звездолетами: одним - в век Мудрого Отказа, и
двумя - мертвым кораблем и "Темным Пламенем" -
в период правления Чойо Чагаса. Год планеты в
четыре раза короче земного.
Общество Торманса составляют четыре основных
класса: Административно-правящий (Совет Четы-
рех, змееносцы, лиловые); ДЖИ - долгоживущие -
техническая, гуманитарная, естественнонаучная
интеллигенция, люди искусства; КЖИ - короткожи-
-12-
вущие - производственно-обслуживающий класс;
"Оскорбители двух благ" - благ долгой жизни и
легкой смерти - антиобщественные элементы, от-
верженные экономически и территориально.
Совет четырех включает великого председателя
и троих его заместителей. Это высший правящий
орган планеты. Не исключены и его высшие зако-
нодательные функции, но о принятии или измене-
нии каких-либо законов не упоминается; жизнь
населения определяется традициями предков с Бе-
лых звезд (государственный идеолого-историчес-
кий миф) и личной волей членов Совета Четырех
или более мелких чиновников. Верховная власть
не наследуется.
Следующая ступень управления состоит из чи-
новников-змееносцев различного ранга и является
средним звеном управления. Сюда входят любые
государственные служащие, отвечающие за идеоло-
гию, хозяйственную деятельность и воспроизвод-
ство своей административной системы. Диапазон
должностей простирается от зонального управите-
ля до ответственного за проведение "Встречи со
Змеем" в Доме Собраний городского микрорайона.
Формирование этого класса происходит на общих
для любой бюрократии основаниях. Низшее звено
управления существует на территориально-произ-
водственных началах, его идеологическое влияние
ограничивается общими собраниями по месту рабо-
ты.
Параллельно всем слоям общества существует
аппарат подавления - армейско-полицейская орга-
низация "глаз владыки", лиловых. В чистом ви-
де представляет собой организацию государствен-
ной безопасности,действующую исключительно про-
тив внутренних врагов-инакомыслящих за неимени-
ем врагов внешних. Для отражения возможных на-
падений последних созданы войска Стражей Неба.
Как в любой армии, выполняется принцип едонона-
-13-
чалия и дисциплины. Вооружение не превосходит
по уровню ХХ век: личное оружие включает весь
диапазон ручного стрелкового от пистолетов до
автоматических винтовок, используются реактив-
ные самолеты и ракеты класса "земля-орбита",
для перевозки высокопоставленных лиц применяют-
ся бронемашины класса представительских лимузи-
нов. Развернутого военно-морского флота и бро-
нетанковых войск не наблюдается, хотя упомина-
ния о них в истории войн планеты встречаются
довольно часто. Вероятно, эти рода войск в ус-
ловиях отсутствия равноценного противника утра-
тили свой смысл, так как с собственным народом
воевать на море невозможно. Что касается танко-
вых частей, то они должны были выродится в по-
лицейские соединения броневиков. Поэтому же,
вероятно, не упоминается артиллерия, крупнока-
либерные виды стрелкового оружия, ручное проти-
вотанковое оружие.
Группы интеллигенции всех отраслей объедине-
ны в класс ДЖИ. Долгая жизнь (в пределах сред-
ней продолжительности жизни ХХ века) даруется
представителям этого класса по трем причинам:
во-первых, подготовка специалиста требует вре-
мени и материальных затрат, окупающихся только
при длительном его использовании, во-вторых,
различие в сроках и уровне жизни ДЖИ и КЖИ по-
могают осуществлять принцип "разделяй и власт-
вуй", держа интеллигенцию в постоянном страхе
перед зверскими погромами торжествующего хама,
в-третьих то, что даровано, может быть так же и
отнято, это дает лишний козырь властям в их уп-
равлении массовой культурой и научно-техничес-
ким уровнем, создаваемыми ДЖИ. В одной семье
могут быть представители обоих регулируемых
классов планеты, причем по "милостивому" закону
ДЖИ может сохранить жизнь одного КЖИ из членов
своей семьи. Жизнь ДЖИ и их семейств продлева-
-14-
ется принудительно средствами примитивной меди-
цины. Попытки проникнуть в "Дом нежной смерти"
караются.
Класс КЖИ объединяет всех людей, непосред-
ственно занятых в производстве материальных це-
нностей и обслуживании вышестоящих классов и
самих себя. Краткость их жизни так же относи-
тельна - 101 год по календарю Ян-Ях. Но в нор-
мальном земном летоисчисдении этот срок равен
всего 25 годам. Для землян того времени это еще
юность, полудетство. Насильственное прекращение
жизни оправдывается так же тремя причинами:
увеличение скорости оборота поколений, будто бы
ведущее к прогрессу, отбор неспособных к интел-
лектуальной деятельности по мнению правитель-
ства для монотонных физических работ, и облег-
чение участи этих "неспособных", не затрачиваю-
щих время и силы на "бесполезное" обучение и не
знающих мучений старости. По достижении двадца-
типятилетия или в результате производственной
травмы КЖИ направляются в "Дом нежной смерти".
Туда же, или на принудительные работы, посыла-
ются нарушители паспортного режима (в зависимо-
сти от их трудоспособности). Система "короткой
жизни" позволяет точно дозировать информацию,
доступную КЖИ, достаточно надежно прерывает
связь между поколениями, лишает КЖИ стимулов к
самосовершенствованию и изменению строения об-
щества. Побочными явлениями этой системы явля-
ется накопление отрицательных настроений среди
КЖИ, уравновешивающее бодрячество массовой ку-
льтуры, и выход поощряемых насилий и издева-
тельств над ДЖИ за рамки достаточности, призна-
ваемой правительством, тенденции к неуправляе-
мости и переходу в категорию "оскорбителей двух
благ".
Эта часть общества формально в него не вклю-
чена, не оценивается статистически и замалчива-
-15-
ется зональными управителями. "Оскорбители двух
благ" формируются, скорее всего, из тех, кто не
прошел идеологическую обработку административ-
ной системы, родившись в отдаленных районах
планеты, и тех, кто был этой системой отвергнут
в силу совершения каких-либо преступлений или
случайности. "Оскорбители..." ничего не произ-
водят и не связаны никакими моральными нормами.
В этом их сходство с классом бюрократов-змеено-
сцев. Но в отличие от последних, "оскорбите-
ли..." руководствуются не бюрократическими, а
анархическими принципами, что отражается на их
жизненном уровне. Живут за счет грабежа и соби-
рательства, в отдельных проявлениях деградиро-
вав до первобытности. Не исключен каннибализм.
"Оскорбители..." выполняют наряду с погромщика-
ми-КЖИ и полицейскими формированиями "лиловых"
роль кнута, удерживающего народ в городах, под
властью административной системы. (Роль пряника
- относительная обеспесенность благами цивили-
зации и личная безопасность в городах).
Закончив детальное рассмотрение администра-
тивной системы планеты Ян-Ях, можно перейти к
ответу на главный вопрос - в какой мере "Час
Быка" является отражением современного челове-
ческого общества, общества Земли конца ХХ века.
До недавнего времени главенствующей гипоте-
зой относительно этого произведения, бытовавшей
у нас, была точка зрения одного из заместите-
лей Великого председателя, видного змееносца от
культуры времен застоя. По ней "Час Быка" не-
гласно изымался из обращения, как книга, в из-
вращенном виде показывающая и порочащая социа-
листическую действительность, ее великие цели.
Каждый видит то, что хочет видеть, и если це-
лью социализма в их понимании было построение
общества, аналогичного тормансианскому, то "Час
Быка" действительно подрывает основы такого об-
-16-
щества. Но на самом деле книга значительно ши-
ре и глубже, чем подкоп под конкретных чиновни-
ков. "Час Быка" не изображает социализм, капи-
тализм или промежуточную формацию, полученную
их слиянием прямо, в том виде, в каком они су-
ществуют сейчас. Это потому и фантастика, "пос-
ледняя антиутопия", как ее называют, потому что
она проецирует существующие во всех этих обще-
ствах тенденции в их развитии.
Иван Антонович Ефремов, несмотря на потряса-
ющую фактическую точность предвидения, постоян-
но ошибался в сроках осуществления своих проро-
честв. Старт первого искусственного спутника
Земли заставил откорректировать даты событий
"Туманности Андромеды" на целую тысячу лет. Ис-
ходя из информации, ставшей достоянием гласнос-
ти в последние четыре года, можно твердо зая-
вить: от построения общества, повторяющего тор-
мансианское, нас отделяют не два тысячелетия, а
один шаг. Шаг длиной в одно-два поколения. Вся-
кое утверждение требует доказательств, и вот
они:
- Обстановка на Тормансе во многом обуслов-
лена экологической ситуацией, истощением ресур-
сов полезных ископаемых, плодородия почвы, раз-
нообразия биосферы. Тем не меннее, природа Тор-
манса сопротивляется пассивно, отказываясь кор-
мить человеческие орды в Век Голода, не поддер-
живая в людях человеческого своей скудостью и
отчужденностью - даже море не отвечает здесь
солевому составу крови, не дает слияния челове-
ка с природой. Но Торманс не знает кислотных
дождей и слоев ДДТ в ледниках гор, питающих ре-
ки, не укутывается пеленой углекислоты, медлен-
но, но верно повышающей температуру воздуха,
его полярные шапки не усеиваются растапливающей
их сажей и не обжариваются ультрафиолетом через
раскрывающиеся с каждым годом все шире озонные
-17-
дыры. На Тормансе мутации дали трупоядного шес-
тилапого зверя, практически безобидного по бо-
льшому счету. Постоянных атак осатаневших от
мутагенных факторов вирусов гриппа, рака, СПИДа
Торманс, в отличие от современной нам Земли, не
знал. В целом, можно сказать, экологическая си-
туация на Тормансе БЛАГОПОЛУЧНЕЕ, чем на Земле.
Во всяком случае, на Тормансе она стабильнее, а
Земля сейчас напоминает гранату с выдернутым
кольцом, у которой боек удерживается предохра-
нителем, и никто не знает, на какое время расс-
читан запал - на десять или на полсотни лет?
... ... ... Продолжение "Фэнзин "Бойцовый кот". 1989 г." Вы можете прочитать здесь Читать целиком |